Барокко фигуры. Архитектура и скульптура барокко в италии

Антони Гауди.

Дом Мила. 1906-1910 гг.

Барселона.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО БОЛОНСКАЯ АКАДЕМИЯ МИКЕЛАНДЖЕЛО ДА КАРАВАДЖО

ИСКУССТВО ИСПАНИИ XVI-XVII ВЕКОВ

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

ЭЛЬ ГРЕКО

ХУСЕПЕ РИБЕРА

ФРАНСИСКО СУРБАРАН

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС

БАРТОЛОМЕ ЭСТЕБАН МУРИЛЬО

ИСКУССТВО ФЛАНДРИИ

ПИТЕР ПАУЭЛ РУБЕНС АНТОНИС ВАН ДЕЙК ЯКОБ ЙОРДАНС АДРИАН БРАУВЕР

ИСКУССТВО ГОЛЛАНДИИ

ФРАНС ХАЛС

РЕМБРАНДТ ВАН РЕЙН

ЯН ВЕРМЕР И ДЕЛФТСКАЯ ШКОЛА

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ

АРХИТЕКТУРА КЛАССИЦИЗМА СКУЛЬПТУРА

НИКОЛА ПУССЕН И ЖИВОПИСЬ КЛАССИЦИЗМА

КXVII в. знания европейцев о мире значительно расширились. Ве­ликие географические открытия предшествующих столетий: откры­тие Америки (1492 г.), первое кругосветное путешествие (1519- 1522 гг.); новые научно-философские представления - о том, что Земля вращается вокруг Солнца, о бесконечности Вселенной - по­казали, как огромен и сложен мир.

В политической жизни Европы в XVII в. тоже произошли существенные изменения. Во Франции утвердилась абсолютная монархия, тогда как в Анг­лии в результате буржуазной революции 1640-1660 гг. была провозглаше­на парламентская республика. Феодальная Испания в это время пережива­ла экономический застой, от которого не уберегли даже доходы от огромных владений в Америке, а маленькая буржуазная Голландия выдви­нулась в число наиболее развитых стран. В Центральной Европе склады­валась обширная многонациональная держава - будущая Австрийская им­перия. Германия же и основная часть Италии оставались раздробленными на множество мелких, постоянно враждовавших государств. К началу XVII в. Европа оказалась поделённой на две части: протестантскую и католическую. Это усложнило политические и культурные взаимоотношения между госу­дарствами.

Искусство XVII в. развивалось в тесной связи с идеями и традициями эпо­хи Возрождения (см. статью «Искусство Возрождения в Италии» тома «Ис­кусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»). Художники вновь обратились к античности (истории и культуре Древней Греции и Древнего Рима). Од­нако если мастера Возрождения ощущали себя прямыми преемниками и про­должателями античных традиций, то в XVII в. древняя культура преврати­лась в недосягаемый идеал, приобщение к которому только сильнее показывало несовершенство современной жизни. Кроме того, в отличие от «универсальных гениев» Возрождения многие мастера XVII столетия созна­тельно замыкались в рамках одного жанра.



Итальянское искусство в XVII в. уже не было единственным и безого­ворочным авторитетом. В ряде европейских стран возникли самобытные национальные художественные школы, нисколько не уступавшие итальян­ской. Но всё же некоторые важные принципы были общими для всех. Один из них - синтез искусств, т. е. создание единого произведения вырази­тельными средствами разных видов искусств. В дворцовых или храмовых ансамблях гармонично сочетались архитектура, живопись и декоративное убранство.

Ещё в эпоху Возрождения начали проектировать города по регулярному (правильному) плану. В XVII в. градостроители в крупнейших европейских столицах (прежде всего в Риме и Париже) стали связывать площади и веду­щие к ним хаотично застроенные средневековые улицы в единое целое.

В XVII столетии в Европе сложилось два новых стиля - барокко и клас­сицизм, которые охватили все виды художественного творчества: литера­туру, музыку, театр, архитектуру и изобразительное искусство.

