В какое время жил иов. История Иова Многострадального

В давние времена к востоку от Палестины в земле Уц жил праведный человек по имени Иов. Он был пятым от Авраама. Это был справедливый и добрый человек, который всегда старался во всей своей жизни угодить Богу.

Господь наградил его за благочестие большими благами. Он имел многие сотни крупного и тысячи мелкого скота. Утешала его большая и дружная семья: у него было семь сыновей и три дочери.

Но диавол позавидовал Иову. Он стал клеветать Богу на праведного Иова: «Разве даром богобоязнен Иов? Отними у него все, что у него есть, - благословит ли он Тебя?»

Бог, чтобы показать всем, насколько верен Ему Иов, и научить людей терпению в их страданиях, разрешил диаволу отнять у Иова все, что он имел.

В один день разбойники угнали у Иова весь его скот, слуг перебили, а страшный вихрь из пустыни разрушил дом, в котором собрались дети Иова, где все они погибли. Но Иов не только не стал роптать на Бога, а сказал: «Бог дал, Бог и взял; да будет благословенно имя Господне».

Посрамленный диавол не удовлетворился этим. Он снова стал клеветать на Иова: «За жизнь свою отдаст человек все, что есть у него: коснись его костей, его тела (то есть порази его болезнью), - увидишь, благословит ли он Тебя?»

Бог разрешил диаволу лишить Иова еще и здоровья. И вот заболел Иов самой страшной болезнью - проказой.

Даже жена Иова стала уговаривать его сказать слово ропота против Бога. А его друзья, вместо утешения, только расстраивали невинного страдальца своими несправедливыми подозрениями.

Они верили, что Бог добрых награждает, а злых наказывает, и кто терпит от Бога наказание, тот грешник. Иов защищал свое доброе имя: он уверял, что страдает не за грехи, а что Бог посылает одному тяжкую, а другому счастливую судьбу по Своей неведомой воле. Его друзья полагали, что Бог поступает с людьми по тем же законам, по которым выносит суд человеческое правосудие.

Но Иов остался тверд, не потерял надежды на милосердие Божие и только просил Господа засвидетельствовать о его невинности.

Бог явился Иову в вихре и указал ему, что для человека найдется слишком много непостижимого в явлениях и творениях окружающей природы. И невозможно проникнуть в тайны судеб Божиих – почему Бог поступает с людьми так или иначе.

Иов был прав в том, когда говорил о Божием Промысле о человеке и что Бог поступает с людьми по Своей Премудрой воле.

В беседе с друзьями Иов пророчествовал о Спасителе и о будущем воскресении: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей увижу Бога. Я увижу Его сам; мои глаза, а не глаза другого, увидят Его».

После этого Бог, показав всем пример верности и терпения в Своем рабе Иове, Сам явился и велел друзьям его, взиравшим на Иова, как на великого грешника, просить молитв за себя у него.

Бог наградил Своего верного раба. Иову вернулось здоровье. У него было снова семь сыновей и три дочери, а скота стало вдвое больше прежнего, и жил Иов еще сто сорок лет в почете спокойно, благочестиво и счастливо.

История многострадального Иова учит нас, что Бог посылает несчастья и праведникам не за грехи, а для еще большего утверждения их в добре, для посрамления диавола и прославления правды Божией. Затем история жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека, учит нас быть сострадательными к несчастным.

Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.

Введение.

Иов и проблема страдания. Один из наиболее известных миру примеров незаслуженного страдания записан в книге Иова. Ее главный персонаж, Иов, человек очень богатый и богобоязненный, за несколько часов лишился всего своего имущества, потерял своих детей и здоровье. Даже жена не поддержала его в бедах, обрушившихся на него, и посоветовала ему умереть, произнесши перед тем хулу на Бога. А затем, словно желая усугубить страдания Иова, явились его друзья, от которых, вместо слов утешения, несчастный услышал слова осуждения. Но хуже всего было то, что и Бог как будто бы отвернулся от Иова и долгое время не отвечал ему и не приходил ему на помощь.

Иов пострадал материально и душевно, физически и духовно. Вся и все было против него, не исключая, казалось, Самого Бога, Которому Иов верно служил. А ведь он был человеком непорочным (1:1,8; 2:3) в духовном и нравственном отношениях. Можно ли представить себе страдания более незаслуженные? Разве не должен был Бог благословить столь праведного человека, вместо того, чтобы подвергать его мучениям? История непревзойденных страданий Иова, который, будучи замечательным гражданином и честным, справедливым человеком, имел так много и так много потерял, поднимает вопрос о природе страдания, ответить на который человечество бессильно.

Нет человека, которому легко было бы постигнуть смысл страдания, но особенно трудно это тем, кого оно постигает незаслуженно. Если только боль не воспринимается переживающим как наказание за грех, то она обескураживает, приводит в смятение. И вот к этой-то тайне, тайне незаслуженного страдания, обращается книга Иова, приоткрывая ее завесу настолько, чтобы человек мог понять: попуская несчастья, Бог может иметь и другие цели, помимо наказания за грех.

