Взносы по договору негосударственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах.

Цель негосударственного пенсионного обеспечения - сформировать будущему пенсионеру дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно). Негосударственная пенсия и накопленные пенсионные средства при определенных условиях подлежат выплате правопреемникам, то есть наследуются.

Негосударственное пенсионное обеспечение может быть организовано работодателем по корпоративной пенсионной программе или физическим лицом в свою пользу или в пользу третьих лиц по личным пенсионным программам.

При организации негосударственного обеспечения работодателем, работодатель (юридическое лицо) заключает с НПФ договор НПО в пользу своих работников. В этом случае работодатель становится вкладчиком, а работники, включенные в корпоративную пенсионную программу, участниками, т.е. вкладчик уплачивает пенсионные взносы, а участники получают или будут получать негосударственную пенсию.

Если физическое лицо самостоятельно заключает пенсионный договор в свою пользу, выбирая личную пенсионную программу, то гражданин одновременно является и вкладчиком, и участником, т.е. и уплачивает пенсионный взнос, и будет получать негосударственную пенсию.

При любом варианте негосударственного пенсионного обеспечения результатом будет дополнительная пенсия и большая свобода и экономическая независимость в пенсионном возрасте. Сформируйте себе негосударственную пенсию!

Законодательство РФ предусматривает два основных способа, по которым может формироваться будущая пенсия. Основной из них - это обязательная система накоплений, подразумевающая удержание страховых взносов в счет будущих выплат. Другой вариант - это добровольное внесение платежей через системы некоммерческих фондов.

За чей счет и каким путем осуществляется негосударственное пенсионное обеспечение

Для рассмотрения основных моментов подобного начисления, следует учитывать его особенности:


  • негосударственное пенсионное обеспечение предполагает добровольное заключение договора на внесение средств;
  • одной из сторон в данном договоре выступает негосударственный пенсионный фонд - организация, обеспечивающая сохранность и приумножение внесенных средств;
  • отсутствует необходимость в трудовом стаже работника - начисления могут вноситься с совершеннолетия;
  • возможность формирования корпоративной пенсии.

То есть, в формировании данных выплат главную роль берет на себя сам гражданин. Он выбирает фонд, с которым заключается индивидуальный договор. Далее регулярно вносятся платежи, которые и составляют ту основу, по которой будет начисляться дополнительная пенсия.

Корпоративное обеспечение предусматривает при этом возможность участия работодателя в формировании пенсии. Единолично или совместно с работником он вносит на установленный счет средства. Такой вариант позволяет компании обеспечить дополнительные социальные гарантии работникам, повысить лояльность и снизить текучесть кадров.

Положение о негосударственном пенсионном обеспечении

Положение о негосударственном пенсионном обеспечении - это основной документ, по которому данный вопрос регулируется между компанией и работником. Здесь предусматриваются вопросы, по которым осуществляется формирование начислений, наступление оснований для выплаты пенсий, принципы и порядок их расчета.

Такое положение также указывает и на механизмы сотрудничества с фондом, с которым заключен соответствующий договор. К примеру в ОАО РЖД положение о НПО указывает, что начисление осуществляется в сотрудничестве с НПФ Благосостояние. В установленном порядке оговариваются и основные аспекты:

  • формирование корпоративной пенсии;
  • принципы финансирования установленной системы;
  • условия, по которым работник имеет право на получение выплат;
  • порядок расчета и выплаты положенных средств.

К основному документу приписаны также и сопутствующие приложения. Для сравнения можно рассмотреть такой же документ в ОАО Газпром. Негосударственное обеспечение пенсий в данной системе организации осуществляется через НПФ Газфонд. С данным учреждением заключается договор , на основании которого и формируется дополнительная пенсия.

Участие в пенсионном обеспечении негосударственных пенсионных фондов

При необходимости заключить индивидуальный договор с выбранным фондом необходимо обратить внимание на его надежность. В отличие от государственных выплат, пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению обеспечивается не только сохранностью внесенных средств, но и их инвестированием.

