Дополнительное образование: что оно дает? Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов Что дает дополнительное образование детям подросткам.

Ребенка является хорошей базой для более легкого усвоения материала в учебных учреждениях. Базовая программа школы не гарантирует успешного поступления ребенка в престижное учебное заведение, поскольку рассчитана на средний уровень. По этой причине существует система обучения в соответствии с документом «Концепция развития дополнительного образования детей».

Концепция: общие положения

Концепция определяет задачи и цели дополнительного образования, его состояние и проблемные зоны, а также направления развития детей и ожидаемый результат.

Документ устанавливает основной принцип развития вспомогательного обучения, в том числе гарантию на безопасное и качественное образование. Базовым элементом дополнительного обучения является программа, а не обучающая организация.

Концепция реализуется в два этапа:

  • I этап подразумевает разработку мероприятий и создание механизмов управления, финансирования, информационного обеспечения Концепции.
  • II этап ориентирован на продолжение реализации планов мероприятий и программ развития дополнительного обучения.

Главной задачей Концепции является проблема максимального охвата детей с 5 до 18 лет в системе дополнительного образования с целью обеспечения максимальной адаптации к реальным жизненным условиям.

Дополнительное образование с рождения

Дополнительное образование детей до года не осуществляется в специальных учреждениях по причине возраста. Но с этой задачей может справиться любой родитель самостоятельно. В таком возрасте уже можно учить ребенка плаванью или фокусированию внимания на определенных предметах.

Если проводить с малышом занятия, он сможет опередить своих сверстников по общему развитию. Поэтому дополнительное образование детей актуально уже с рождения. Кружки, секции и клубы могут быть семейного типа, где родители новорожденных знакомятся с новыми тенденциями ухода за детьми этого возраста и их воспитания.

Необходимость дополнительного обучения детей

Дополнительное образование ребенка дает хороший стимул для общего воспитания и повышения умственной деятельности. За необходимость таких занятий говорят наблюдения педагогов за успехами детей.

  • У ребят вырабатывается желание работать на будущие высокие результаты.
  • Реализуются различные интересы детворы, не связанные с учебной деятельностью в образовательном учреждении.
  • Повышается стимул к занятиям и самообразованию.

  • Дошкольники и подростки, получающие дополнительное образование, меньше подвержены влиянию извне, более уравновешены и организованы в жизненном плане.
  • Они умеют доказать свою точку зрения.
  • Ребята развиты в творческом плане на высоком уровне.

Основные направления дополнительного обучения

К основным направлениям дополнительного обучения можно отнести посещение различных мероприятий или секций, работающих на результат построения творческой личности. Но и в стандартных учебных учреждениях проводится подобная работа с детьми, желающими получать образование дополнительно. Главной задачей процесса является гармоничное переплетение общей программы обучения с формированием личности в целом.

Основные курсы обучения детей зависят от возможностей учебного заведения. Можно выделить следующие популярные направления:

  • техническое;
  • научно-химическое;
  • эстетически-художественное;
  • оздоровительно-физкультурное;
  • биолого-экологическое;
  • экономико-правовое;
  • туристическое.

Это далеко не полный список направлений, по которым осуществляется дополнительное образование ребенка. Образовывать детей внеурочно можно и с помощью различных технологий, созданных педагогом подобного учреждения, к примеру, иностранный язык можно изучить не только методом заучивания, но и благодаря интерактивным технологиям или процессу игры.

Дополнительное образование в дошкольном учреждении

Дошкольное учреждение является первой ступенью на пути ребенка к образованию. Дополнительное образование детей до выпуска в школу дает максимальное развитие способностей для этого возраста, направлено на поиск таланта и общее развитие ребенка как в физическом плане, так и в психологическом.

При организации работы по вспомогательному обучению в детском саду учитываются такие факторы:

  • возрастные особенности групп детей;
  • общая заинтересованность и добровольный выбор ребенка при посещении кружка или секции;
  • решение образовательно-воспитательных задач через дополнительное образование ребенка.

Подобное обучение в дошкольном учреждении в основном направлено на обучение малышей творческому подходу к различным идеям, нахождению новых интересов и совершенствованию своей физической формы.

Результат, как правило, взрослые могут наблюдать в итогах выставок, концертов, при проведении спортивных мероприятий.