Книга обращается и к теме отношения к страданию. Опыт Иова свидетельствует, что верующему человеку, переживающему трагедию, не следует оставлять Бога. Вопрошать Его - да, следует, но не оставлять Его. Подобно Иову, он может жаждать объяснения того, что происходит с ним; но, будучи не в состояния понять причину этого, он не должен "хулить" Бога. В какой-то момент Иов был близок к тому, чтобы поступить именно так, но он так не поступил; вопреки предсказанию сатаны, он от Бога не отрекся.

Книга Иова учит, что нет греха в том, чтобы обращаться к Богу со своими "за что" и "почему", как это делал Иов (3:11-12,16,20). Греховно, однако, обращаться к Нему в требовательном тоне, как это делал Иов (13:22; 19:7; 31:15), в тоне вызова, пытаясь встать вровень с Творцом, имеющим над творением неограниченную власть.

Книгу Иова называют не имеющей себе равных в мировой литературе. По своему содержанию она достигает вершин религиозной мысли, а по форме относится к лучшим образцам поэзии, когда-либо создававшейся человеком. Известны нередко цитируемые слова Томаса Карлейля об этой книге: "Я думаю, что ни на страницах самой Библии, ни вне ее не написано ничего, что звучало бы с такой же силой и могло быть сопоставлено по своему литературному достоинству с книгой Иова".

Уникально само построение книги: это удивительное сочетание прозы и поэзии, монолога и диалога. Пролог (главы 1-2) и эпилог (42:7-17) составляют ее прозаическую часть. Но все, что "между ними" (за исключением вводных стихов, которые в большинстве глав начинают очередной монолог), является поэтической частью (в еврейском оригинале). В принципе, такое сочетание прозы и поэзии встречается и в других древних литературных памятниках Ближнего Востока, но ни одной из других книг Библии оно не присуще.

Автор часто прибегает к приему иронии. Созданное им произведение представляет собой как бы "монтаж" страстных выступлений в суде, так называемого "правового спора" (соответствующие термины нередко используются как самим Иовом и его друзьями, так и Богом). Иов жалуется на свою участь, на "врагов" своих и на Бога.

Уникальность книги Иова обусловливается и богатством ее словаря. В ней встречается множество слов, которые не находим нигде больше в Ветхом Завете. Так, тремя разными словами обозначает автор львов в 4:10-11. Пять синонимов употребляет он для обозначения западни (18:8-10) и пять для обозначения темноты, мрака (3:4-6; 10:21-22). Словарь книги обнаруживает воздействие на автора, писавшего по-еврейски, нескольких древних языков, в ней встречаются слова аккадского, арабского, арамейского, шумерского и угаритского происхождения.

Книга Иова изобилует сравнениями и метафорами, многие из которых взяты из мира окружающей природы. В ней затронуто множество "предметов", или тем, включая астрономию, географию, охоту, зоологию, путешествия; об употреблении в ней "правовых терминов" говорилось выше.

Автор.

Можно лишь строить догадки об авторе книги Иова и о том, когда она была написана. Предположительный период ее создания объемлет значительную часть ветхозаветного времени: от дней Моисея до последних столетий перед Рождеством Христовым. Сколько-нибудь точное время ее написания, как и время описываемых в ней событий, не знает никто. Однако привлекательность и очарование книги лишь возрастают благодаря окутывающему ее покрову тайны.

Что касается предположений об авторе, то они включают самого Иова, а также Елиуя (четвертого друга Иова, заговорившего в конце книги; главы 32-37). Еврейская традиция приписывает эту книгу Моисею. Авторство Соломона предполагается на том основании, что царь этот не только любил поэзию, но и сам был поэтом (в частности, автором Притчей и книги Песни Песней Соломона), а также из-за некоторого сходства между книгой Иова и книгой Притчей (например, Иов. 28 и Прит. 8).

Некоторые подробности продолжительных бесед, записанных в книге Иова, могут навести на мысль о том, что первоначальные записи о пережитом им были сделаны и, может быть, облечены в известную литературную форму самим Иовом. 140 лет, которые он прожил после того, как Бог возвратил ему все, что у него было отнято, достаточный срок для того, чтобы вновь осмыслить и записать былое.

Судя по всему, Иов жил в век патриархов (Авраама, Исаака и Иакова, т. е. примерно от 2100 до 1900 года до Р. Х.). Остановимся на аргументах в пользу этой точки зрения.

1. После постигших его бедствий Иов прожил, как известно, еще 140 лет (42:16), так что в целом мог прожить 200-210 лет. И это, в общем, соответствует протяженности жизни патриархов. Напомним, что Фара, отец Авраама, умер в возрасте 205 лет; сам Авраам прожил 175 лет, Исаак - 180, а Иаков умер, когда ему было 147 лет.

2. Богатство Иова определялось несметностью его стад (1:3; 42:12); то же видим и в отношении Авраама (Быт. 12:16; 13:2) и Иакова (Быт. 30:43; 32:5).

3. Савеяне и халдеи (Иов. 1:15,17) были скотоводческими племенами в дни Авраама, позднее скотоводство перестало быть их главным занятием.

4. Еврейское слово кесита (42:11), будучи переведено на русский язык как "сто монет", встречается в Ветхом Завете еще дважды: в Быт. 33:19 и в Иис. Н. 24:32; оба раза оно употреблено применительно к патриарху Иакову.