На практике это выглядит следующим образом:

  • вкладчик вносит средства на свой счет, или за него это делает работодатель;
  • фонд использует данные вклады, инвестируя их в прибыльные проекты;
  • на основании полученной прибыли и осуществляется рост вкладов по негосударственному пенсионному обеспечению.

Поэтому для вкладчика важно выбрать тот фонд, который может обеспечить не только сохранность внесенных средств, но и их приумножение.


Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Если вкладчик — физическое лицо, то договор заключается в индивидуальном порядке. Условия сотрудничества, размеры и регулярность выплат обговариваются в отдельном порядке. Важным моментом является тот факт, что начисления могут осуществляться не только в свою пользу, но и пользу третьих лиц.

На основании данного аспекта осуществляется и формирование корпоративных пенсий. В этом случае работодатель перечисляет средства в фонд на счет работника. Некоторые компании при этом создают условия для совместного начисления. То есть, часть средств переводится работодателем, часть - работником.

Проблемы негосударственного пенсионного обеспечения

Программа негосударственного пенсионного обеспечения является отличной дополнительной возможностью обеспечить свое будущее. Однако практическая сторона ее реализации имеет ряд ключевых проблем:

  • большинство граждан РФ просто не задумываются о необходимости внесения платежей на формирование собственной пенсии;
  • отсутствует грамотность населения в вопросах финансирования, инвестиций и формирования пенсий;
  • многие граждане не доверяют долгосрочным инвестициям;
  • уровень доходов не всегда позволяет делать значимые вклады на долгосрочную основу.

Отдельно необходимо указать на такой момент, как ограниченность в возможностях инвестирования. На текущий момент фонды не имеют возможности полноценно использовать получаемый денежный потенциал и извлекать прибыль, приумножая тем самым доходы вкладчиков.

    Северная пенсия при переезде в другой регион в 2018

    Каждый гражданин стремится устроиться на официальную работу, чтобы нарабатывать стаж, а затем уйти на заслуженный…

    Обеспечение охраны труда на предприятии - с чего начать в 2018 году

    Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение таких условий трудовой деятельности, которые будут для работников…

    Пенсия учителям по выслуге лет в 2018 - последние новости

    Выйти на пенсию по выслуге лет предоставляется возможным работникам педагогической сферы деятельности. Стоит отметить, что…

    Корпоративная пенсия - что это такое и как она формируется

    Выход на долгожданный и заслуженный отдых часто омрачается низким пенсионным обеспечением. Чтобы не столкнуться с…

    Пенсионное обеспечение федеральных гражданских государственных служащих по закону

    Оформление пенсий государственным служащим несколько отличается от стандартной процедуры. Основное отличие заключается в том, что…

    Что такое социальная пенсия и кому она выплачивается

    Достижение установленного возраста – это еще не гарантия того, что человек будет получать трудовые пенсионные…

Наряду с государственным пенсионным обеспечением и государственным пенсионным страхованием действующая в нашей стране система пенсионного обеспечения населения допускает и наличие системы негосударственного пенсионного обеспечения через негосударственные пенсионные фонды.

Правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также основные принципы государственного контроля за их деятельностью регулируются ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» №75-ФЗ от 7.05.1998.

Негосударственный пенсионный фонд является особой организационно-правовой формой некоммерческой организации, т.е. не имеет извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученную прибыль между участниками. Целью создания фонда является осуществление им негосударственного социального обеспечения. Фонд в соответствии с целью создания может выполнять следующие виды деятельности:

1) деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

2) деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

3) деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению осуществляется на добровольных началах. Вкладчики имеют право по своему усмотрению заключать пенсионные договоры в пользу участников с любым негосударственным пенсионным фондом. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии.

Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Пенсионный договор заключается на бессрочный срок и может быть расторгнут по решению суда, по желанию вкладчика, а также в случае ликвидации организации-вкладчика, либо по вине фонда (прекращение действия лицензии фонда, ликвидация фонда), либо в связи со смертью участника до наступления пенсионных оснований. Прекращение уплаты пенсионных взносов вкладчиком не может являться причиной расторжения пенсионного договора. При расторжении пенсионного договора фонд обязан выплатить вкладчику выкупную сумму или перевести ее в другой фонд.