Дополнительное образование в школе

Дополнительное образование детей в школе принято называть внеклассной деятельностью. Такой вид обучения можно разделить на несколько моделей в зависимости от кадровых и материальных возможностей образовательного учреждения.

  • Первая модель - это наличие разнообразных кружков и секций, работа которых не связана между собой. Именно из-за этой проблемы отсутствуют линии стратегического развития обучения, что достаточно сильно влияет на качество дополнительного образования детей. Но даже в таком виде общее развитие детей, посещающих подобные общества, гораздо выше за счет общей занятости школьников в свободное время.
  • Вторая модель имеет наличие внутренней организации и оригинальных методов работы педагогов, которые могут использоваться в общем образовательном плане школы.
  • Третья модель, по которой строится дополнительное образование ребенка, направлена на общую работу нескольких учреждений на постоянной основе. Школа тесно сотрудничает с различными секциями и совместно разрабатывает Главным результатом такого сотрудничества является осознанный выбор профессии выпускниками и легкое поступление в вузы по соответствующему профилю.

Трудности дополнительного образования

Несмотря на принятую Концепцию дополнительного образования, существует некоторые проблемы в ее реализации, среди которых можно выделить такие:

  • недостаточное обеспечение материальной базы образовательного учреждения;
  • общая неподготовленность педагогического состава в вопросах общего стандарта образования;
  • отсутствие достойной оплаты труда педагогов.

Поэтому для получения дополнительного обучения детей родители обращают свое внимание на частные центры или организации. Но и этот фактор может не дать нужного результата по причине того, что педагоги по-прежнему получают образование в структурах, имеющих одинаковые стандарты обучения.

Дополнительное образование детей - составная (вариативная) часть общего образования , сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ.(). Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 году в связи с принятием Закона РФ « ».

История развития дополнительного образования в России

Система дополнительного образования в России формировалась из уникальных российских форм внешкольной работы (внешкольного воспитания). Внешкольное воспитание в России возникло в конце XIX века в виде кружков, клубов, мастерских, дневных приютов для детей, летних оздоровительных лагерей-колоний и т. д. Это были лишь единичные внешкольные учреждения , созданные прогрессивными русскими педагогами, которые ставили перед собой различные цели. Так, культурно-просветительное общество «Сетлемент» (англ. settlement - поселение, комплекс), основанное в Москве в 1905 году группой передовых педагогов во главе с С. Т. Шацким, ставило своей целью удовлетворение культурных и общественных потребностей детей и молодёжи малообеспеченной части населения. В 1909 году им же было создана общество «Детский труд и отдых», в 1911 году в Калужской губернии создана одна из первых детских летних колоний «Бодрая жизнь». К этому периоду относятся и организация временных детских коллективов в летний период - летние палаточные лагеря

От внешкольного воспитания - к дополнительному образованию детей

На государственном уровне решение о развитии внешкольного образования было принято в ноябре 1917 года, когда в Народном комиссариате просвещения РСФСР был создан отдел внешкольного образования. В 1918 году создано первое государственное внешкольное учреждение Станция юных любителей природы (Москва , Сокольники). В июне 1919 года был проведён I Всероссийский съезд по внешкольному образованию. В 30-е годы термин «внешкольное образование» был заменен на «внешкольное воспитание». Очень бурно проходил рост учреждений, в которых получили распространения формы внешкольного воспитания, они стали называться внешкольными учреждениями . К 1940 году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений , находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения, речного и морского флота, профсоюзов, Осоавиахима , добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств . В послевоенное время шло бурное восстановление и развитие системы внешкольного воспитания. Росла численность Домов и Дворцов пионеров , Станций юных туристов и техников, загородных пионерских лагерей , детско-юношеских спортивных школ .

Вместе с тем высокие количественные показатели не могли скрыть негативных качественных факторов развития учреждений. Внешкольное воспитание в 50-80-е годы было связано с общей идеологией, когда существовала единственная детская организация, единственная молодёжная организация, установкам и целям которых подчинялись и образовательные структуры. Было достаточно минусов, мешавших решению задач личностно-ориентированного развития ребёнка, его интересов. Имели место неисполнимые директивы, требующие организовывать то по 10 кружков технического творчества в каждой школе, то открывать в каждом учреждении музей . Вместе с тем, в лучших внешкольных учреждениях страны был накоплен уникальный опыт взращивания талантов.