5. Дочери Иова наследовали его "имение", наряду со своими братьями (Иов. 42:15), что было бы невозможно после принятия Моисеева закона, согласно которому дочь могла стать наследницей лишь после смерти всех своих братьев (Чис. 27:8).

6. Известны литературные произведения, схожие в том или ином смысле с книгой Иова, которые были написаны в Египте и Месопотамии именно при жизни патриархов, или в "патриархальном веке".

7. В книге Иова не находим никаких упоминаний о чертах или элементах жизни, быта, которые появляются после принятия евреями Моисеева закона, как и ссылок на постановления этого закона (в ней, в частности, ничего нет о священстве, скинии, религиозных правилах и праздниках).

8. Именем "Шаддай" (Бог всемогущий) Бог назван в книге Иова 31 раз (и, кроме этого, всего лишь 17 раз во всем Ветхом Завете). Но именно так называли Бога патриархи (толкование на Быт. 17:1; также Исх. 6:3).

9. В книге Иова обращают на себя внимание несколько собственных имен и географических названий, которые ассоциируются с патриархальным веком. Вот несколько примеров: а) Шева, внук Авраама (Быт. 25:3) и "савеяне", "савейские", производные от этого имени (Иов. 1:15; 6:19); б) Фема, другой внук Авраама (Быт. 25:15) и "дороги Фемайские" (от Фема) в Аравии (Иов. 6:19); в) Елифаз, сын Исава (Быт. 36:4) и Елифаз, один из "утешителей" Иова (Иов. 2:11; эти два Елифаза, впрочем, совсем не обязательно были одним и тем же лицом); г) Уц, племянник Авраама (Быт. 22:21) и Уц - место, где жил Иов (Иов. 1:1).

Итак, хотя этого нельзя утверждать наверняка, Иов мог жить в дни Иакова или несколько позже.

Имя "Иов" было весьма распространенным западно-семитским именем во 2-ом тысячелетии до Р. Х. Оно встречается в одном из египетских текстов 19-го века до Р. Х. как имя некоего принца. Неоднократно встречается оно и в так называемых тель эл-Амариских списках (записях), относившихся примерно к 1400 г. до Р. Х., и в угаритских текстах.

План книги:

I. Пролог (главы 1-2)

А. Характер Иова (1:1-5)

1. О том, где жил Иов, и о его благочестии (1:1)

2. О состоятельности Иова и его процветании (1:2-3)

3. О потомстве Иова (1:4-5)

Б. Бедствия Иова (1:6 - 2:10)

1. Первое испытание (1:6-22)

2. Второе испытание (2:1-10)

В. Утешители Иова (2:11-13)

II. Диалоги (3:1 - 42:6)

А. Желание Иова умереть (глава 3)

1. Горькое сожаление Иова о его рождении (3:1-10)

2. Сетования Иова на то, что не умер при появлении на свет (3:11-26)

Б. Обмен речами; первый "раунд" (главы 4-14)

1. Первая речь Елифаза (главы 4-5)

2. Первый ответ Иова Елефазу (главы 6-7)

3. Первая речь Вилдада (глава 8)

4. Первый ответ Иова Вилдаду (главы 9-10)

5. Первая речь Софара (глава 11)

6. Первый ответ Иова Софару (главы 12-14)

В. Обмен речами; второй "раунд" (главы 15-21)

1. Вторая речь Елифаза (глава 15)

2. Второй ответ Иова Елифазу (главы 16-17)

3. Вторая речь Вилдада (глава 18)

4. Второй ответ Иова Вилдаду (глава 19)

5. Вторая речь Софара (глава 2)

6. Второй ответ Иова Софару (глава 21)

Г. Обмен речами; третий "раунд" (главы 22-31)

1. Третья речь Елифаза (глава 22)

2. Третий ответ Иова Елифазу (главы 23-24)

3. Третья речь Вилдада (глава 25)

4. Третий ответ Иова Вилдаду (главы 26-31)

Д. Четыре речи Елиуя (главы 32-37)

1. Первая речь Елиуя (главы 32-33)

2. Вторая речь Елиуя (глава 34)

3. Третья речь Елиуя (глава 35)

4. Четвертая речь Елиуя (главы 36-37)

Е. Дважды говорил Бог, и Иов отвечал Ему (38:1 - 42:6)

1. Бог говорит в первый раз (38:1 - 39:32)

2. Первый ответ Иова Богу (39:33-35)

3. Бог говорит во второй раз (40:1 - 41:26)

4. Второй ответ Иова Богу (42:1-6)

III. Эпилог (42:7-17)

А. Бог осуждает друзей Иова (42:7-9)

Б. Бог вновь делает Иова богатым человеком и счастливым семьянином (42:10-17)

Трактующей проблему страдания праведного. Книга Иов - один из древнейших образцов спекулятивной нравоучительной литературы Ближнего Востока.