Негосударственные пенсионные фонды могут заключать несколько видов договоров:

1. Договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику фонда негосударственную пенсию.

2. Договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Осуществление деятельности в качестве страховщика негосударственного пенсионного обеспечения фондами стало возможным с 1 января 2004 года. Для осуществления этого вида деятельности фонд должен иметь лицензию, зарегистрировать в уполномоченном федеральном органе страховые правила фонда, подать в уполномоченный федеральный орган заявление о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию в качестве страховщика и отвечать требованиям, установленным ст. 36.1 ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»:

Иметь опыт работы по осуществлению негосударственного пенсионного обеспечения не менее двух лет;

Иметь опыт одновременного ведения не менее пяти тысяч именных пенсионных счетов участников в течение не менее одного года с 1 января 2004 года, а с 1 июля 2009 года - не менее 20 тысяч именных пенсионных счетов;

Иметь величину денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда с 1 января 2005 года не менее 30 миллионов рублей, а с 1 июля 2009 года - не менее 100 миллионов рублей;

В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц иметь совокупный вклад учредителей фонда, внесенный в фонд денежными средствами, в размере не менее 3 миллионов рублей с 13 января 2003 года, не менее 30 миллионов рублей с 1 января 2005 года и 100 миллионов рублей с 1 января 2009 года;

Не иметь актуарного дефицита по результатам актуарного оценивания в течение не менее последних двух лет деятельности;

Не иметь фактов приостановления действия лицензии в течение последних двух лет деятельности.

Негосударственный пенсионный фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ. Учредительным документом фонда являются устав фонда, который утверждается его учредителями (учредителем).

Устав фонда должен содержать следующие сведения: полное и сокращенное наименование фонда, причем в наименование должны быть включены лова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении; положения о предмете и целях деятельности фонда; сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления; положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизация и ликвидация фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.

Устав представляет собой свод определяющих устройство, деятельность, права и обязанности фонда положений и правил, обязательных для исполнения всеми органами фонда. Именно устав определяет правовое положение фонда. К оформлению устава предъявляется ряд требований. Он должен быть составлен в письменной форме, не содержать исправлений, подчисток или подтирок и утвержден всеми учредителями фонда. В уставе фонда должна содержаться информация обо всех органах управления фонда, их полномочиях и порядке избрания или назначения. Компетенция, состав и порядок образования органов зависят от организационно-правовой формы юридического лица.

Органы управления фонда могут включать в себя:

1) совет фонда - это высший орган управления фондом, в задачу которого входит осуществление общего руководства деятельностью фонда;

2) попечительский совет - это коллегиальный орган, выполняющий надзорные функции и обеспечивающий общественный контроль за деятельностью фонда;

3) ревизионные комиссии для обеспечения оперативного контроля за деятельностью исполнительного органа фонда;

4) исполнительный директор, исполнительная дирекция - это исполнительный орган фонда, осуществляющий оперативное управление деятельностью фонда.

Негосударственный пенсионный фонд имеет право на осуществление своей деятельности с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном Положением о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, а в дальнейшем при осуществлении указанной деятельности фонд должен соответствовать указанным требованиям:

1) руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование (при наличии иного образования - специальную профессиональную подготовку);

2) главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование;

3) величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года - не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года - не менее 50 миллионов рублей.

На должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены:

1) работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда - физическое лицо;

2) аффилированные лица управляющей компании, специализи-рованного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

3) лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;

4) лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

5) лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Субъектами негосударственного пенсионного обеспечения являются фонды, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики и участники. Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

К иным участникам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию относятся аудиторы, актуарии, заключившие договоры с фондом на оказание соответствующих услуг, и др.

