Программа «Профилактика наркомании, токсикомании и правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма Профилактика наркомании токсикомании среди несовершеннолетних

Наркомания - болезненное состояние, вызванное употреблением психоактивных веществ. Разновидностью болезни является токсикомания, при которой в качестве наркотика используются вещества, не запрещенные законом (бензин, ацетон, строительный клей). Лечение наркомании и токсикомании - приоритетная задача специализированных наркологических центров.

Наркотик - вещество, тем или иным образом влияющее на нервную систему, стимулирующее выброс нейромедиаторов (дофамин) и вызывающее приятные ощущения у человека, его употребившего. Большинство известных сегодня наркотиков вызывают зависимость и включены в государственный реестр запрещенных к употреблению веществ.

Некоторые бытовые вещества, чаще всего клей на основе цианокрилата и бензин, способны вызывать галлюцинации. Это делает их востребованными среди социально неблагополучных слоев населения.

Зависимости эти вещества не вызывают, однако крайне негативно сказываются как на работе головного мозга, так и организма в целом. В список запрещенных или ограниченных в распространении подобные материалы, разумеется, не входят. Алкоголизм, токсикомания, наркомания - основные причины смертности среди молодежи.

Наиболее распространенные наркотики и галлюциногенные вещества

В современном мире существует огромное количество наркотических веществ природного и синтетического происхождения. Некоторые из них официально применяются в медицине в качестве сильного обезболивающего. Однако большая часть наркотиков производится нелегально и скрыто распространяется среди наркозависимых лиц.

К числу наиболее распространенных наркотиков относят следующие вещества:

  1. Героин - популярный полусинтетический наркотик, отличающийся невысокой ценой и выраженным действием. Производится нелегально из маковой соломки. В медицине не используется. Применяется парентерально или путем втирания в слизистые оболочки. Зависимость возникает уже после 2-3 инъекций.
  2. Этанол (этиловый спирт) - наркотическое вещество, имеющее ограниченное распространение. В составе спиртных напитков не продается лицам младше 18 лет (пиво) или 21 года (водка, коньяк). В чистом (96%) виде отпускается по рецепту. Наркотический эффект выражен, однако зависимость развивается только при длительном регулярном употреблении. Активно используется в медицине для антисептической обработки и в качестве антидота к метиловому спирту. В связи с доступностью этанола профилактика алкоголизма (наркомании, вызванной спиртными напитками) занимает особое место в среде профилактических мероприятий.
  3. Метадон - синтетический инъекционный наркотик, в некоторых странах применяющийся в качестве героинзаместительной терапии. На территории РФ считается запрещенным к распространению и использованию веществом. Вызывает зависимость, оказывает наркотическое действие. Стоит дороже героина, однако действует более длительно. Эффект может сохраняться более 3-х суток.
  4. Кокаин - растительный наркотик, широко распространенный в среде финансово обеспеченного населения. Дорогостоящий, оказывает ярко выраженное наркотическое действие, вводится через слизистые оболочки носа или десен. Вызывает только психологическую зависимость. Физической зависимости не формируется. Ранее использовался в качестве местного анестетика, однако сегодня внесен в список запрещенных веществ. На территории РФ официально не применяется.
  5. Конопля (марихуана, план) - растительный наркотик, в состав которого входит тетрагидроканнабинол. Обладает психостимулирующим действием. Используется ингаляционно (курение) или через рот. При длительном употреблении вызывает психологическую, а в 10% случаев и физиологическую зависимость. В силу невысокой цены широко распространена среди молодежи.
  6. Клубные наркотики (ЛСД, ГАМК, экстези) - синтетические препараты, распространяющиеся чаще в таблетированной форме. Обладают стимулирующим действием, избавляют от необходимости отдыха на протяжении 12-24 часов, повышают либидо (оксибутират натрия). Вызывают сильную психологическую зависимость.

Как говорилось выше, наркотики запрещены для свободного распространения. В свою очередь вещества, которые используют токсикоманы, можно приобрести свободно.

С целью достижения галлюциногенного эффекта обычно используют:

  1. Бензин - галлюциногенное действие обеспечивается входящим в состав топлива бензолом и, толуолом. Вызывает галлюцинации, может спровоцировать делирий. Используется путем наложения на дыхательные пути смоченной бензином тряпки или вдыхания паров из пластиковой бутылки.
  2. Растворитель - действующее вещество - толуол. Эффекты и способ применения сходны с бензином.
  3. Клей «момент» - наркотический эффект развивается благодаря наличию в нем ароматических углеводородов. Вызывает яркие галлюцинации, применяется ингаляционно, путем надевания на голову пакета, изнутри испачканного клеем.

На заметку: применение клея с целью получения галлюцинаций связано с непосредственным риском для жизни токсикомана. Дело в том, что в состоянии опьянения человек нередко оказывается неспособен снять пакет и погибает от гипоксии.

Из вышесказанного стало понятно, чем наркомания отличается от токсикомании и какие наркотики применяются чаще всего. Однако как именно психоактивные вещества воздействуют на человека?