Анализ текста книги Иов показывает, что она составлена из прозаической повествовательной рамки (пролог - главы 1–2; эпилог - 42:7–17) и поэтических глав, в которых представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ Бога Иову. Прозаические и поэтические главы различны не только по форме, но и по содержанию:

Иов, житель восточной земли Уц, обладатель несметных стад и многочисленных слуг (подобно патриархам в книге Бытие), отец семи сыновей и трех дочерей - угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8), - говорит Господь Сатане . Однако Сатана заявляет, что благочестие Иова небескорыстно: «Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, - благословит ли он Тебя?» (1:11). В следующих одно за другим несчастьях Иов в один день теряет все свое имущество и детей, однако ни одно богохульное слово не сходит с его уст. Напротив, он заявляет: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). Однако это испытание не кажется Сатане решающим, и он предлагает испытать Иова телесными страданиями. С позволения Бога Сатана насылает на Иова проказу, однако Иов стойко переносит и это несчастье: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:10).

В эпилоге Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях и порицает трех его друзей за то, что те «говорили о Нем не так верно, как раб Его Иов» (42:7).

В этом прозаическом обрамлении развертывается дискуссия (поэтические главы книги), в которой Иов предстает не как благочестивый человек, принимающий с любовью беды, обрушиваемые на него Богом, а как мятежник, вступающий, вопреки увещеваниям друзей, в спор с Богом. Иов проклинает день своего рождения (3:3), обвиняет друзей в недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14–30; 16:1–5), утверждает свою непорочность (23; 27; 31) и требует третейского суда между ним и Богом (9:29–35; 16:21–22); Иов обвиняет Господа в несправедливости Его кар (10), сокрушающих надежды праведника (14:18–22), теряет веру в воздаяние за добродетель (21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (24). В ответ Бог вопрошает Иова о мере его знания (38, 39), и устыженный Иов замыкает уста; Бог вопрошает Иова, не хочет ли он обвинить Его, чтобы оправдать себя (40:8), и Иов «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6).

Прозаическая часть книги Иова (пролог и эпилог) представляет собой независимое от поэтической части литературное произведение. Герой повествования упоминается в книге пророка Иехезкеля : «Если бы нашлись... сии три мужа: Ной, Даниэль и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души... но не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы...» (14:14 и 16). Имя Иова, так же как название его местопребывания - Уц (в Библии также имя одного из внуков Сима ; Быт. 10:23), следует рассматривать как анахронизмы, а роль, которую играет в рассказе Сатана, свидетельствует о влиянии персидской культуры. О попытке придать повествованию архаический характер говорят и другие анахронизмы (например, халдеи упомянуты под их древним названием касдим ; 1:17). Действие происходит в земле «сынов Востока» (Иов 1:3), то есть на исторической родине патриархов; как и в историях о патриархах, богатство измеряется числом слуг и количеством скота (Иов 1:3; 42:12; Быт. 24:35; 26:14; 30:43); долголетие Иова напоминает долголетие патриархов (Иов 42:16; Быт. 25:7; 35:28; 47:28); Иов, как и Авраам , называется «раб Господень» (Иов 1:8; 2:3; 42:8; Быт. 26:24) и, как Авраам (Быт. 22:1, 12), испытывается Богом и успешно выдерживает испытание своей веры; наконец, упоминаемая в книге Иова денежная единица ксита (42:11) встречается только в повествованиях о патриархах (Быт. 33:19). Новейшие филологические исследования доказывают, что в дошедшей до нас форме рассказ был зафиксирован после возвращения изгнанников из пленения вавилонского .

Многочисленные попытки библеистов установить период составления поэтических глав книги Иова не привели к однозначным результатам. В языке диалогов столь заметно влияние арамейского языка, что некоторые исследователи (например, Н. Х . Тур-Синай) пришли к выводу, что книга Иова была либо переведена с арамейского, либо составлена на северной периферии Эрец-Исраэль, подверженной влиянию арамейской литературы. С другой стороны, имена друзей Иова (Элифаз из Теймана, Билдад из Шуаха и Цофар из На‘амы) указывают на их связь с Эдомом .

Среди современных библеистов преобладает мнение, что и поэтическая часть книги Иова приняла окончательную форму после вавилонского пленения. Во всяком случае, именно в этот период поэтически-философская дискуссия была включена в теодицею повествовательной рамки. Книга Иова - вершина библейской поэтической «литературы мудрости», которая процветала на Ближнем Востоке, но в древней культуре Израиля подверглась уникальной трансформации и в Библии пронизана глубоким религиозным чувством.

Страждущий праведник - тема, известная шумеро-вавилонской и древней египетской литературам, но там она не озарена драматической напряженностью книги Иов. Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В книге же Иова герой призывает самого Бога к суду и требует от него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи, отрицающей сомнение. Вера в милость Бога, который нисходит до ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности книги Иов, несмотря на наличие в ней элемента скептицизма. Глубокая религиозность, которой проникнута книга, выходит далеко за рамки библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего стал в еврейской и мировой художественной и философской литературе символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.

На протяжении веков смысл книги Иов трактовался различно. В Талмуде и Мидраше Иов рассматривается то как один из немногих подлинно богобоязненных персонажей Библии, то как богохульник. В Талмуде приводится мнение о том, что Иов - вымышленная личность, герой назидательной притчи (ББ. 15а–б). В том же контексте, однако, сказано (ББ. 15б), что по библейской характеристике Иов превосходит праведностью даже праотца Авраама.

Иов действительно существовал

Есть мнение, будто Иов – вымышленный персонаж из народного предания.