Процесс создания фонда можно разделить на следующие этапы:

Принятие учредителями решения о создании фонда;

Принятие устава фонда, избрание его органов правления и формирование уставного капитала;

Государственная регистрация фонда;

Получение лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Фонд, как любое юридическое лицо, может быть создан в результате волеизъявления учредителей, т.е. учрежден, или в результате реорганизации уже существующего юридического лица. В первом случае основанием для создания фонда является решение учредителей. Учредителями могут быть полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, которые не являются:

1) иностранными гражданами или лицами без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством РФ порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в РФ;

2) лицами, включенными в перечень в соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";

3) общественными объединениями или религиозными организациями, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 ФЗ от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";

4) лицами, в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью; должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, регулирующих указанные виды деятельности. Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (контролер) или отдельным структурным подразделением (служба внутреннего контроля).

Фонд обязан иметь сайт в сети Интернет, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат этому фонду.

Лицензия на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию предоставляется уполномоченным федеральным органом без ограничения срока ее действия.

Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и доходов от размещения пенсионных резервов, которое осуществляется актуарием, а также проводить независимую аудиторскую проверку.

Актуарное оценивание осуществляется актуарием и включает в себя результаты актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами, а также результаты оценивания актуарной стоимости средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Ежегодному аудиту подлежат ведение бухгалтерского учета, пенсионных счетов негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, ведение бухгалтерской отчетности фондов, осуществление выплат негосударственных пенсий, выкупных сумм, накопительной части трудовых пенсий, выплат правопреемникам, выплат профессиональных пенсий, а также ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности управляющих компаний и специализированных депозитариев по формированию и размещению средств пенсионных резервов и формированию, передаче и инвестированию средств пенсионных накоплений. Актуарий и аудитор, не может являться аффилированным лицом фонда, его управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария.

Согласно ст.25 Закона о негосударственных пенсионных фондах фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (на основании договора доверительного управления). Фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в государственные ценные бумаги РФ, банковские депозиты и иные объекты инвестирования, предусмотренные Правительством РФ.

Прекращение деятельности фонда может осуществляться в виде реорганизации (слияния, разделения, присоединения и выделения) или ликвидации. Реорганизация фонда осуществляется на основании решения совета фонда по согласованию с уполномоченным федеральным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников и обязательного пенсионного страхования застрахованных лиц в соответствии с заключениями аудитора и актуария. При ликвидации фонда его пенсионные резервы используются для исполнения обязательств по пенсионным договорам, выплаты выкупных сумм, перевода выкупных сумм в другие фонды по выбору вкладчика или участника, а при отсутствии такого выбора в фонд, указанный в пенсионных правилах, либо для перевода выкупных сумм в счет уплаты страховых премий по договорам пенсионного страхования участников, заключенным со страховыми организациями, по выбору вкладчика или участника. В случае недостаточности пенсионных резервов на указанные цели могут быть использованы средства объединенных гарантийных фондов.

При выявлении нарушений фондами законодательства, государственный уполномоченный орган: дает фондам обязательные для выполнения предписаний об устранении нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает действие лицензий; обращается в суд с исками о защите прав и интересов участников, иных заинтересованных лиц и государства; обращается в суд с исками о ликвидации фонда, которые осуществляют деятельность без лицензий.

Государство не отвечает по долгам негосударственного пенсионного фонда в отличие от Пенсионного фонда РФ, в отношении обязательств которого государство несет субсидиарную ответственность, т.к. ПФР является государственным учреждением.

трудовой пенсия участник назначение

После хорошо выполненной работы каждый из нас имеет полное право на качественный отдых. Это правило справедливо для примеров любого масштаба: будь то вкусный ужин и вечер с любимой книгой после трудового дня, встреча с друзьями в конце рабочей недели, поездка на курорт с близкими после успешно реализованного проекта или жизнь без тревог и нужды на пенсии. Последнее особенно важно, хотя мы редко задумываемся, как это обеспечить. Именно для этого АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» предлагает воспользоваться программой негосударственного пенсионного обеспечения (НПО).

НПО – это «копилка на старость» в дополнение к государственному обязательному пенсионному страхованию (ОПС). В отличие от ОПС, средства на именном пенсионном счёте НПО формируются не из обязательных отчислений вашего работодателя из фонда оплаты труда, а из добровольных взносов – ваших или вашего работодателя. Средства накапливаются на счёте и инвестируются негосударственным пенсионным фондом, прирастают дополнительным доходом. Сформировавшаяся на момент вашего выхода на пенсию сумма выплачивается вам параллельно с обязательной пенсией.