*Протестантизм - одно из главных направлений в христианстве наряду с православием и католициз­мом. Возник в XVI столетии в ходе Реформации (от лат. reformatio - «преобразова­ние») - общественного движения в Европе, боровшегося против Католической Церкви.

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

На развитие итальянского искусства с середины XVI до конца XVII в. ока­зывала воздействие Контрреформация - движение в католическом бого­словии, политике и культуре, направленное против Реформации. Главным оружием Контрреформации стала инквизиция - не подчинявшиеся свет­ским властям церковные суды, призванные бороться с инакомыслием. Од­нако, наблюдая распространение протестантизма в Европе, наиболее дальновидные деятели Церкви призывали защищать позиции католициз­ма, не преследуя протестантов, а создавая новую систему духовного воспи­тания человека. В 1555 г. Папа Римский Павел IV объявил, что основные догматы (положения) христианства человеческое сознание способно вос­принять только через мистическое (сверхъестественное) озарение, кото­рое Бог дарует далеко не каждому. Человек должен покаяться в грехах, при­вести душу в полное подчинение воле Божьей и тем самым приблизиться к познанию истины и воссоединению с Богом.

Эти религиозные идеи легли в основу стиля барокко, сложившегося в Ита­лии в 80-х гг. XVI в., и определили основные его черты. Эмоциональная вы­разительность, масштабность и насыщенность движением, сложность компо­зиционных решений - всё это призвано было создать у зрителя особый духовный настрой. Само название стиля (итал. barocco - «странный», «при­чудливый») появилось значительно позже и совершенно не отражает его глу­бинного смысла.

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА БАРОККО

Наиболее характерные черты италь­янской архитектуры XVII в. вопло­тились в памятниках Рима. Именно здесь ярче всего проявилась главная особенность барокко - стремление к созданию ансамбля. Этот стиль соединил постройки разных эпох в архитектурное целое. В римской архитектуре барокко появились но­вые типы храма, городской площа­ди и дворцового ансамбля.

Первым образцом стиля барокко можно считать церковь Иль-Джезу, возведённую к 1575 г. архитектора­ми Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573) и Джакомо делла Пор­та (около 1537-1602) для мона­шеского ордена иезуитов. Автор основной части проекта Виньола обратился к форме купольной бази­лики. Центральный неф церкви здесь

короче и шире, чем в предшеству­ющих постройках подобного типа, а вместо боковых нефов с двух сторон располагаются капеллы (ча­совни).

Очень торжественно выглядит интерьер храма, оформленный мощ­ными колоннами и пилястрами, многочисленными скульптурными украшениями. Обилие деталей при­тягивает к себе внимание вошедше­го в церковь, как бы намеренно за­трудняя движение к области купола, где его ждёт пространственный про­рыв вверх. Всё это напоминает ду­ховный путь человека к общению с Богом - через преодоление стра­стей и пороков.

Интересна композиция фасада Иль-Джезу, выполненного Джакомо делла Порта. Мастер разделил ог­ромную плоскость стены на два го­ризонтальных яруса, оформив каж­дый из них ордером. Более узкий верхний ярус обрамлён по краям спиралевидными деталями - во­лютами (итал. voluta - «завиток») и

*Базилика (от грет. «базилике» - «царский дом») - прямоугольное в плане здание, разделённое внутри столбами или колон­нами на продольные части - нефы.

**Пилястр, или пилястра (от лат. pila - «столб»), - плоский вертикальный вы­ступ стены в виде четырёх­гранного столба, имеющий те же детали, что и колонна: основание (базу), ствол и венчающую часть (капитель).

***Ордер (от лат . ordo - «ряд», «порядок») - сочета­ние вертикальных несущих опор (колонн, столбов) и горизонтальных несомых частей (антаблемента) архи­тектурной конструкции, их строение и художествен­ное оформление (см. статью «Искусство Древней Эллады» тома «Искусство», часть 1, «Энциклопедии для детей»).