Таблица соответствия вида наркотика и силы физиологической зависимости:

Фармакологические эффекты наркотических веществ

Основным фармакологическим эффектом любого наркотика является психоактивное действие. В зависимости от разновидности употребленного препарата, человек может испытывать яркие эмоции, видеть галлюцинации, острее воспринимать музыку и творчество. Как правило, люди, находящиеся под действием тяжелых наркотиков, видят мир в ярких красках, забывают о реально проблемах и погружаются в мир собственных фантазий.

После периода эйфории, который длится от нескольких минут до нескольких часов, наркотическая интоксикация проявляется с негативной стороны. Тяжелые инъекционные наркотики вызывают физическую «ломку», для купирования которой требуется новая доза препарата.

При этом наркозависимый человек испытывает психическое угнетение, воспринимает окружающий мир в негативном свете. Для купирования абстиненции без новой дозы наркотика обычно требуется врач.

При использовании ингаляционных наркотиков выход из состояния эйфории характеризуется некоторым психическим угнетением. Человек хочет вернуть измененное состояние сознания. Физическая «ломка» отсутствует.

При использовании токсикогенных бытовых материалов на первый план выходят признаки интоксикации и гипоксии. Спустя несколько минут после достижения желаемого эффекта человек испытывает головную боль, слабость, апатию, сухость во рту, желание вновь достичь состояния эйфории.

Передозировка наркотиками и токсичными веществами

Как правило, передозировка наркотиками опиоидной группы приводит к нарушению дыхания по центральному типу за счет угнетения функции дыхательного центра головного мозга (см. ). Без медицинской помощи такие пациенты погибают.

При употреблении конопли и ее производных смертельный исход наступает редко, так как смертельная доза во много раз превышает необходимую для достижения эффекта. Передозировка характеризуется развитием стойкого делирия, который может сохраняться на протяжении 7-14 дней.

При токсикомании клиническая картина зависит от вида употребленного вещества. Чаще всего на первый план выходит постгипоксическая энцефалопатия.

Для постановки диагноза и установления употребленного вещества применяется химико-токсикологическое исследование мочи на наркотики и отравляющие вещества. В профильных стационарах это исследование делают в течение 40 минут, после чего больному назначается этиотропное лечение.

На заметку: многие пациенты и их родственники не видят разницы между детоксикацией при передозировке и лечением наркомании. В реальности это разница огромна. В первом случае лечение направлено только на восстановление жизненных функций, во-втором - на ликвидацию зависимости от наркотиков.

Наркомания в долгосрочной перспективе

Длительное употребление «тяжелых» наркотиков приводит к развитию все более тяжелой зависимости. При этом у больного развиваются множественные изменения в организме.

Прекращается выработка собственного дофамина, нарушается работа ЦНС, печени, почек, кровеносной системы. На венах, в которые делаются инъекции, формируются т.н. «дорожки» - участки склерозирования.

Среди наркозависимых лиц широко распространены гемоконтактные инфекции (ВИЧ, вирусные гепатиты). Это является следствием того, что для уколов нескольким людям часто используется один шприц.

Смерть подобных больных обычно наступает от передозировки. Дело в том, что для достижения желаемого эффекта наркоман вынужден постоянно увеличивать дозу. При этом адаптационные способности организма весьма ограничены. В какой-то момент необходимая доза совпадает с летальной и, наступает остановка дыхания.

Клубные наркотики вызывают истощение и обезвоживание организма. При этом нарушается высшая нервная деятельность, снижаются мыслительные способности и способность к адаптации. Сходным образом, однако на протяжении более длительного времени, действуют и наркотические растения (конопля).

Вред наркомании и токсикомании заключается не только в непосредственном фармакологическом действии психоактивных веществ. Находясь в измененном состоянии сознания, такие люди часто совершают преступления и попадают на скамью подсудимых. Помимо этого, наркоманы часто гибнут под колесами автомобилей, при падении с крыш домов, во время попыток совершить кражу или грабеж.

Лечение наркомании

Единые методы борьбы с наркоманией и токсикоманией окончательно не выработаны. Сегодня большинство специалистов склоняется к схеме, состоящей из двух этапов:

  • Снятие наркологической интоксикации;
  • Психологическая работа, направленная на окончательный отказ от наркотиков.

Снятие интоксикации проводится с использованием фармакологических методик. В их основе лежит инфузионная терапия, антидотная терапия, гемодиализ.

В процессе лечения организм очищают от наркотика, восстанавливают выработку собственных нейромедиаторов. Это улучшает самочувствие больного и облегчает абстиненцию. Однако реальный осознанный отказ от наркотика возможен только в ходе второго этапа лечения.

После того, как было проведено снятие наркотической интоксикации, с пациентом начинают работать психологи. Цель психотерапии - формирование новых жизненных ценностей и убеждение больного в том, что для счастливой жизни наркотик не нужен.

Больному внушается инструкция для здорового образа жизни. Нередко подобная работа проводится в сельской местности, где бывшие наркоманы отдыхают от вечного поиска героина или метадона, приводят в порядок нервную систему, работают и отдыхают в условиях первозданной природы.

На заметку: в некоторых странах до сих пор используется заместительная терапия с назначением пациенту метадона вместо героина. В РФ подобные методы лечения не используются, так как их неэффективность была доказана еще в середине двадцатого века. Пациент просто пересаживается с одного наркотика на другой.