Многие звезды кино, искусства, спорта, науки и техники были воспитанниками системы внешкольного воспитания: чемпионы мира по шахматам Анатолий Карпов , Борис Спасский , актёр Сергей Никоненко , режиссёр Ролан Быков , глава РАО ЕЭС Анатолий Чубайс , руководитель Росспорта Вячеслав Фетисов и многие другие известные в России и за рубежом люди.

После 1991 года система внешкольного воспитания не только не распалась, но, в отличие от других типов образовательных учреждений, получила приращение. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» с 1992 года внешкольные учреждения стали именоваться учреждениями дополнительного образования детей . Важно в этой связи отметить, что в 90-ые годы произошла не простая смена вывесок, а качественное изменение содержания и форм деятельности как учреждений, так и педагогов дополнительного образования детей. 2008 год - год 90-летия русской системы дополнительного образования детей, в преддверии этого события Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден соответствующий план подготовки реализации мероприятий к данному событию.

Инфраструктура системы дополнительного образования детей

Опыт дополнительного (неформального) образования детей за рубежом

Русский опыт внешкольного (дополнительного) образования был и остается уникальным в мировой педагогической практике. Но вместе с тем он впитал в себя передовые традиции педагогических идей многих других стран, стал примером для реалиазции практического опыта в других странах (помимо стран СНГ, где повсеместно при общем сокращении численности сохранились эти учреждения, прежде всего в странах Восточной Европы, Китая, Кубы, Вьетнама, КНДР и т. д.).

Отдельные элементы системы внешкольного образования были восприняты в странах Азии, Европы. Например, опыт внешкольного воспитания был перенесён для адаптации бывших юных граждан СССР в Израиле. В Японии существует бесплатная практика обязательного участия каждого школьника в дополнительных занятиях, не входящих в школьную программу (но по выбору!) по физической культуре, художественному творчеству, и национальным видам искусства. В большинстве стран Европы имеется система клубов по интересам, как правило существующая на муниципальные средства или за счёт финансирования общественных и религиозных организаций, а также на родительские средства. В педагогической практике эти виды деятельности называются как правило «неформальным образованием» (Non-formal education), альтернативным образованием (alternative education).

Примечания

См. также

  • Школьный факультет Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (ШФ МГРИ-РГГРУ)

Ссылки

  • Федеральный портал «Дополнительное образование детей»

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Ильюшин Финанс Ко
  • Чёрная роза - эмблема печали, красная роза - эмблема любви (фильм)

Смотреть что такое "Дополнительное образование детей" в других словарях:

    Дополнительное образование детей - (внешкольная работа) составная часть системы образования и воспитания детей, подростков, учащейся молодёжи, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ. Цель Д.о.д. развитие мотивации детей… … Педагогический терминологический словарь

    Образование - У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан … Википедия

    Образование в России - … Википедия

    Образование в Кирове - Система образования в Кирове представлена образовательными учреждениями всех уровней. Киров является образовательным центром Кировской области и Волго Вятского региона. Муниципальная (городская) система образования обслуживает более 60 тысяч… … Википедия

    Дополнительное профессиональное образование - Сокращение: (ДПО) Цели и задачи ДПО Согласно статье 26 федерального закона Об образовании N 3266 1 от 10.07.1992 г. дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения… … Википедия

    Образование в Ставрополе - В настоящее время образовательный комплекс города включает в себя 48 учреждений, в том числе четыре гимназии, семь лицеев, 12 школ с углубленным изучением различных предметов. В городе работают 69 детских дошкольных… … Википедия

    Образование в Светлограде - Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/31 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    Общее образование - Детский сад в Афганистане … Википедия

    Учреждение дополнительного образования детей - Для улучшения этой статьи желательно?: Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

    Народное образование - Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование по законодательству РФ целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… … Википедия

Книги

  • Дополнительное образование детей: история и современность. Учебное пособие для СПО , Золотарева А.В. , Учебное пособие раскрывает концептуальные и организационные основы дополнительного образования детей через анализ исторических тенденций развития, нормативно-правовой базы деятельности,… Категория: Разное Издатель:

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Поэтому на помощь общему образованию приходит дополнительное. Другими словами, свободное от одного образования время тоже расходуется на образование, только другое: удовлетворяющее творческие потребности ребенка и его желания.