Однако Святое Писание совершенно не разделяет подобного взгляда. Например, в главе 14 Книги пророка Иезекииля Иов упоминается наряду с другими мужами, которые являются историческими личностями, а именно с Ноем и Даниилом. Кроме того, в главе 5 Послания Иакова мы видим, что история Иова приводится в качестве примера преследуемым христианам того времени. И эта история, должно быть, действительно произошла, так как вымышленные рассказы со счастливым концом не помогли бы угнетенным людям.

Поэтому мы считаем, что все описанное в этой книге является правдой.

Где и когда жил Иов?

В определенном смысле этого человека скрывает завеса таинственности. Он жил в земле Уц. То есть не в Ханаане. Однако ни один географический атлас не ответит нам с точностью, где именно находилась эта территория. Одни указывают на Иорданию, другие на Едом. Вероятнее всего, Иов жил недалеко от города, в котором он занимал влиятельное положение (Иова 29:7).

Также нельзя точно сказать, когда именно жил Иов. Любые попытки определить это заканчиваются неудачей. Наиболее вероятно, что события, описанные в этой книге, происходили во времена пребывания израильтян в Египте. Кроме того, вполне возможно, что один из друзей Иова, Вилдад Савхеянин, был потомком Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт. 25:2). Более того, есть основания полагать, что предком Елифаза Феманитянина был Исав (Быт. 36:10). Итак, предположительно Иов жил во время, не очень отдаленное от периода патриархов. Однако абсолютной уверенности в этом нет.

Тем не менее подобная неопределенность никак не мешает понять суть данной книги. Мы без всяких сомнений верим, что «…Святое Писание вполне содержит волю Божью; и все то, во что человек должен верить, дабы спастись, достаточно изложено в оном» (Бельгийское исповедание, артикул 7).

Вот почему мы уверены: в этой книге содержится важная весть, вполне достаточная для того, чтобы пребывающего в растерянности человека нашего времени научить, во что он должен верить в трудные времена, дабы спастись.

Не только богатый, но и благочестивый

Этот человек был благочестивым и праведным, непорочным и справедливым, богобоязненным и удаляющимся от всякого зла. Какая потрясающая характеристика! Выглядит как рекомендация, с радостью выданная церковным советом брату, который собирается сменить место жительства!

Иов был очень богатым человеком. Он владел огромным поголовьем скота. Тем не менее он не полагался на богатство. Несомненно, Иов был благодарен Богу за все это, однако больше всего на свете он ценил общение с Ним. По этой причине Иов и назван благочестивым, непорочным. Это слово явственно указывает на то, что Иов был цельной натурой, обладал сильным характером, искренне любил Бога, Которого считал единственным Источником всех благ.

Иов был крупным предпринимателем, занимался торговлей шерстью и скотом. Он покупал и продавал. Говорят, что в торговле невозможно оставаться честным, однако Иов был праведным, справедливым. Люди доверяли ему.

Богачи запросто могут чувствовать себя независимыми, а следовательно поступать авторитарно. Однако Иов не был таким человеком. Ведь он почитал Господа и был богобоязненным.

Кроме того, Иов не участвовал в злых делах, так как удалялся от всякого рода зла.

Потому что об этом и пойдет речь в данной книге. И в особенности о том, какова цена такой высокой оценки Иова.

Эта характеристика была дана Иову в период великого процветания. Но – и здесь мы несколько забегаем вперед – что произойдет в трудные времена?

Иов был непорочным и справедливым, но также и сказочно богатым. Он был богобоязненным человеком. И Бог чудесным образом благословлял его. Но что случится с верой Иова, когда Бог положит конец его привилегированному положению?

В данном случае мы имеем дело с одним из самых животрепещущих, насущных вопросов современности. Конечно, нам легко полагаться на Бога, когда в нашей жизни все идет гладко. Однако сможем ли мы так же уповать на Отца нашего Небесного, когда Он поколеблет все основания нашей жизни? Что случится с нашей верой в Бога, если Он лишит нас земных радостей?

Насколько же крепким было хваленое благочестие Иова?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно сказать еще несколько слов о нем самом.

Иов как отец

Отец несет ответственность, как руководитель семьи. Все об этом хорошо знают. Руководство семьей является частью служения отца как царя. Он ответственен за порядок в своей семье.

Еще более важным является служение отца как пророка. К сожалению, есть отцы, которые лишь изредка говорят со своими детьми о Господе, если вообще делают это. Они никогда не обсуждают с детьми прочитанное из Святого Писания.

Но осознает ли каждый отец то, что он также является и священником в своей семье? Это значит, он должен быть заинтересован в том, чтобы у его детей были личные отношения с Господом, – даже больше, чем в их оценках и успеваемости.

В этой связи об Иове мы слышим лестные отзывы. Семь сыновей Иова устраивали пиры – скорее всего, речь идет о праздниках, посвященных сбору урожая или стрижке овец. Молодые люди гостили друг у друга, вместе праздновали с радостью и веселием. Мы читаем о праздничных пиршествах, о яствах и питье. У них, по всей видимости, были хорошие отношения, так как все они поочередно принимали остальных членов семьи в собственном доме. Также в празднествах участвовали и три их сестры. Все указывает на непринужденную атмосферу семейного единения.