Причины наркомании

Основные причины наркомании и токсикомании можно разделить на две большие группы:

  • Физиологические причины

    Болезни и состояния, сопровождающиеся недостаточной выработкой естественных нейромедиаторов. При этом человек испытывает постоянное чувство тревоги и дискомфорта, которое удается устранить с помощью наркотических веществ.

  • Психологические факторы

    заключаются в чувстве неудовлетворенности жизнью, окружающими людьми, работой. Помимо этого, признаки токсикомании ии наркомании часто выявляют у подростков на стадии «трудного» возраста. Желание попробовать наркотики у них обусловлено любопытством и неким личным бунтом против общества («я не подчиняюсь чужим запретам»).

Современное состояние проблемы наркомании и токсикомании обусловлено еще и широкой пропагандой наркотиков в популярных среди молодежи западных и некоторых отечественных фильмах. Нередко главный герой оказывается не против выкурить сигарету с марихуаной или понюхать кокаин.

Профилактика наркомании

Профилактика наркомании и токсикомании должна проводиться как на государственном уровне, так и на уровне семьи.

Государственная профилактика

На государственном уровне профилактика проводится по двум направлениям:

  • ограничение распространения наркотиков;
  • снижение популярности наркотиков.

Мероприятия по первому пункту проводятся законодательной властью и органами внутренних дел. В список наркотических вносятся новые психоактивные вещества, начинающие появляться на черном рынке, вводятся запреты на появление наркотиков в книгах и фильмах, устанавливаются наказания за распространение наркотических веществ.

Меры профилактики наркомании и токсикомании на уровне силовых структур заключаются в своевременном отлове и наказании людей, занимающихся распространением наркотиков. Помимо этого, детские комнаты полиции ведут активную работу с «трудными» подростками и детьми. В некоторых случаях возникает необходимость воздействовать и на родителей ребенка.

Профилактика на уровне семьи

Профилактика наркомании, токсикомании и алкоголизма в первую очередь должна проводиться родителями ребенка, начиная с младшего возраста. Ребенок должен точно знать, что психоактивные вещества не сделают его сильнее или умнее, не позволят возвыситься над сверстниками. Наоборот, наркотики сделают его слабым и немощным.

О вреде наркомании и токсикомании должны рассказывать и в школах. Лучше, если подобные лекции будут проводиться с использованием наглядных пособий, фото. При этом как педагоги, так и родители должны знать основные признаки наркомании и токсикомании, наличие которых у ребенка свидетельствует о необходимости обращения за медицинской помощью.

Заключение

Наркомания - бич современности, борьба с которым должна проводиться каждым адекватным человеком. Цена равнодушия в этом вопросе - жизнь и здоровье молодых поколений. Более подробная информация о наркомании, токсикомании и других зависимостях присутствует в видео в этой статье.

Значительное влияние на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает никотин. В малых дозах он угнетает тормозной процесс и усиливает возбуждение, а в больших - угнетает и процессы возбуждения. У человека в результате длительного курения нарушается нормальное соотношение между процессами возбуждения и торможения и значительно снижается работоспособность корковых клеток.

Особенно разрушительное действие на высшую нервную деятельность детей и подростков оказывает употребление различных наркотических средств, в том числе и алкоголя. Их действие на высшую нервную деятельность имеет много общего, обычно первая фаза характеризуется ослаблением тормозных процессов, в результате чего начинает преобладать возбуждение. Это характеризуется повышением настроения и кратковременным увеличением работоспособности. Затем возбудительный процесс постепенно ослабляется и развивается тормозной, что часто приводит к наступлению тяжелого наркотического сна.

У детей привыкание к наркотикам и алкоголю обычно не наблюдается. У подростков же оно наступает очень быстро. Из всех наркоманий особенно широко у подростков встречается алкоголизм, который приводит к быстрой деградации личности. Подросток становится злобным, агрессивным и грубым (Г. К. Ушаков, 1973). Переход от бытового пьянства к алкоголизму у подростков происходит примерно за два года. Опьянение у подростков характеризуется всегда более выраженными изменениями высшей нервной деятельности в сравнении со взрослыми; у них очень быстро наступает угнетение корковых процессов. В результате ослабляется контроль со стороны сознания за поведением, начинают резко проявляться инстинкты, что часто приводит подростков на скамью подсудимых. Учителям и воспитателям для организации эффективной борьбы против алкоголизма среди подростков необходимо вести пропаганду гигиенических знаний не только среди подростков, но и родителей, так как, по данным специальных исследований, среди малолетних преступников около 70 % «познакомились» с алкоголем в 10- 11 лет и в большинстве случаев это была вина родителей.

Имеются данные, что дети в возрасте от 8 до 12 лет получали впервые напитки от родителей в 65 % случаев, в возрасте 12-14 лет - в 40 %, в возрасте 15-16 лет - в 32 %.

Болезненные пристрастия - особая группа вредных привычек. Они подрывают сначала психическое, а затем и физическое здоровье человека. Это - употребление алкоголя и других наркотических веществ, включая и никотин, содержащийся в табаке. Наркотические вещества (от греч. наркотикос - приводящий в оцепенение, одурманивающий) - вещества, вызывающие вначале своеобразное возбуждение, а затем угнетение центральной нервной системы. Помимо этилового спирта и никотина к ним относятся вещества, содержащиеся в опийном маке, индийской конопле, южноамериканском растении кока и некоторых других растениях. Подобными же наркотическими свойствами, выраженными в различной степени, обладают эфир, хлороформ, органические растворители, используемые в химчистке, а также бензин.