Обычно программы НПО выбирают для себя самые дальновидные и финансово грамотные граждане. Но значительно чаще негосударственное пенсионное обеспечение включают в социальный пакет компании, уделяющие особое внимание человеческому капиталу и ведущие конкуренцию на рынке труда за высококвалифицированных специалистов. Если ваша компания заинтересована в привлечении и удержании ценных кадров, то предложение НПО от АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» может стать подходящим для этого инструментом.

На данный момент ГАЗФОНД пенсионные накопления предлагает схему негосударственного пенсионного обеспечения со следующими параметрами:

  • Размер взносов составляет не менее 12 000 рублей в год
  • Размер и количество выплат выбирается клиентом при назначении пенсии
  • Минимальный срок выплаты пенсии – 12 месяцев
  • Изменение размера выплаты возможно раз в год
С подробным описанием схемы можно ознакомиться в Пенсионных правилах АО «НПФ ГАЗФОНД пенсионные накопления» (схема №3) .
Образец договора НПО
Вы можете оформить договор НПО лично в офисе Фонда или дистанционно.

При оформлении договора дистанционно:

1) Заполните Анкету для заключения договора негосударственного пенсионного обеспечения;
2) Заполненную анкету вместе с копией паспорта (разворот страниц с фотографией и разворот страниц с отметкой о регистрации по месту жительства) необходимо направить в Фонд:
− простым письмом по адресу: 123022, г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 13, с пометкой «Управление пенсионных программ»;
− по электронной почте на адрес: [email protected]

Фонд на основании полученной от вас информации подготовит и направит вам заказным письмом:
− 2 экземпляра договора негосударственного пенсионного обеспечения;
− согласие на обработку персональных данных;
− бланки заявлений и банковские реквизиты для перечисления пенсионных взносов.
− вам необходимо подписать и направить обратно в Фонд удобным для вас способом один экземпляр договора негосударственного пенсионного обеспечения и согласие на обработку персональных данных;
− убедитесь, пожалуйста, что подписанные вами документы поступили в Фонд и приступайте к перечислению пенсионных взносов.

Т.Ю. Левадная ,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

1. Общие положения

Договоры негосударственного пенсионного обеспечения (далее - пенсионные договоры) заключаются со специализированными некоммерческими организациями - негосударственными пенсионными фондами (НПФ), которые должны иметь лицензию на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению в соответствии с нормами Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (далее - Закон N 75-ФЗ).

По пенсионному договору вкладчик фонда уплачивает в НПФ пенсионные взносы , а НПФ обязуется выплачивать участнику или участникам фонда (если договор заключается в отношении нескольких физических лиц) негосударственную пенсию .

Участниками НПФ являются физические лица, которым в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом договором негосударственного пенсионного обеспечения должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии.

Если вкладчик заключает пенсионный договор в отношении себя, то он выступает в договоре как участник НПФ. Если же вкладчик заключает договор в отношении другого физического лица, то участником НПФ признается лицо, в пользу которого заключен пенсионный договор.

2. Особенности определения налоговой базы по НДФЛ по пенсионным договорам

В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), установлен новый вид социальных налоговых вычетов в отношении расходов налогоплательщиков по негосударственному пенсионному обеспечению, предусмотренный вновь введенным подпунктом 4 п. 1 ст. 219 настоящего Кодекса.

На основании п. 3 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) по доходам, в отношении которых установлена налоговая ставка в размере 13%, налогоплательщики - вкладчики НПФ имеют возможность уменьшить свою налоговую базу на сумму социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 настоящего Кодекса.

Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется в сумме уплаченных налогоплательщиком-вкладчиком в налоговом периоде (календарном году) пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с НПФ в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе в пользу вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов [в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством)], в размере фактически произведенных расходов, но не более 100 000 руб. в налоговом периоде (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Читателям журнала следует иметь в виду, что положения подпункта 4 п. 1 ст. 219 НК РФ распространяются только на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, то есть в отношении тех сумм расходов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, оплата которых произведена налогоплательщиками - вкладчиками НПФ начиная с 1 января 2007 года.