Однако после празднеств сыновья и дочери должны были прийти к отцу. Иов посылал за ними и освящал их, а на следующее утро рано вставал и возносил за каждого всесожжения. В возносящемся к небу дыме и пламени мы видим образ того, что впоследствии произойдет с нашим Господом Иисусом Христом. Живя в ветхозаветном периоде, Иов просил Бога, чтобы Он очистил его детей, что возможно благодаря будущей жертве Иисуса Христа.

Можем ли мы сказать, что во время этих празднеств имело место нечто непристойное? Упивались ли там вином?

Об этом ничего не говорится. Тем не менее Иов рассуждал так: «Может быть, сыновья мои согрешили, и похулили Бога в сердце своем».

Возможно, он иногда не доверял своим детям? Может быть, он в чем-то их подозревал? Однако любые критические вопросы неуместны, так как Святое Писание в данном случае одобряет его действия.

Пусть же такая осторожность Иова будет примером как для молодых, так и для пожилых. Иногда родителям очень тяжело принять весть о плохом поведении своих детей. Но разве сами они всегда поступают правильно? Мы должны уметь доверять своим детям, не правда ли?

Как же поступал Иов?

Он понимал, как трудно молодым, полным жизни людям праздновать и веселиться, не нарушив при этом Божьих заповедей. Но Иов не сетовал по поводу «нынешней молодежи» и позволял им устраивать праздники. Он не был придирчивым хлопотуном. Но и не впадал в другую крайность, когда родители совершенно не вмешиваются в жизнь своих детей. Поэтому после празднеств он вел сыновей и дочерей к жертвеннику. Он как бы подводил их к подножию Христова креста. Сжигаемая огнем жертва служила превосходным напоминанием о том, что веселое времяпрепровождение никогда не должно нарушать их отношений с Богом. Поэтому Иов молился о них и приносил жертвы, прежде чем он услышит жалобы. Вероятно, на них это производило глубокое впечатление. Таким способом Иов учил своих детей, чтобы они не забывали Господа – даже во времена празднеств.

Как Бог отзывался об Иове

Характеристика Иова основывалась не только на человеческих суждениях. Люди могут ошибаться и иметь слишком высокое мнение о благочестии того или иного человека. Но в данном случае Сам Бог четко и ясно сказал, что на земле нет более благочестивого человека, чем Иов.

Это произошло во время встречи на небесах. Кроме ангелов на небесном собрании присутствовал также и сатана. Он возвратился после своих странствований по земле.

В Откровении, 12:10, он назван «клеветником братий наших, клеветавшим на них пред Богом нашим день и ночь». Таким образом, нам не нужно ломать голову в догадках, дабы понять, что же он собирался делать на этом небесном собрании. Во время последнего своего путешествия по земле он наблюдал падение отдельных верующих. Собрано достаточно материала для огромного числа обвинений! Вера и христианская нравственность, по его мнению, ничто, пустой фарс.

Итак, обсуждается очень важный вопрос. Сам Господь поднимает его, спрашивая сатану: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова?» (Иова 1:8). И прежде чем сатана смог что-то сказать, Он добавляет: «…ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иова 1:8).

Удивительно слышать такой похвальный отзыв из уст Самого Бога! Иов не был совершенным человеком. Самые святые люди на земле находятся лишь в начале пути совершенного послушания Богу. Тем не менее Сам Бог дал высокую оценку благочестию Иова. Он сказал эти слова прямо в лицо сатане. Таким образом, благочестие Иова было бесспорным. Это факт. Однако мы должны помнить об одной вещи. Бог не превозносил Иова. Он указывал сатане не на деяния благочестивого человека. Ведь верная жизнь Иова в сущности представляла собой результат труда Самого Бога. Господь говорит о «рабе Моем Иове», который находился в самом начале пути послушания Богу. Но и это начало было следствием действия Святого Духа. Поэтому это никакой не фарс. Сатане было бы лучше не высказывать подобную мысль!

Иов был лицемером?

Все указывает на то, что сатана хорошо знал Иова. Во время своего последнего странствования по земле он обратил на Иова внимание, однако не смог найти в нем ничего подозрительного. Он должен был признать, что в жизни Иова не было ничего достойного его критики.

Тем не менее он яростно выступал против Божьей положительной характеристики Иова. Сатана утверждал, будто у Бога неправильное суждение о его праведности, говоря: «Разве даром богобоязнен Иов?» (Иова 1:9). Он хотел показать, что Иов – обыкновенный эгоист, и заявлял, что в своем благочестии Иов руководствовался лишь корыстными побуждениями и ничем иным. Этот человек, вне сомнений, был избалован Богом, даровавшим ему замечательную семью, огромное богатство и почет. Чего еще он мог желать? Однако если Бог нарушит счастливое благоденствие Иова, что тогда случится с его любовью к Богу?

Таким образом, сатана представил следующую схему: исчезнет богатство Иова – исчезнет и вера Иова; и то, что Бог считает благочестием, на самом деле является не чем иным, как следствием личных интересов Иова.

Это было весьма серьезное заявление, могущее возыметь ужасные последствия. Сатана таким образом мог нанести сокрушительный удар по характеристикам всех христиан, вынеся им убийственный вердикт. Не забывайте, что, по словам Самого Бога, на земле не было более благочестивого человека, чем Иов. Теперь представьте, что все это благочестие обусловлено обыкновенным эгоизмом и потому является ложным. В таком случае вся христианская жизнь укоренена в эгоизме, а обращение и покаяние представляют собой не что иное, как завуалированный эгоизм. Благочестие и праведность? Все это на самом деле лишь отражение личных интересов.