В результате приема наркотических веществ возникает особое состояние психики -эйфория, для которого характерны приподнятое настроение, отрешенность от тревог и забот, прилив ложной уверенности в себе, основанной на переоценке своих сил и возможностей; может наблюдаться также «приятная расслабленность», «умиротворенность», сонливость. Опасность эйфории заключается в том, что у человека, несколько раз испытавшего это состояние, постепенно развивается стремление испытывать его вновь и вновь, сначала при каждом подходящем случае, а затем не считаясь ни с чем,-это состояние становится для него дороже всего остального в жизни. Когда стремление к состоянию эйфории, к доставанию и приему вызывающего ее вещества полностью подчинит себе мысли и поступки человека, он уже тяжело психически болен, и болезнь эта называется наркоманией. Таким образом, алкоголизм - это разновидность наркомании.

Алкоголизм, как и любая наркомания (за исключением курения, которое вредно сказывается не столько на психике, сколько на состоянии различных органов и систем органов), делает человека социально неполноценным, а нередко и опасным для общества, так как при этом заболевании полностью изменяется отношение человека к окружающему, разрушается вся его потребностно-эмоциональная сфера, развивается слабохарактерность, недобросовестность, лживость, неспособность к умственным и физическим усилиям.

Особенностью наркомании является прогрессирование заболевания с усилением зависимости больного от приема наркотического вещества. По характеру взаимодействия организма и психики с наркотическими веществами различают несколько стадий.

Наркотические вещества оказывают на организм токсическое действие, поэтому первоначально прием алкоголя и других наркотических веществ вызывает защитную реакцию организма: возникает тошнота, рвота, головокружение, головная боль и т. д. Никаких приятных ощущений при этом, как правило, не бывает. При повторных приемах защитная реакция ослабевает и на смену ей приходит уже описанная выше эйфория. Постепенно развивается навязчивое влечение человека к алкоголю, которое заключается в том, что человек (теперь уже больной) постоянно думает о выпивке и вызываемом ею эффекте. Уже при мысли о предстоящем приеме наркотического вещества у него повышается настроение.

Представление о наркотике и его эффекте становится постоянным элементом сознания и содержанием мыслей. О чем бы человек ни думал, чем бы ни занимался, он уже не забывает об алкоголе. Как благоприятные он начинает расценивать ситуации, способствующие добыванию спиртных напитков, как неблагоприятные- препятствующие этому. (Все это - проявления психической зависимости от наркотического вещества.) Вместе с тем на этой стадии заболевания окружающие, как правило, ничего особенного в его поведении еще не замечают.

Постепенно зависимость человека от алкоголя усиливается. В отсутствие его наркотического эффекта человек не только ощущает, что ему чего-то не хватает, но и начинает испытывать болезненное и трудно переносимое состояние, называемое абстиненцией. Она проявляется общим недомоганием, снижением работоспособности, дрожанием конечностей, ознобом, болями в различных частях тела и т. д. Это -проявления физической зависимости от наркотического вещества. При этом многие болезненные симптомы хорошо уже различимы для окружающих. Наиболее известное и хорошо изученное состояние абстиненции - алкогольное похмелье.

Постепенно влечение больного к наркотику приобретает неудержимый характер, со стремлением немедленно, как можно скорее, во что бы то ни стало, вопреки любым преградам достать и принять наркотическое вещество. Это стремление подавляет все другие потребности и полностью подчиняет себе поведение человека. Он готов снять с себя и продать последнюю одежду, все унести из дома и т. д. Именно в таком состоянии больные идут на любые антисоциальные действия, в том числе и преступные.

На этой стадии развития болезни человеку требуются значительно более высокие дозы наркотического вещества, чем в начале заболевания, потому что при систематическом употреблении его нарастает устойчивость организма к яду (т. е. развивается толерантность). В результате для достижения желательного наркотического эффекта больному приходится употреблять все большее количество алкоголя (соответственно другого наркотика).

Под влиянием систематического приема наркотических веществ происходит выраженная в той или иной степени (в зависимости от особенностей употребляемого вещества) психо-социальная деградация личности. Она включает эмоциональную, волевую, интеллектуальную деградацию. Эмоциональная деградация заключается в ослаблении, а затем полном исчезновении наиболее тонких и сложных эмоций, в эмоциональной неустойчивости, проявляющейся в резких и беспричинных колебаниях настроения, а одновременно с этим и в нарастании дисфории - устойчивых нарушений настроения (к ним относятся постоянная озлобленность, подавленность, угнетенность). Интеллектуальная деградация проявляется в снижении сообразительности, неспособности сосредоточиться, в забывчивости, в неумении выделить главное и существенное в разговоре, в повторении одних и тех же банальных или глупых мыслей. Волевая деградация проявляется в неспособности сделать над собой усилие, начатое дело довести до конца, в быстрой истощаемости намерений и побуждений. Наркоман способен проявить настойчивость только в стремлении раздобыть наркотическое вещество.