Но тогда времени на самые обычные игры и прогулки у ребенка остается все меньше. Как найти баланс между занятостью и свободой – и нужен ли он?

Для чего нужно дополнительное образование?

Главная задача дополнительного образования – реализация врожденных способностей детей и приобретение новых способностей. В каждом человеке есть целый арсенал скрытых возможностей, которые важно вовремя раскрыть и развить. Развитие – вот главное направление любой внеурочной деятельности.

Дополнительное образование связано и с процессом воспитания. Посредством дополнительных образовательных программ решается целый ряд воспитательных задач. Причем происходит это ненавязчиво, в процессе деятельности, без нотаций и нравоучений.

Возможности дополнительного образования огромны. Перечислим лишь некоторые из них:

    В небольшом собираются единомышленники – дети, объединенные общей деятельностью. Здесь пропагандируются общечеловеческие ценности, уважается стремление к выражению себя, поощряется любое проявление активности, самостоятельности и творчества.

    Дополнительное образование всегда направлено на личность, учитывая его уровень и способности. Оно сугубо индивидуально: даже в группе детей перед каждым ставятся свои задачи.

    Дополнительное образование имеет большой потенциал и способно реализовать любые потребности:

    • художественные;
    • физкультурно-спортивные;
    • военно-патриотические;
    • социально-педагогические;
    • культурологические;
    • технические.
  • Дополнительное образование способствует профилактике асоциального поведения детей и подростков, обеспечивая занятость в свободное время.

    Дополнительное образование систематизирует интересы ребенка, ориентируя его на будущую профессиональную деятельность.

    Дополнительное образование способствует социализации детей.

Школа дает ребенку общее образование, а многогранному развитию личности способствует именно дополнительное.

Как выбрать направление дополнительного образования?

Вариантов выбора дополнительной программы может быть несколько.

Вариант 1. Пробуем все, что интересно ребенку.

Помните стишок про Лиду Агнии Барто?

«Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали».

И вот девочка Лида ищет себя, потому что ей интересно все. Конечно, на каком-то этапе будет происходить «распыление» ребенка. Но понять, нравится блюдо или нет, можно только попробовав его. Поэтому вполне допустимо позволять ребенку , главное, чтобы процесс поиска не был бесконечным.

Вариант 2. Направляем ребенка в зависимости от способностей.

Бывает нелегко правильно определить способности детей, так как не всегда есть возможность для их проявления. Возможно, ваш сын прекрасно играет в керлинг. Но как вы можете это понять, если в вашем городе нет соответствующей секции? В любом случае, важно обращать внимание на любое проявление детских интересов.

Чтобы максимально объективно оценить способности ребенка, ответьте на вопросы:

  • Что делает ваш ребенок, когда находится один?
  • Какие действия он повторяет за взрослыми?
  • Какими качествами наделила его природа: активность, общительность, гибкость, быстрота, пластичность, художественные способности и т.д.

Сопоставив все ответы, вы сможете определить направление развития для ребенка.

Вариант 3. Занимаем свободное время ребенка.

Вполне вероятно, что у вас совершенно обычный ребенок без выдающихся способностей и интересов. В таком случае, основная задача дополнительного образования - занять ребенка в целях профилактики любых негативных воздействий на его неокрепшую психику. В этом случае нужно выбирать что-то простое, доступное каждому, но весьма увлекательное.

Если сработают два принципа: доступно и интересно, то ваш ребенок быстро втянется в деятельность.

Что касается самого направления, то здесь в приоритете будет территориальная расположенность детского объединения.

Должно ли быть у ребенка свободное время?

Дополнительное образование реализуется в свободное от основной деятельности время, то есть вне учебы и подготовки к ней. Для начала нужно определить объем свободного времени и его рамки.

Итак, берем время окончания уроков, прибавляем к нему путь из школы, учитываем обед, ужин и время приготовления домашних заданий. Где-то между этими периодами и находится свободное время.

Теперь важно определить рамки свободного времени.