словно перетекает вниз. Это прида­ёт фасаду сложный и выразитель­ный облик. Впоследствии такое оформление стало типичным для многих соборов и церквей в стиле барокко (позднее появился даже термин «иезуитский стиль», относя­щийся к этим постройкам).

Огромный вклад в создание цер­ковной архитектуры барокко внес­ли три мастера: Карло Мадерна, Франческо Борромини и Лоренцо Бернини.

Главным делом жизни Карло Мадерны (1556-1629) была пе­рестройка собора Святого Петра (1607-1617 гг.). К основному зда­нию, возведённому в эпоху Возрож­дения Микеланджело, он прибавил с западной стороны большой при­твор, превратив весь собор из цен­трического в вытянутый базиликальный. Помещение храма обрело стремительное движение к подкупольному пространству, где нахо­дится могила Святого Петра.

Франческо Борромини (1599- 1667), ученик Мадерны, построил в своей жизни не очень много. В Ри­ме он возвёл церкви Сант-Аньезе на площади Навона (1653-1661 гг.), Сант-Иво во дворе Римского универ­ситета (1642-1660 гг.) и Сан-Кар­ло алле Куатро Фонтане (1634- 1667 гг.).

Для церкви Сан-Карло был отве­дён маленький и очень неудобный участок на перекрёстке двух улиц. Возможно, поэтому Борромини сделал храм очень небольшим, что необычно для построек барокко. По углам расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда и название церкви. Оваль­ное в плане здание перекрыто купо­лом. Фасад по традиции делится на два яруса, оформленных ордером. Стена верхнего яруса то прогибает­ся, то слегка выступает вперёд, и её (Движению вторит изогнутая линия перекрытия. Кажется, что плотная, тяжёлая масса камня постоянно ме­няется прямо на глазах - это лю­бимый мастерами барокко мотив преображения материи. В интерь­ере храма чистый белый цвет делает все детали светоносными и лег­кими. Здесь всё располагает к со­кровенному общению человека с Богом.

В XVII столетии в Италии возво­дилось много дворцовых ансамб­лей. Мастера барокко стремились соединить в них черты городских и загородных построек. Яркий обра­зец такого подхода - палаццо (дво­рец) Барберини (1625-1663 гг.).

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVIIвека одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко – это театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

1. Скульптура барокко Италии

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.

В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг.) (Рис. 1.3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.

Р

ис. 1.3 Рис. 1.4


Бернини – создатель, барочного портрета. Это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нём реального облика модели. Таков, например, портрет кардинала Шипионе Боргезе (1632 г) (Рис. 1.6).

Рис. 1.6 Рис. 1.7. Фонтан «Четыре реки».

Фрагмент. 1648 - 1651 гг.

Рис. 1.8. Пьяцца Навона. Фонтан «Четыре реки». 1648 – 1651 гг.

Бернини считается создателем и выразителем барокко. В его скульптуре воплотились основные черты этого стиля:

Стирание границ между задачами ваяния и живописи;

Отказ от пластического покоя; не только в позах, но

и в игре лиц проявляется стремление выразить жизнь и страсть;

Воспроизведение не состояния героев, а действия, из которого

выхвачено краткое мгновение;

Иллюзорная передача фактуры предметов;

Любовь к сочетанию разных материалов (по фактуре, по цвету);

Усложнение силуэтов и ракурсов фигур, что позволяет воспринимать

скульптуру с различных точек зрения;

Театрализация действия;

Включение зрителя в действие и создание интерактивного пространства

между ним и произведением.

Введение

Лувр

Париж

Песчанник; высота - 2 м

Аккадский период 2300-2100 гг. до н. э.