У учащихся, склонных к употреблению наркотических веществ, в значительном числе случаев имели место: остаточные явления родовой травмы, длительная задержка дыхания при родах, нейро-инфекции, черепно-мозговые травмы и т. д. Уже в начальных классах у них отмечаются такие особенности поведения, как чрезмерная возбудимость, расторможенность, немотивированные колебания настроения и т. д. Однако в настоящее время отчетливо выражена тенденция к приему тех или иных наркотических веществ и среди вполне здоровых подростков, которые начинают использовать их под влиянием более старших по возрасту товарищей из своей группы, компании. При этом наименее устойчивы к такому влиянию учащиеся социально незрелые, повышенно внушаемые, неспособные к направленным волевым усилиям и не имеющие твердых моральных устоев; с завышенным уровнем притязаний, с претензиями на исключительность; не имеющие развитых интересов и ориентированные главным образом на потребление и развлечения.

Мотивами начала употребления наркотических средств являются подражание более «опытным», любопытство; у девочек этому способствует наличие истероидных черт характера в условиях стрессорных или психотравмирующих ситуаций. Подростки, употребляющие наркотические вещества, оказывают интенсивное давление на неупотребляющих: этому способствуют свойственные подростковым группам и компаниям установки типа «делай как все», и противостоять этому давлению может лишь какой-либо иной вид активной деятельности, общий для группы и привлекательный для нее, а не просто бездействие.

Поскольку наркомания полностью подчиняет себе деятельность человека и сводит тем самым на нет результаты любого раздела воспитания, будь то идейно-политическое, трудовое, нравственное, ее профилактика и активная борьба с нею должны рассматриваться работниками народного образования как неотъемлемая часть всех этих разделов воспитания, как их гражданский и профессиональный долг, а не узкое дело гигиенистов и медиков. Вместе с тем особая роль в профилактике наркомании среди учащихся принадлежит классному руководителю, поскольку он лучше других учителей знает (или должен знать) круг общения учащихся своего класса, а следовательно, и характер референтной группы подростка, юноши. Это позволяет оценить характер, который оказывает данная группа на учащегося. Кроме того, классный руководитель знает (или должен знать) семейное положение учащихся. Известно, что если родители курят, употребляют алкоголь, принимают психотропные препараты, их дети оказываются более других предрасположенными к наркомании. Способствуют этому и неблагоприятные семейные условия (конфликты, развод). Знание всех этих микросоциальных, экзогенных факторов позволяет выявить группу риска по наркомании, алкоголизму. В качестве эндогенных факторов риска наркомании выступают отмеченные выше неблагоприятные особенности - предболезнекный фон (остаточные явления родовой травмы и т. д.), отклонения в психическом развитии. О них учитель может судить по данным медицинских карт, а также на основании анализа некоторых особенностей поведения учащихся (расторможенность, неуравновешенность и т. д.).

Учителю необходимо уметь распознавать особенности поведения учащегося, подозрительные в плане употребления им наркотических веществ. Это колебания активности и настроения на протяжении короткого времени (несколько часов), охлаждение к прежним занятиям, смена круга общений, отчужденность, необычные возбуждение или заторможенность.

Задачей школы в профилактике наркомании является своевременное выявление учащихся, склонных к употреблению или употребляющих те или иные наркотические вещества, и направление их в соответствующие подразделения создаваемой в стране наркологической службы - для окончательной диагностики, выявления референтной группы, выяснения, где было сформировано заинтересованное отношение к наркотическому веществу, установления источников получения наркотика. Учащийся, употребляющий наркотическое вещество, должен быть взят на учет и направлен на лечение; в обычной школе он оставаться не должен: наркотическая склонность требует лечения.

В работе по профилактике вредных привычек учитель должен действовать совместно с родителями. Учащимся же следует разъяснить лишь сущность пьянства и алкоголизма, наркомании как особого явления, ее безнравственность, несовместимость с осуществлением жизненных планов человека, разрушительность для психики и здоровья, но не раскрывать свойств конкретных наркотических веществ (кроме всем известных алкоголя и табака), так как это может лишь послужить расширению наркотического «кругозора» учащихся. По этой же причине, с учетом региональных условий, следует проводить занятия и беседы с учащимися лишь об известных в данной местности веществах, не упоминая те из них, которые там не известны. Необходимо активное сотрудничество школы с педагогами-организаторами при ЖЭКах и ДЭЗах микрорайонов, примыкающих к школе, при выявлении отдельных подростков и подростковых компаний, употребляющих наркотические вещества.

Поскольку к употреблению наркотических веществ учащихся толкает в ряде случаев не только любопытство, раздражение или давление группы, но также и неудовлетворительное по тем или иным причинам их психологическое состояние, необходимо вести в школе работу по психогигиене, с помощью медицинских работников, психологов обучать школьников снятию психического напряжения путем переключения на новые виды деятельности, способствующие психической разрядке, вовлекать их в активные занятия физической культурой, в художественную самодеятельность и т. д. Главное при этом - подобрать индивидуально учащемуся такой вид активной деятельности, который, во-первых, был бы посилен для него и, во-вторых, результаты которого способствовали бы достижению положительных эмоций.

Наркомания - хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков, характеризующееся фазным течением и наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов.

В быту и в юридической практике в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они тоже являются наркотиками, причем, вызывающими большие вред и зависимость.