    Если ваш ребенок достаточно вынослив и школьные уроки не вызывают у него сильную физическую усталость, то можно включить допобразование во временной период после занятий в школе. Это разгрузит детскую психику и даст возможность отдыха. Как известно, лучший отдых – смена деятельности.

    Если ребенок физически ослаблен, то сразу после школы лучше дать ребенку возможность для обычного отдыха, недеятельного. После небольшого «тихого часа» ребенку можно предложить выполнить домашние задания, и только после этого отправиться на дополнительные занятия. Это связано с тем, что ребенок может получить излишнюю психологическую нагрузку во время дополнительных занятий, что не позволит потом сосредоточиться на уроках.

    Если ваша семья не имеет семейных традиций по проведению выходных, то включите допобразование в планы на выходные.

Свободное время в полном его понимании должно быть, но в разумных рамках. Ребенок не должен скучать и искать себе занятие, иначе можно «набрести» на весьма опасные вещи на просторах интернета или в бездумном блуждании по местности. Свободное время может быть потрачено на чтение книги, просмотр любимого фильма, общение с друзьями. Да, родители должны контролировать детский распорядок дня, но нельзя руководить каждой секундой жизни ребенка. Важно создать баланс.

И ещё, увлекаясь различными видами образования, не освобождайте ребенка от повседневных трудовых обязанностей. Помощь по дому, забота о себе и своих близких не должна заменяться псевдостремлением к всестороннему развитию. В этом случае вы рискуете упустить другой важный момент воспитания – нравственный.

Светлана Садова

В 2008 году педагогическая общественность отмечает девяностолетие дополнительного образования детей в нашей стране. Официальную дату появления дополнительного образования (внешкольной работы) связывают с возникновением первого государственного внешкольного учреждения - станцией юных любителей природы, переименованной впоследствии в Биологическую станцию юных натуралистов.

Однако в реальности организация внешкольной работы с детьми имеет более длительную историю. Тем не менее, сам термин «дополнительное образование» стал употребляться с начала девяностых годов прошлого столетия, так как реформирование основ организации внешкольной работы с детьми началось в России с 1992 года как одно из следствий тех достаточно глобальных изменений в нашем обществе, которые происходили в тот период.

Разумеется, что система образования не могла не отреагировать на социально-экономические и социокультурные перемены, на изменение социального заказа российского общества, связанного с воспитанием подрастающего поколения. Однако система общего образования детей традиционно достаточно консервативна. Различные реформирования в ней обычно осуществляются длительное время. Это связано с необходимостью изменения Государственных стандартов, переподготовкой учителей и изданием новых учебников.

Более гибкой является система дополнительного образования детей, которая до 1992 года была более знакома многим под названием «внешкольная работа». А еще раньше использовали термин «внешкольное образование», обозначая им просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения. Учреждения внешкольного образования создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

В настоящее время можно говорить о существовании системы дополнительного образования в нашей стране. Эта система на 1 января 2004 г. включала в себя более 18 000 учреждений различной ведомственной принадлежности. В том числе: 8,9 тысяч учреждений системы образования, 5,8 тысяч - культуры, 1,1 тысячи - спорта, более 2 тысяч - общественные организации. В этих учреждениях работает около 270 000 педагогических работников.

Структурно дополнительное образование вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу образовательно-культурного досуга, сближает и дополняет эти системы. По отношению к общей системе образования дополнительное образование является подсистемой, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает качествами системы: целостностью и единством составляющих ее элементов, которые имеют определенную связь друг с другом.


Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику . Эта специфика связана не только с особенностями психолого-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками, но и с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым . Именно в рамках этих блоков осуществляются основная педагогическая деятельность педагогов и творческо-познавательная деятельность детей.

Эти блоки, безусловно, присутствовали в то время, когда для обозначения подобной деятельности использовался термин «внешкольная работа». Однако, если в тот период акцент делался на культурно - досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.

О.С. Газман под дополнительным образованием понимает «деятельность детей и взрослых за пределами регламентированного госминимумом учебно-воспитательного процесса. При этом мы имеем в виду не только сферу досуга (свободного времени). Занятия детей в школьных кружках и клубах во внеурочное время, во внешкольных учреждениях, в лагерях и походах в каникулярный период в определенном смысле не свободны: они регламентированы временем и формами организации жизни. Однако ведущим принципом здесь выступает добровольность и интерес детей, что в принципе меняет подход к педагогической деятельности».