Стела царя Нарамсина:

Высота 2 м

В честь победы над лалубеями

Вверху – гора

2 символа – луна и солнце

Изображён пейзаж (что было чуждо шумерам)

Фигура царя Нерумсена выделяется масштабом

Царь лалубеев молит о пощаде

Юноша выразительно откинулся назад

Единство композиции

Композиция – поднимающиеся диагонали (дают динамику, триумфаторское звучание)

Несколько трупов – условно показанное поражение

Пропорции человека реалистичны; пластичность; новые композиционные принципы

Ко времени триумфального восшествия барокко на престол европейской культуры мастера пластики уже достигли всего, что сделало скульптуру XVII века одним из действеннейших инструментов власти. Скульптура барокко прочно стояла на фундаменте из возрождённого Ренессансом реализма и результатов творческих поисков маньеристов. Одним из главных достижений маньеризма в скульптуре была экспрессия, которую стиль барокко развил до невиданного ранее уровня. В то же время скульпторы этого периода во главе с Бернини усилили в своих композициях элемент театрализации. Искусство барокко – это театр: все его жанры дополняли друг друга, создавая пространство, в котором архитектура воспринималась как сцена, а скульптура и живопись творили живое действо.

В данных методических указаниях содержится краткая характеристика скульптуры барокко Италии, Испании, Франции и Германии, представленная в соответствующих разделах и выявляющая общие стилевые черты и национальные особенности, а так же краткая характеристика интерьера дворцов и частных особняков барокко. Текст сопровождается иллюстрациями, помогающими более полно раскрыть содержание учебного материала. Разделы содержат контрольные вопросы по рассматриваемой теме, акцентирующие внимание на задачах изучения и повышающие уровень самоконтроля студентов.

Цель данных методических указаний – способствовать формированию базы необходимых систематических знаний по теме «Скульптура барокко», дающих представление о возникновении, особенностях, распространении стиля, его месте и значении в истории.

Мощный поток барокко так равномерно увлекал за собой архитектуру, ваяние, живопись и орнаментальное искусство, что ни одно из них не решалось выступать без связи с другими. Скульптура барокко самым тесным образом связана с архитектурой. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны.

Новшеством, привнесённым скульптурой барокко, стал интерес к драматической сложности и многообразию мира. Главное внимание уделялось динамизму ансамбля благодаря воплощению сцен, определенный момент какого-то действия. Скульпторы стремились к включению зрителей в пространство скульптуры и усилению зрелищности сцены. Многие мастера начали использовать в своих произведениях комбинации различных материалов. Скульптура, так же как живопись и архитектура, служила монархии, церкви и буржуазии.


В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе дарование и того и другого, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко – ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень-киворий в соборе Святого Петра (1657-1666) (Рис. 1.1), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора.

Бернини обращался, подобно ренессансным мастерам, к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ Давида (Рис. 1.2), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. «Давид» Бернини – это бунтарь, в нём нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии образов Высокого Ренессанса. В отличие от своих предшественников Бернини показал сам поединок Давида с Голиафом, а не подготовку к нему и не его финал. Давид резко разворачивается, чтобы метнуть камень из пращи в голову противника. Ноги широко расставлены, лицо отражает мрачный азарт битвы. Скульптор превратил Давида в некий символ Божественного правосудия.

Рис. 1.2 Джованни Лоренцо Бернини

был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви. Поэтому в его алтарных образах языком барочной пластики всегда чётко выражена определенная религиозная идея. Такова, например, одна из лучших его композиций – «Экстаз Святой Терезы» (1645-1652 гг.) (Рис. 1.9) в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме. Здесь он соединяет в одном произведении мраморы разных цветов и позолоченную бронзу, достигая полной иллюзорности и предельной живописности скульптуры. Бернини шлифовал камень, заставляя его играть множеством бликов. Он передавал тончайшие нюансы: фактуру ткани, блеск глаз, чувственное обаяние человеческого тела. Широко известно его утверждение: «Я сделал мрамор гибким, как воск». Подтверждением этому служат великолепные скульптурные группы «Похищение Прозерпины» (1621-1622 гг.) (Рис. 1.3) и «Аполлон и Дафна» (1622-1624гг.) (Рис. 1.4), выполненные на темы древнеримской мифологии, «Блаженная Лодовика Альбертони» (1674 г.) (Рис. 1.5) - последняя работа мастера.