Эта клевета была попыткой покушения на церковь с ее проповедью, благовестием и миссионерской деятельностью. Если признать истинность такого положения вещей, подлинное благочестие являлось бы лишь выдумкой, фикцией. То, что мы читаем об Аврааме и Моисее, о Петре и Павле не имело бы смысла. Все христиане в таком случае лишь преследовали бы собственные интересы. Таков было бы их единственный стимул.

Наиболее крайнее проявление такого цинизма подразумевает то, что труд Христа был изначально обречен на провал: Он всегда привлекал бы людей, преследующих лишь собственные интересы.

Итак, мы затронули основной вопрос этой книги: могут ли христиане искренне любить Бога, пребывая даже в тяжких испытаниях?

Бог уверен в вере Иова

Господь совершенно серьезно отнесся к обвинениям сатаны. Он мог, например, сказать: «Отойди от меня, сатана, ты лжешь!» На этом и закончилась бы Книга Иова.

Но обвинение нужно было опровергнуть.

Поэтому сатана получил разрешение разрушить жизнь Иова. Бог, будучи полностью уверен в Иове, знал, что сатана потерпит поражение. Откуда же у Него была такая уверенность? Дело в том, что вера Иова была следствием действий не человека, но исключительно Самого Бога. Поэтому Иов мог выстоять против всех нападок сатаны.

Пока еще он живет тихо и спокойно. Однако сатана, подобно льву, уже приготовился наброситься на свою жертву. Над Иовом сгущаются тучи. Но Бог не допустит, чтобы начатое Им дело потерпело крах.

Какое ободрение для нас!

Как мы отреагируем, сможем ли не сдаваться, когда на нас обрушится горе? Горе… Потому что счастье, ради которого стоило жить, исчезло. Горе… Потому что наши сокровенные желания так и не исполнились или потому что угасла наша последняя надежда. Есть ли уверенность в том, что мы с верою сможем преодолеть все это и справиться с трудностями?

В притче о сеятеле Иисус говорит о людях, чья вера до такой степени поверхностна, что при первом же испытании она улетучивается. Но чего ожидать нам, когда мы, несмотря на свои прегрешения, полагаемся на Господа? Сможем ли мы любить Его, когда Он лишит нас благ?

Поэтому нам и надо узнать, как закончилась история Иова. Ведь он прошел испытание. И это дает нам надежду. Но почему? Разве можем мы сравниться с Иовом? Мы же не он! И это правда. Возможно, нам и не сравниться с ним в его терпении и стойкости. Тем не менее, как мы надеемся, нас с Иовом связывает то, что мы слеплены из одного теста. Поэтому наше упование зиждется на том факте, что Бог Иова является также и нашим Богом. Стойкость, которую Бог даровал Иову, Он также даст и нам.

Ведь эта история не представляет собой описание личных заслуг Иова. Это повествование отражает благую весть, которую Бог несет всем, кто на Него уповает: «Я помогу тебе выстоять, пройти через все это». Вот поэтому все то, о чем говорится в Книге Иова, имеет такое большое значение для нас.

Книга Иова – глубокодумное произведение еврейской мысли, одно из величайших творений во всей поэзии всех народов и времен, занимает по своему содержанию совершенно одинокое положение в еврейской литературе. По форме, оно соединяет в себе все виды поэзии: начало и конец его имеют эпический характер; главная по объему средняя его часть написана в драматической форме разговора, возвышающегося в описаниях природы до лиризма, а в целом своем, Книга Иова имеет дидактическое направление.

Иов и его друзья. Картина Ильи Репина, 1869

Содержание книги. «Был человек в земле Уц; имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удалялся от зла», – так начинается эпическое вступление Книги Иова. Земля Уц – часть юго-восточной Палестины. Иов был князь кочевого племени. За его справедливость и богобоязненность, Бог наградил его всеми благами. Сатана сказал Господу, что благочестие Иова не бескорыстно: Иов любит-де Господа только за то, что Господь дает ему богатство и счастье; если Господь отнимет у него награды за благочестие, он перестанет благословлять Господа. Господь дал сатане позволение испытать, так ли это, подвергать Иова бедствиям.

На Иова стали обрушиваться одно за другим тяжкие бедствия. Стада и рабы его погибли. Дом, в котором пировали его сыновья и дочери, упал и раздавил их своими развалинами. Но обнищавший, лишившийся детей Иов остался твёрд в своей преданности Господу. Сатана испросил позволение подвергнуть страданию и тело самого Иова, и «поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его». Но и в этом страдании Иов сохранил преданность Господу. Он сказал жене, возбуждавшей его к ропоту: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» И «не согрешил Иов устами своими».