При этом налогоплательщики - вкладчики НПФ, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, не вправе применять социальные налоговые вычеты, в том числе и предусмотренные подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, при определении размера налоговой базы по НДФЛ, поскольку согласно п. 3 ст. 224 настоящего Кодекса в отношении доходов, получаемых физическими лицами - нерезидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30%.

На основании п. 1 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключаемым с НПФ, не учитываются:

Суммы пенсий, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным физическими лицами - вкладчиками в свою пользу;

Суммы пенсионных взносов по пенсионным договорам, заключенным организациями и иными работодателями в пользу работников;

Суммы пенсионных взносов по пенсионным договорам, заключенным налогоплательщиками-вкладчиками в пользу других физических лиц - участников договоров.

В то же время согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ по пенсионным договорам, заключаемым с НПФ, учитываются :

Суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным организациями и иными работодателями в пользу работников;

Суммы пенсий, выплачиваемых по пенсионным договорам, заключенным физическими лицами - вкладчиками в пользу других физических лиц - участников договоров;

Денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом - вкладчиком в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями пенсионных договоров, заключенных с НПФ, в случае досрочного расторжения вышеуказанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий данных договоров в отношении срока их действия.

Эти суммы подлежат налогообложению у источника выплат, которым является соответствующий НПФ.

С 1 января 2008 года внесенные налогоплательщиком - вкладчиком по пенсионному договору суммы платежей (взносов), в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы [за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой НПФ].

При этом НПФ при выплате физическому лицу - вкладчику денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных налогоплательщиком по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

3. Порядок получения справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета

Форма справки о подтверждении неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета (далее - Справка) утверждена приказом ФНС России от 12.11.2007 N ММ-3-04/625@. Для получения Справки налогоплательщик представляет в налоговый орган по месту жительства письменное заявление о выдаче Справки, копии договора (договоров) негосударственного пенсионного обеспечения и платежных документов, подтверждающих уплату налогоплательщиком - вкладчиком пенсионных взносов по данному договору (договорам).

В заявлении указываются реквизиты заключенных налогоплательщиком договоров, а также сведения о налоговом агенте - НПФ, которому представляется Справка. Заявление и вышеперечисленные документы могут представляться налогоплательщиком лично, либо через доверенное лицо, либо по почте.

Справка подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, на ней указываются порядковый номер и дата выдачи. Справка заверяется печатью налогового органа. Если в ходе рассмотрения представленных налогоплательщиком заявления и документов установлено, что у налогоплательщика-вкладчика не имеется права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику направляется письменное сообщение с указанием причин отказа в выдаче Справки, которое подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

4. Если участник пенсионного договора - близкий родственник вкладчика

Если согласно условиям пенсионного договора участником является кто-то из близких родственников вкладчика, право на получение выкупной суммы принадлежит тому участнику, в пользу которого заключен договор. Соответственно в случае досрочного расторжения пенсионного договора или изменения условий вышеуказанного договора в отношении срока его действия (за исключением случаев расторжения договора страхования по причинам, не зависящим от воли сторон или перевода выкупной суммы в другой НПФ) и возврата участнику договора выкупной суммы, подлежащей вы-плате согласно пенсионным правилам и условиям договора, заключенного вкладчиком с НПФ, полученный участником доход подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является соответствующий НПФ.

Для целей налогообложения выкупных сумм, получаемых физическими лицами - участниками договоров в связи с расторжением договоров негосударственного пенсионного обеспечения, статус налогового резидента/нерезидента Российской Федерации определяется на дату выплаты налогоплательщику - участнику договора выкупной суммы.

При определении налоговой базы по НДФЛ в отношении выкупной суммы, полученной участником договора в случае досрочного расторжения пенсионного договора физическим лицом - вкладчиком, вычет сумм пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком-вкладчиком, не производится.