Мастер создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (площадь Барберини, площадь Навона (Рис. 1.7, Рис. 1.8) и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой.

В конце 16-го - начале 17-го века в искусстве Западной Евролпы сложился большой художественный стиль - "барокко". Слово "барокко" в буквальном переводе с итальянского означает "причудливый", "вычурный" . Зародилось барокко в Италии, в конце 16го века. Зрителя поражают яркость чувств, порывистость, страстность этого искусства, его преувеличения и излишества полны неожиданностей. Барокко покорило всю Европу.

Родиной архитектуры барокко стал Рим. Новый стиль утвердился прежде всего в церковном зодчестве, а затем и в архитектуре дворцов. Сооружения в стиле барокко ослепляют пышностью, роскошью отделки. Здания богато украшены, часто без меры, разнообразными деталями. Это богатый, лепной, с завитками, орнамент, портики, галереи со статуями атлантов и кариатид . В интерьере дворцов сглаживаются углы потолка и стен, они украшаются богатыми росписями, лепниной, позолотой . Помещения украшаются гобеленами, статуями, зеркалами . Разноцветные полы, хрустальные люстры, изящная мебель на тонких изогнутых ножках дополняют убранство дворцов.

Дворец и скульптура в стиле барокко

Неотъемлимой частью архитектуры в эпоху барокко была скульптура. Она украшала фасады и внутренние помещения. Скульптуры барокко были декоративным дополнением к архитектуре зданий. Парки украсились скульптурными группами на античные сюжеты, многочисленные статуи оживляли фонтаны и лестницы. Скульптуры барокко беспокойны, порывисты, живописны . Люди - в развевающихся одеяниях или обнаженные - представлены в вычурных, неестественных позах . Пышные драпировки, вычурные жесты, бесчисленные детали придают статуям извилистые и неопределенные очертания.

"Экстаз св. Терезы". Ск. Л.Бернини. Барокко

Живопись в эпоху барокко расширила круг предметов, изображаемых художниками. Появились новые жанры - наряду с религиозными и мифологическими темами художники стали изображать и окружающий их современный мир. Живопись барокко можно условно разделить на три части: церковную, придворную и буржуазную - в зависимости от того, кто ее заказывал. Живописцы барокко предпочитали теплые тона и плавные переходы цвета один в другой, без резких контурных линий . Их привлекала игра света и тени, сильные контрасты светлого и темного. В типичных барочных картинах изображены напряженные и драматические сцены. В них много ярких, чрезмерно преувеличенных страстей, искусственных переживаний. В изображении людей художники использовали эффектные жесты, вознесенные к небу и полные слез глаза святых, мучительно изогнутые тела мифологических героев в сценах борьбы и похищений.

"Благовещение". Эль Греко. Барокко.

В России на стиль барокко оказало влияние русское искусство, что сделало его своеобразным и очень выразительным. Более всего барокко проявило себя в архитектуре и скульптуре барокко. Появился термин "русское барокко". К известным элементам архитектуры добавляются детали исконно русские, что наполняет сооружения особой теплотой, смягчает нагроможденность украшениями.

Собор Смольного монастыря. С.-Петербург. Ск. Растрелли. Русское барокко.

"Певцом русского барокко" называют архитектора Бартоломео Растрелли, постороившего в России очень много великолепных зданий в стиле барокко.

В переводе с итальянского языка, barocco – «странный, удивительный, причудливый». Стиль барокко зародился в период становления монархического строя правления в Италии. Он получил широкое применение в области изобразительного искусства, скульптуры, музыки и архитектуры. Его призванием стало прославление могущества церкви и аристократического общества того времени. Барокко смог выразить новое представление о безграничности и многообразии окружающего мира, его единстве и драматичной изменчивости, пробудил интерес к стихиям природы.