Книга Иова. Аудиокнига

Молва о бедствиях Иова разнеслась повсюду, и трое друзей его из разных местностей «сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его. И подняв глаза свои издали, они не узнали его», – так он переменился от болезни; – «и зарыдали, и сидели с ним на земле семь дней и семь ночей», не находя слов утешения. Наконец, Иов прервал тяжкое молчание, и скорбь его излилась жалобами, проклятиями мучительной жизни. Его горькие слова показались его друзьям нечестивыми; они стали доказывать Иову, что Бог справедливо награждает и наказывает людей по заслугам. Один после другого, они пытались доказать Иову, что если он подвергся бедствиям, то должен считать себя заслужившим наказание от Бога какими-нибудь грехами. Иов спорит против них, говорит, что чувствует себя невинным. Он упрекает их в безжалостности к нему, и в скорби своей резко говорит о том, что беззаконники остаются счастливы, а праведники бедствуют. Его друзья, все трое, возмущаются такими мыслями, называют их нечестивыми, опровергают их примерами. Таким образом, идет ряд речей: друзья Иова, сообразно с господствующими в стране понятиями, доказывают, что Бог всегда поступает с людьми, как заслужили того люди, и что следовательно бедствия Иова – наказание ему за какие-нибудь грехи; Иов продолжает утверждать, что он страдает невинно, и продолжает приводить примеры того, что нечестивцы остаются безнаказанными, а праведники страдают. Он говорит, что если не при жизни его, то по его смерти Бог покажет людям невинность его. Он кончает свои возражения друзьям трогательными воспоминаниями о своем прежнем счастье, о своей непорочной жизни и призывает Бога во свидетельство своей невинности.

Но раньше, нежели наступает минута решения вопроса голосом самого Господа, в спор с Иовом вступает слушатель Елиуй, молчавший, пока у трех друзей Иова находились возражения ему: «Когда те три мужа перестали отвечать Иову, воспылал гнев Елиуя на Иова за то, что он оправдывал себя больше, нежели Бога, а на тех трех друзей его воспылал гнев его за то, что они не нашли, что отвечать». Елиуй молчал, пока они говорили, «потому что они летами были старше его»; – когда они замолчали, берет на себя защиту высказанных ими мыслей он. Елиуй упрекает Иова за то, что он не видит справедливости Господа в управлении судьбами людей: «Неправда, что Бог не слышит» жалоб, воссылаемых ему праведными: «Суд пред ним, и жди его. Он не поддерживает нечестивых, и воздает должное угнетенным» (XXXV, 13, 14; XXXVI, 6).

После речи Елиуя, которая остается без ответа со стороны Иова, Господь отвечает на призвание Иова свидетельствовать о его невинности. «И отвечал Господь Иову из бури, и сказал: Препояшь, как муж, чресла твои: Я буду спрашивать тебя, а Ты отвечай Мне». Господь вопрошает Иова, может ли он постичь пути Господни? Господь говорит, что Иов и друзья его слишком самонадеянно считали себя постигающими всемогущество и мудрость Господа; друзья Иова слишком узко судили о правосудии Господа, обвиняя Иова. Иов говорит, что ни он сам, ни кто иной из людей не может постичь пути Господа.

Господь вознаграждает Иова за его страдания и утраты. Он исцелил его от болезни, и «благословил последние дни Иова более, нежели прежние», удвоил богатство его, и дал ему столько же детей, сколько было у него прежде. «И не было на всей земле таких прекрасных женщин, как дочери Иова. После того Иов жил сто сорок лет, и видел сыновей своих, и сыновей сыновних до четвертого рода. И умер Иов в старости, насыщенный днями». Так кончается Книга Иова.

Мнение учёных о том, когда была написана Книга Иова. Очевидно, что Книга Иова написана в такое время, когда еврейский народ уже достиг высокой степени образованности. По всей вероятности справедливо мнение тех исследователей, которые полагают, что она возникла после падения царства Иудейского . Никаких фактических данных для определения времени её происхождения мы не имеем; вывод, который мы принимаем за справедливый, основан только на соображениях вероятности. Но ясно, что Книга Иова принадлежит такому периоду, когда иудейский народ ознакомился с учениями, противоречащими его привычным понятиям. В Книге Иова есть признаки знакомства евреев с вероучением персов . Борьбы против хананейского язычества в ней уж нет, еврейский народ уж не впадает в идолопоклонство. Из всего этого, кажется, следует, что Книга Иова написана не раньше пленения вавилонского . Во время ли пленения написана она, или после возвращения иудеев из плена , едва ли возможно решить.

Описания природы. Описания природы в Книге Иова превосходны. Александр Гумбольдт во втором томе «Космоса» говорит: «Книга Иова справедливо считается превосходным созданием еврейской поэзии. Картины явлений природы в ней очень живописны, а распределение их в ней сделано с художественным мастерством дидактики. На всех новых языках, на которые переведена Книга Иова, её описания восточной природы производят глубокое впечатление. «Господь ходит по хребтам воздымаемых бурею волн моря». «Заря охватывает края земли, и земля становится как разноцветная одежда». В Книге Иова описываются нравы животных: дикого осла, лошади, буйвола, гиппопотама, крокодила, орла и страуса. Мы видим, как чистый эфир расстилается при знойном южном ветре зеркальною одеждою над жаждущею землею. Где природа скупо дает свои дары, чувства человека изощряются, он внимательно следит за каждою переменою в атмосфере, на поверхности безжизненной пустыни, на волнующемся море; он зорко видит признаки приближающихся перемен. В сухой, скалистой части Палестины прозрачность воздуха очень благоприятна зорким наблюдениям».