Таким образом, только при налогообложении выкупной суммы, выплачиваемой непосредственно самому вкладчику, НПФ обязан производить вычет сумм пенсионных взносов, внесенных налогоплательщиком-вкладчиком за каждый календарный год, в котором налогоплательщик либо еще не имел права на получение социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ (то есть за налоговые периоды, предшествующие 1 января 2007 года), либо не воспользовался вышеуказанным вычетом за 2007 год и последующие календарные годы, что подтверждается выданной налоговым органом по месту жительства налогоплательщика Справкой.

5. Документальное подтверждение права на получение социального налогового вычета

В связи с поступающими в ФНС России обращениями по вопросам, касающимся документального подтверждения налогоплательщиками права на получение социального налогового вычета по суммам уплаченных ими пенсионных взносов в НПФ, зарегистрированные на территории Российской Федерации, и в целях создания режима наибольшего благоприятствования при реализации налогоплательщиками вышеуказанного права ФНС России были подготовлены разъяснения, доведенные до налоговых органов письмом ФНС России от 05.05.2008 N ШС-6-3/331@.

В данном письме, в частности, сообщается, что вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода. Для получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие его фактические расходы по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Такими документами являются:

Договор (договоры) негосударственного пенсионного обеспечения, в соответствии с которым налогоплательщик-вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в НПФ в свою пользу и (или) в пользу другого участника договора;

Платежные документы, подтверждающие уплату пенсионных взносов налогоплательщиком-вкладчиком (в частности, платежные поручения, если уплата пенсионных взносов осуществляется с расчетного счета налогоплательщика);

Документы, подтверждающие родство с физическими лицами - участниками договоров, в пользу которых налогоплательщик-вкладчик уплачивал пенсионные взносы.

Письмом ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876 "Об отдельных вопросах предоставления социальных налоговых вычетов" предусмотрено, что налогоплательщики вправе представлять налоговым органам не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих их право на получение социальных налоговых вычетов, но и копии соответствующих документов, заверенные непосредственно самими налогоплательщиками, с расшифровкой подписи и датой их заверения, при условии что подлинники вышеуказанных документов были предъявлены работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации формы 3-НДФЛ, который должен проставить отметку о соответствии представленных налогоплательщиком копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом.

Исходя из того что НПФ имеют право на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, налогоплательщику-вкладчику необходимо представить в налоговый орган наряду с другими подтверждающими документами копию лицензии НПФ, заверенную подписью руководителя и печатью НПФ.

В то же время копия лицензии не представляется, если ссылка на реквизиты лицензии содержится в самом договоре негосударственного пенсионного обеспечения, заключенном налогоплательщиком с НПФ.

В письме ФНС России от 31.08.2006 N САЭ-6-04/876@ предусмотрено, что если денежные средства в оплату услуг по лечению или в оплату обучения были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя) и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений, то социальный налоговый вычет может быть предоставлен за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

С учетом этого ФНС России полагает возможным применение аналогичного порядка в случае, если денежные средства в уплату пенсионных взносов по заключенному налогоплательщиком - вкладчиком НПФ договору были перечислены по заявлению налогоплательщика его работодателем (с расчетного счета работодателя) и при этом работник возмещает работодателю произведенные по его заявлению расходы за счет выплачиваемых ему работодателем сумм вознаграждений.

В этом случае социальный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, может быть предоставлен именно за тот налоговый период, в котором налогоплательщиком-вкладчиком фактически были возмещены произведенные работодателем расходы. Факт возмещения налогоплательщиком денежных средств, перечисленных работодателем по заявлению работника в уплату пенсионных взносов, подтверждается соответствующей справкой, выданной работодателем.

Если работниками предприятия (организации) заключены с НПФ договоры негосударственного пенсионного обеспечения, но при этом пенсионные взносы вносятся на счет фонда ежемесячно бухгалтерией предприятия (организации) одним платежным поручением с приложением реестра, в котором содержатся сведения о вкладчиках и суммах взносов, а необходимая для перечисления сумма удерживается непосредственно из заработной платы вкладчиков, налогоплательщикам при обращении за получением вышеуказанного налогового вычета дополнительно следует представить в налоговый орган заверенные по установленной форме выписки из реестров, прилагаемых к платежным поручениям, с указанием сведений о конкретном вкладчике и о суммах перечисленных от его имени в налоговом периоде пенсионных взносов.