Также употребляется термин «токсикомания » - обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам. Это различные химические, биологические и лекарственные вещества, вызывающие привыкание и зависимость.

Выделяют следующие группы наркотических и токсических веществ:

морфин, опий и их полусинтетические и синтетические аналоги (героин, кодеин, промедол).

кокаин и препараты из него («крэк»).

вещества, добываемые из индийской конопли (гашиш, анаша, план, марихуана).

снотворные (барбитураты, ноксирон, бромурал).

стимуляторы (кофеин, эфедрин, допинги).

транквилизаторы.

атропин и атропинсодержащие препараты (астматол, белладонна).

ненаркотические анальгетики (анальгин, амидопирин, аспирин, парацетамол и др.).

органические растворители и средства бытовой химии.

До конца XIX века наркомания не рассматривалась как серьезная международная медицинская проблема. Только в начале XX века с развитием технического прогресса и началом лабораторного производства алкалоидов опиума и кокаина, наркомания получает эпидемическое распространение.Употребление наркотиков - явление повсеместное. Оно встречается у мужчин и женщин, во всех этических и социальных группах.Развитие транспорта, открытость границ, международная торговля сократили расстояние между странами и народами, что также способствовало распространению наркомании.

Наркоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей «Момент» и «Резиновый», затем переходят на анашу, маковую соломку, «балуются» паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт. И если для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради «крутизны». Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин.

Российские цифры
Ежегодный оборот российского наркорынка оценивается в $10-13 млрд. К началу 2007 года в стране официально зарегистрированы 350 тыс. наркозависимых. Ключевое слово - «официально», поскольку большинство наркоманов на учет не становится. Специалисты полагают, что на сегодня в стране около 5,5-6 млн. наркоманов. То есть за последние 18 лет число наркоманов в России увеличилось почти в 6 раз.
Причины

Современные ученые достаточно подробно разрабатывают объяснения возникновения наркотической зависимости и выделяют 3 основных направления, 3 группы факторов наркотизации: социологические , включающие влияние общества и семьи, биологические , объясняющие склонности к злоупотреблению особенностями организма и особой предрасположенностью и психологические (или психические), рассматривающие особенности и отклонения в психике.

Токсикомания

Токсикомания - заболевание, вызванное хроническим употреблением психоактивных веществ, характеризуется развитием психической и в ряде случаев физической зависимости, изменением толерантности к потребляемому веществу, психическими и соматическими расстройствами, изменением личности. Токсикоман – «нюхач» – это тот, кто опьяняет себя так называемыми «летучими наркотическими веществами» (или ЛНВ). Летучие вещества есть в разных химико-технических препаратах, таких как растворители для красок, бензин, трихлорэтилен, ацетон, горючий газ в баллонах и газ для зажигалок. Токсикомания связана с хроническим или периодическим отравлением, влияние которого на организм весьма значительно.

Последствия наркомании и токсикомании

Для физического здоровья последствия токсикомании могут быть следующими:

ожоги дыхательных путей;

цирроз печени;

рак лёгких;

абсцесс лёгкого и его осложнения - лёгочные кровотечения, дегенерация лёгочной ткани, перерождение структуры внутренних органов;

патология сердечной деятельности - инфаркт, гипертония, пороки сердца;

доброкачественные и злокачественные опухоли почек;

воспаление слизистой оболочки желудка и кишечника.

. Физические последствия токсикомании необратимы! Даже в случае полного излечения от зависимости у пациента появляются стойкие нарушения деятельности головного мозга, и он становится психически неполноценным

Последсвтвия наркомании

· разрушение печеночных клеток. Гепатиты, гепатозы, цирроз и рак печени - это привычные диагнозы для наркозависимых;

Преждевременно старение. Это отражается не только на работе и состоянии внутренних органов, но и на внешнем виде наркоманов.

Очень сильно страдает гормональный фон наркомана. Репродуктивное здоровье несовместимо с наркозависимостью: даже молодые люди сталкиваются с сексуальным бессилием, проблемами с зачатием.

Происходит выраженная стремительная социальная и моральная деградация человека. Он забывает о нормах поведения, ему наплевать на внешний вид и элементарную вежливость. Наркоман может вести себя неадекватно и даже агрессивно

нарушается адекватность восприятия действительности. Находясь в состоянии наркотического опьянения, человек может пойти на преступление, ошибиться с дозировкой наркотика или даже совершить самоубийство. Он не отдает отчета в собственных действиях и может быть опасен;

Наркотики полностью разрушают личность, приводя к психозам, слабоумию и инвалидности.

Профилактика наркомании и токсикомании.

Борьба с наркоманией ведётся, в первую очередь, на законодательном уровне: предусмотрены жёсткие уголовные наказания за производство, перевозку и распространение ряда наркотических средств.

Профилактика этих заболеваний включает большой комплекс мероприятий, позволяющих предупредить вовлечение людей в употребление наркотических веществ. Огромное значение имеет широкая пропаганда здорового образа жизни. Самый доступный способ профилактика наркомании и токсикомании создания у подрастающего поколения негативного отношение к употреблению наркотиков – в образовательных учреждениях. В рамках мероприятий дети и подростки самостоятельно формируют мнение о наркотиках, ориентируясь на предоставленную им информацию об их разрушающем влиянии. Родители также формируют у детей представление о нормах, ценностях и опасностях жизни. Большое впечатление на детей старшего возраста производят художественные и документальные фильмы на эту тему. Не забывайте, что личный пример педагогов и членов семьи, демонстрирующий здоровый образ жизни без алкоголя, сигарет и наркотиков, критическое отношение и осуждение пагубных привычек является одним из самых действующих мер по профилактики наркомании и токсикомании у подрастающего поколения.