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Дополнительное образование не только расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых; оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих ценностей.

Составляющие педагогического потенциала ДОД:

Дополнительное образование выступает как мощное средство формирования мотивации развития личности;

Существуют многочисленные возможности создания ситуации успеха для каждого ребенка;

Путем обмена видами деятельности дополнительное образование расширяет культурное пространство самореализации личности, стимулирует ее к творчеству;

На основе общности интересов ребенка и взрослого более интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;

Дополнительное образование сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

Специфические условия деятельности ДО:

Добровольность и массовость участия детей во внешкольной работе;

Дифференциация учащихся по интересам и направленности на определенный вид деятельности;

Возможность корректировать программы занятий с учетом индивидуальных интересов, способностей и уровня подготовленности ребенка;

Общедоступный, массовый, самодеятельный, общественно полезный характер деятельности детей, имеющий практические и личностно значимые для каждого воспитанника задачи;

Разнообразие сфер общения, возможность неформального общения руководителя с детьми;

Творческая и доброжелательная атмосфера, возможность для ребенка изменения своего статуса в коллективе сверстников.

Различие школьного и дополнительного образования:

Обучение в школе удовлетворяет государственный (социальный) заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности и стандартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети обучаются главным образом «по интересам».

Отсутствие обязательного образовательного стандарта в УДО дает возможность преподавателю не ставить акцент на результативной стороне учебного процесса, а строить обучение по принципу - процесс ради процесса, учение ради учения, т.е. следовать природе познавательного развития ребенка. Поэтому акцент в обучении естественно смещается в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у учащихся.

В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в УДО - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащимся вида занятий и педагога, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

В УДО процесс обучения носит более неформальный характер, чем в школьной традиции, и потому он ближе к природным основаниям развития детей, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему; более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся

Дополнительное образование строится на следующих приоритетных идеях :

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Причем, здесь речь идет не только о возможности выбора направлений деятельности, темпов освоения программы и видов представления ребенком своего труда, но и о выборе мотивации участия детей в жизнедеятельности учреждения дополнительного образования. Эта мотивация может быть связана как с познавательными и образовательными целями, так и с личностными отношениями и коммуникационными потребностями детей.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. В основе этого принципа лежит личностно - ориентированный подход в дополнительном образовании. Этот подход дает возможность ребенку определить свой собственный образовательный путь в реализации познавательных интересов, а также обеспечивает развитие его индивидуальных способностей, которые отличаются от интересов и способностей его товарищей. Основное образование не может обеспечить такое отношение к каждому ребенку, так как оно является предметно-ориентированным и должно обеспечить последовательность и системность в усвоении знаний школьников, в усвоении предметов, включенных в обязательную программу обучения.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка. Дополнительное образование позволяет ребенку «найти себя», понять, в чем заключаются его интересы, пристрастия, увлечения. Ощущение возможности удовлетворить свои потребности дает ребенку чувство свободы, которое впоследствии начинает осознаваться как возможность творческого самовоплощения человека в деятельности, в проявлении своей индивидуальности. Однако важно иметь в виду, что свобода самоопределения и самореализации обязательно связана с воспитанием ответственности и умением соотносить свою свободу со свободой других людей.

4. Единство обучения, воспитания, развития. В практике основного образования чаще всего эти процессы происходят параллельно, причем при доминирующей роли образования. В дополнительном образовании исторически сохраняется и поддерживается его целостность в целевом воздействии на личностное развитие. В этой системе образования сегодня больше возможностей для развивающего образования, так как оно учитывает индивидуальные интересы ребенка и обеспечивает многообразие видов и форм деятельности.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Дополнительное образование ориентировано на включение детей в практическое освоение разных образовательных областей. Оно дает возможность ребенку ознакомиться с конкретным, осязаемым воплощением определенных объектов в жизни. Практико-деятельностная основа дополнительного образования выражается не только в том, что ребенок принимает участие в создании конкретного творческого продукта, но и пытается самостоятельно решать жизненно важные для него проблемы. Поэтому в дополнительном образовании большое внимание уделяется личному опыту ребенка, который обязательно учитывается при определении содержания занятий и форм практической работы.