Если уплата пенсионных взносов осуществляется от имени налогоплательщика-вкладчика с расчетного счета, не принадлежащего самому налогоплательщику (например, с расчетного счета, открытого на имя супруги/супруга, одного из родителей или детей), то уплаченные таким образом пенсионные взносы не могут признаваться расходами самого налогоплательщика-вкладчика, в связи с осуществлением которых у него возникает право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

При этом выписка о состоянии пенсионного счета налогоплательщика - вкладчика НПФ не является документом, подтверждающим уплату пенсионных взносов самим налогоплательщиком. Следовательно, в целях получения социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, такая выписка не может заменять платежные документы, подтверждающие фактические расходы налогоплательщика по негосударственному пенсионному обеспечению, произведенные в период с 1 января 2007 года.

Пример.

Сотрудник коммерческой фирмы заключил в январе 2007 года с НПФ, имеющим лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, два договора негосударственного пенсионного обеспечения. В соответствии с условиями обоих договоров он выступает вкладчиком, уплачивающим пенсионные взносы в данный НПФ в пользу участника каждого из договоров.

Согласно условиям первого договора налогоплательщик как участник этого договора выступает вкладчиком в свою пользу.

Согласно условиям второго договора налогоплательщик выступает вкладчиком в пользу своей матери, являющейся участником этого договора.

Оба договора негосударственного пенсионного обеспечения предусматривают ежемесячное внесение вкладчиком пенсионных взносов в размере 10 000 руб., продолжительность уплаты пенсионных взносов установлена на срок пять лет.

В 2007 году вкладчиком были перечислены в НПФ пенсионные взносы в общей сумме 240 000 руб. По окончании 2007 года он представил в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию формы 3-НДФЛ за 2007 год, в которой заявил социальный налоговый вычет в связи с расходами по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, произведенными в 2007 году, в размере 100 000 руб. Заявленный вычет был налогоплательщику предоставлен, в связи с чем в 2008 году ему был произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 000 руб. (100 000 руб. х 13%).

В июне 2008 года вкладчик после перечисления в НПФ пенсионных взносов в размере 20 000 руб. вынужден был в силу возникших у него финансовых проблем досрочно расторгнуть заключенные им пенсионные договоры. В июле 2008 года НПФ произвел вкладчику возврат выкупных сумм, подлежащих в соответствии с условиями каждого из договоров выплате при расторжении договора.

Согласно п. 2 ст. 213.1 НК РФ в случаях досрочного расторжения договора негосударственного пенсионного обеспечения (за исключением случаев досрочного расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой НПФ), а также в случае изменения условий вышеуказанного договора в отношении срока его действия и возврата физическому лицу - вкладчику выкупной суммы, подлежащей в соответствии с условиями пенсионного договора выплате при расторжении такого договора, полученный вкладчиком доход за вычетом внесенных налогоплательщиком в свою пользу сумм пенсионных взносов учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ и подлежит налогообложению у источника выплаты, которым является НПФ.

Кроме того, в случае расторжения пенсионного договора (за исключением вышеуказанных случаев) при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются уплаченные по этому договору физическим лицом - вкладчиком суммы пенсионных взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Следовательно, НПФ при выплате вкладчику выкупных сумм обязан удержать сумму НДФЛ, исчисленную с суммы дохода, равной сумме пенсионных взносов, уплаченных физическим лицом по заключенным договорам, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, установленного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.

Продолжение примера.

Таким образом, в данном случае НПФ должен удержать НДФЛ с суммы дохода, равной сумме пенсионных взносов, перечисленных вкладчиком в 2007 году по обоим заключенным им договорам, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет в размере 100 000 руб. и произведен возврат НДФЛ из бюджета в сумме 13 000 руб.

Для этого налогоплательщику-вкладчику необходимо представить в НПФ справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую получение налогоплательщиком социального налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, за 2007 год, на основании которой НПФ исчисляет подлежащую удержанию сумму НДФЛ.