В мире существует отработанные организационные подходы к проведению профилактической интервенции[ 6;32].

Химическая зависимость(наркомания, токсикомания)- это проявление аддиктивного (зависимого) поведения, обусловленное употреблением психоактивных веществ. Профилактика различных видов химической зависимости включает в себя диагностику; сбор и анализ информации; информирование; обучение; содействие в решении социальных и психо-логических проблем; контроль (текущий, поэтапный).

Диагностика. Занимаясь профилактикой химической зависимости несовершеннолетних, социальный педагог диагностирует определяет наличие и уровень развития следующие факторы риска:

Объективные условия жизни (экономическое состояние семьи, жилищные условия);

Здоровье членов семьи (наркомания, алкоголизм, инвалидность), состав семьи, образование подростка.

Уровень умственного развития подростка, его социального интеллекта(уровень включенности в систему общественных отношений), а также основных индивидуально- психологических характеристик.

Как специалист, имеющий возможность наблюдать взаимодействие членов семьи в бытовых условиях, социальный педагог делает выводы о методах и качестве воспитания родителями своих детей.

Сбор и анализ информации. Социальному педагогу совместно с другими специалистами необходимо ответить на ряд вопросов: « Что происходит?», « Где происходит?», « Почему происходит?» « Что нужно делать?», « Что будет дальше, если…?»

Информирование. Информирование составляет неотъемлемую часть профилактики химической зависимости. Он предлагает выявление факторов формирование химической зависимости, установление особенностей родителей с детьми; мест обращения за помощью.

Социальный педагог организует информационные мероприятия, определяет периодичность и место их проведения, определяет содержание таких мероприятий, приглашает специалистов (инспекторов ПДН, медицинских работников, наркологов, юристов, психологов).

Обучение. В ходе социально- педагогического взаимодействия социальный педагог обеспечивает усвоение несовершеннолетних необходимых социальных знаний, умений, навыков[ 18;109].

Обучение организуется с учетом личностного развития подростков(при необходимости социальный педагог рекомендует поместить молодого человека в реабилитационный центр, привлекает к участию в соответствующих программах). Он может проводить обучающие игры, тренинги с целью развития одного или нескольких социальных навыков.

Решение социальных и психологических проблем. Социальный педагог осуществляет патронаж, который включает в себя непосредственную помощь в решении конкретных проблем, посредническую деятельность(контактирование с органами социальной защиты, ПДН, судами, биржами труда, администрациями) и контроль за выполнением решений, принятых на различных уровнях в отношении несовершеннолетних и их родителей.

Контроль. Контроль может быть как текущим, так и поэтапным. Он строится на фиксации (включая специальную диагностику) изменений, происходящих с несовершеннолетним и его окружением.

Профилактика наркомании может быть эффективной, только тогда когда она осуществляется комплексно и системно, а не представляет собой разрозненых программ, различных по концептуальной основе и структуре.

Поэтому первой и основной профилактической стратегией является развитие концептуального системного подхода к профилактике. Вторая стратегия - развитие и апробация предлагаемой модели профилактики. Третья- развитие и внедрение комплекса обучающих программ профилактики. Четвертая - развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики из числа врачей, психологов, учителей средних школ, инспекторов по делам несовершеннолетних, подростков и их родителей. Пятая - разработка механизмов развития социальной системы профилактического антинаркотического воздействия, подготовка групп специалистов и волонтеров, организующих и проводящих работу по профилактике употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

В общую структуру профилактической активности, объединенной основной концептуальной программой профилактики, входят конкретные частные подпрограммы. К ним необходимо отнести прежде всего специальные программы для детей дошкольного возраста, школьников младшего, среднего и старшего подросткового возраста, программы подготовки лидеров из числа школьников, программы повышения антинаркотической компетенции для школьных учителей и родителей, программы медико-психологической работы с родителями в рамках первичной профилактики употребления психоактивных веществ и, наконец, программы подготовки специалистов в области первичной профилактики. По длительности и интенсивности это разные программы, но реализовываться они должны комплексно, хотя разрабатывать их придется поэтапно, с учетом результатов необходимых для этого научно- практических исследований[ 23;66].

Перечислим существующие программы профилактики:

1 Программы формирования мотивации на изменение поведения.

2 Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий.

3 Коррекционные, модификационные программы.

4 Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики.

Профилактика зависимости от наркомании и токсикомании - одно из важнейших направлений профилактики неинфекционной патологии. Основной концептуальной модели профилактики зависимости от наркомании и других психоактивных веществ являются превентивные подходы. Профилактика зависимости от наркомании, и токсикомании может быть первичной, вторичной и третичной.