История возникновения барокко – новая эпоха в Европе на смену Возрождению

Именно в Италии на смену Высокого Возрождения возник (16-й век). Не смотря на тяжелое политическое положение страны, где господствовали иностранцы (испанцы и французы), Италия продолжает оставаться культурным центром Европы. В этот период итальянцы не могли позволить себе выстраивать новые шикарные или , как он назывался ранее, по стилю) .

Появление барокко позволило создавать иллюзию богатства, обходясь без дорогостоящих материалов.

Активное развитие культуры началось по причине недостатка средств. Возведение шикарных палаццо было не по карману знати и представителям церковной власти, но они все же нуждались в подтверждении собственной состоятельности и мощи. Высшие сословия обратились за помощью к искусству – появившееся направление их возвышало и за счет этого набирало все большую популярность.

Черты и особенности стиля

Для направления барокко присущи контрастность образов и их динамичность, совмещение иллюзорных форм и реальности, великолепие композиций. В интерьерах и экстерьерах построек применяются скульптурные элементы, рустованные колонны, волюты и раскреповки, а также пилястры. Нередко можно было встретить развернутые колоннады значительных масштабов. Стиль барокко от унаследовал тенденцию поражать воображение. Это можно наблюдать в сложных купольных формах, выполненных в виде многоярусных конструкций. К отличительным чертам также относится использование кариатид, атлантов и маскарон.

Классицизм – это направление в искусстве (17-19 вв). Характеризуется возвращением к и культуре, которая считалась идеальным образцом.

Неоценимый вклад в области архитектуры внесли:

  • Донато Браманте – основоположник барочного зодчества.
  • Джакомо Делла Порта, Карло Мадерна и Доменико Фонтана – архитекторы раннего периода барокко.
  • Франческо Брромини – представитель радикального зодчества.
  • Сантино Солари – создал первый барочный собор в Зальцбурге.

Скульптура

Органически присущей частью искусства барокко являлась скульптура. Самым знаменитым скульптором 17-го столетия был признан Лоренцо Бернини. Его наиболее популярные работы на мифологическую тематику:

  • Плутон (бог подземного царства), похищающий Прозерпину.
  • «Экстаз святой Терезы» – алтарная группа, расположенная в одном из храмов Рима.
  • Аполлон (бог света), преследующий нимфу Дафну, которая чудесным образом превращается в дерево.

На фото изображена скульптура в стиле барокко, выполненная из дерева. Именно этот материал преобладал при создании скульптур, а для большей реалистичности с хрустальной срезкой и стеклянными глазами.

Мода

Эпоха барокко развивается во времена правления Людовика XIV (2-я половина 17-го века), когда при дворе царил безукоризненный этикет. Законодателем модных тенденций в Европе была Франция, и другие страны строго следовали французским направлениям в моде.

Для европейских нарядов характерна невероятная пышность, дополненная многочисленными украшениями.

Платья прекрасных дам видоизменились – в отличие от эпохи Раннего Ренессанса они были на китовом усе. Наряд книзу юбки плавно расширялся, а сзади платья прикреплялся шлейф. Глубокий вырез декольте открывал плечи, а вошедшие в моду высокие прически покрывались косынками и чепчиками из тонкой ткани.

Мужчины носили длинные кафтаны, украшенные кружевами и красочными бантами. Высокие ботфорты носили исключительно во время военных походов или в полях. В гражданской же обстановке представители сильного пола носили туфли. Обувь украшалась аграфами (пряжки), но со временем более популярными стали банты.

Головы кавалеров покрываются элегантными париками, распускающимися кудрявыми локонами по плечам и торчащими вверх. Как женщины, так и их кавалеры стали использовать косметику в непомерном количестве. Лица и парики тщательно напудривались. Кроме того, появились мушки – они придавали яркий контраст невероятной белизне кожи.

Пример нарядов времени барокко можно наблюдать на фото.