К технологиям первичной профилактики относят. Социальные и педагогические - цель технологии предоставить объективную информацию, и мотивацию на здоровый образ жизни, создать сеть социальной поддержки. Методы осуществляются воздействием средств массовой информации, программ детско-подростковой и молодежной активности, общих технологий альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико- психологические - цель преодоление социально- психологического стресса, адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды. Методы осуществляются развитием личностных ресурсов, формирование социальной и персональной компетентности, формирование функциональной семьи.

Медико-биологические- цель проведения технологии определение генетических и биологических контингентов риска. Методы осуществления технологии коррекция риска на медицинском уровне[ 15;150].

К технологиям вторичной профилактики относят. Социальная технология- цель профилактика развития зависимости, психологическая и социальна адаптация. Методы осуществления технологии формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков, формирование мотивации на изменение поведения[ 12;36].

Медико - психологическая технология - цель выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости. Методы осуществления технологии преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний, анализ, осознание и развитие личностных качеств и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующей зависимости от психоактивных веществ.

Медико - биологическая технология - цель нормализация физического и психического развития, био - химического и физиологического гомеостаза. Методы технологии фармакотерапия, оздоровительные мероприятия.

Технология третичной профилактики: Медико-психологические и психотерапевтические - цель технологии профилактика рецидивов, осознание, изменение, развитие паттертов поведения на более активные. Методы осуществления технологии проводится тренинг профилактики рецидивов, тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности, тренинг когнитивного развития.

Социальные и педагогические - цель формирование социально- поддерживающей среды. Методы осуществления технологии терапевтические сообщества, социальные программы, альтернативные к употреблению наркотиков.

Медико - биологическая технология - цель нормализовать биологическое функционирование, физическое и психическое развитие. Метод осуществления технологии психофармакотерапия.

Раскрывая основные методы, технологии профилактики наркомании и токсикомании, мы выявили, что на их основе разработаны и апробированы

программы для детей и подростков, программы повышения антинаркотической компетентности для школьных учителей и родителей, программы медико- психологической подготовки школьных педагогов к проведению профилактики наркомании и других психосоциальных расстройств. Программы адаптированы к современным условиям.

Наркомания, алкоголизм, токсикомания – эти явления прочно вошли в жизнь современного общества. Увы, но этот прискорбный факт нельзя отрицать. Нельзя также игнорировать эту проблему, отворачиваясь, стараясь не замечать её. Избежать дальнейшего распространения этих пагубных зависимостей и предотвратить влекомые ими ужасные последствия (как для отдельного человека, так и для социума в целом) отчасти помогут активные профилактические мероприятия.

Профилактика токсикомании, приобретает огромное значение, если речь идет о молодом поколении. Именно подростки больше всего подвержены злоупотреблению различных наркотических, лекарственных веществ, спиртных напитков. Причем употребление веществ, дающих ощущение легкости, веселья и эйфории, носит у молодых людей, как правило, групповой характер.

Первичная профилактика токсикомании

Начинать борьбу с токсикоманией нужно с первичной профилактики. Программа проводимых мероприятий должна включать:

  • Активную антинаркотическую пропаганду.
  • Антиалкогольную пропаганду.
  • Выявление среди подростков лиц со склонностью к токсикомании.
  • Выделение потенциальных токсикоманов в группы риска.
  • Проведение регулярного обследования таких подростков разъяснительных мероприятий.
  • Активное проведение разъяснительных мероприятий.

Особое внимание нужно уделять особенности первичной наркотизации подростков. Этот этап, в большинстве своем, носит экспериментальный характер, отражающий психологическую специфику детей этого возраста – поиск путей самоутверждения через рискованное, необычное, «взрослое» времяпровождение.

Мотивы такого поведения стандартны: любопытство, стремление быть похожим на своего кумира, лидера, подчинение, поиск своего места в определенной социальной группе. Иногда первичная наркотизация подростков становится следствием протеста против правил взрослого поведения.

Подобное поведение наблюдается при отсутствии у подростков подлинных интересов, духовных ценностей, четкой позиции в социальных установках, неумение организовывать досуг. Кроме того, дети, входящие в группу риска токсико- наркотизации, отличаются низкой устойчивостью к психическим нагрузкам, стрессам, у них занижена способность адаптации к сложным ситуациям, наблюдается непереносимость конфликтов.

Комплексная профилактика токсикомании

В системе первичной профилактики токсикомании самое важное значение имеет работа с подростками из групп повышенного риска. Обусловлено это тем, что в такие группы входят молодые люди с симптомами патологий сознания, а также дети с отягощенной наследственностью, родители или родственники второй линии которых являются хроническими алкоголиками, подвержены токсико- или наркотической зависимости, страдают психическими заболеваниями.

Профилактика токсикомании среди молодежи – задача общесоциальная, которая должна решаться многими общественными службами. Сюда входят не только разъяснительные и воспитательные мероприятия, но наказания, применяемые к лицам, имеющим то или иное отношение к наркотическим средствам (изготовление, распространение, хранение, вовлечение несовершеннолетних).

Медицинская профилактика токсикомании – это:

— санитарное просвещение;

— своевременное выявление случаев токсикомании;

— контроль над ремиссией после пройденного лечения;

— вторичная профилактика (предупреждение рецидивов токсико- наркомании).

Если же подростка не удалось уберечь от употребления токсических (наркотических) веществ, необходимо срочно начинать лечение в специализированном медицинском заведении.