Тестирование по 442 фз. Бесплатная и льготная социальная помощь

Регионы могут расширять этот перечень. Например, в Московской области 15 категорий граждан получают бесплатную помощь в социальных центрах по всем восьми услугам:

1. Граждане со среднедушевым доходом 1,5 прожиточного минимума или меньше.

2. Представители детей-инвалидов

3. Несовершеннолетние дети

4. Пострадавшие от чрезвычайных ситуаций и вооруженных конфликтов

5. Инвалиды боевых действий

Также одинокие инвалиды, супружеские пары и граждане пожилого возраста из числа:

1. Инвалидов и участников ВОВ

2. Супругов погибших участников ВОВ, не вступивших в повторный брак

3. Бывших несовершеннолетних узников фашизма

4. Награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»

5. Награжденных медалью «За оборону Москвы»

6. Героев Советского Союза

7. Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы

8. Героев Соц. Труда

9. Героев Труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы

10. Инвалидов боевых действий

1. Ветеранами ВОВ и приравненным к ним лица — 10% от стоимости

2. Гражданам со среднедушевым доходом от полуторакратной до двукратной величины прожиточного минимума — 10% от стоимости предоставленных социальных услуг

3. Гражданам со среднедушевым доходом от двукратной до двух с половиной кратной величины прожиточного минимума — 20% стоимости предоставленных социальных услуг

4. Гражданам со среднедушевым доходом от двух с половиной кратной до трехкратной величины прожиточного минимума — 30% стоимости социальных услуг

Если вы не попадаете под эти категории или ваш среднедушевой доход выше прожиточного минимума, услуги придется оплачивать.

Цена за обслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается по тарифам . Тариф не должен превышать разницу в 50% между среднедушевым доходом человека и максимальной величиной среднедушевого дохода в регионе.

Цена за стационар рассчитывается по тарифам, которые не превышают 75% от среднедушевого дохода .

Чтобы понять, как это работает, вот пример.

Возьмем одинокого пенсионера из Москвы. Он получает 30 000 рублей в месяц — это его среднедушевой доход.

Прожиточный минимум по Москве — 15 382 рубля. Минимум в своем городе узнавайте на областном сайте Департамента труда.

Умножим эту цифру на 1,5 прожиточных минимума: 1,5×15 385 = 23 073 рубля

Предельный размер среднедушевого дохода нашего пенсионера — 23 073, значит он не сможет получить услуги бесплатно.

Чтобы узнать тариф за обслуживание на дому и в полустационарной форме, воспользуемся формулой:
(30 000 доход — 23 073 прожиточный минимум ) x 50% максимальная разница = 3 463 рубля

Это максимальный тариф на услуги в месяц.

Как получить социальную услугу

Бесплатные и платные услуги предоставляются по-разному. Чтобы получить гарантированные услуги, нужно пройти 5 этапов:

1. Подготовить документы

— Паспорт
— Для ребенка до 14 лет свидетельство о рождении и справка с места жительства
— Паспорт и доверенность от инвалида, если вы представляете его интересы
— Выписку из домовой книги
— Справку о доходах за последний год
— Медицинскую справку о состоянии здоровья, где указана категория инвалидности или травма, которая ограничивает возможности
— Справка, свидетельство или удостоверение, которое подтверждает право на социальную помощь, например, удостоверение участника ВОВ

Это неполный список. В зависимости от ситуации могут потребовать справку об освобождении из тюрьмы, решение суда о признании гражданина недееспособным или другие справки. Позвоните в местное отделение соцзащиты и спросите, какие документы нужны в вашем случае.

2. Подать заявление в соцзащиту по месту проживания

3. Подождать до 7 дней

Социальные услуги предоставляются адресно. Это значит, что комиссия рассматривает, нуждаетесь ли вы в услугах или нет. Проверка идет до 7 рабочих дней. После — вам либо отказывают, либо назначают индивидуальную программу социального обслуживания.

4. Получить индивидуальную программу социальных услуг

Ответы на вопросы по применению Федерального закона

от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания

граждан в Российской Федерации»

По тексту письма применяются следующие сокращения:

Федеральный закон - Федеральный закон от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;

Постановление № 000/51 – постановление Правительства Московской области /51 «Об утверждении порядков предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Московской области в сфере социального обслуживания населения»;

ТСП – территориальное структурное подразделение Министерства социальной защиты населения Московской области ;

ИППСУ - индивидуальная программа предоставления социальных услуг;

Закон № 000/2014-ОЗ – Закон Московской области от 01.01.2001 № 000/2014-ОЗ «О некоторых вопросах организации социального обслуживания в Московской области»;

Постановление № 000 – постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно».

Обследование условий жизнедеятельности граждан

Возможно ли привлечение специалистов подведомственных учреждений для совместного проведения обследований условий проживания гражданина, т. е. в акте будет подпись одного специалиста управления и одного специалиста от подведомственного учреждения.

Порядками предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Московской области, утвержденными Постановлением № 000/51, предусмотрено проведение оценки условий жизнедеятельности гражданина территориальным структурным подразделением Министерства. Привлечение работников учреждений, подведомственных Министерству, к проведению обследований не предполагается. Поэтому акт по итогам обследования должны быть подписан только работниками ТСП.

Кто подписывает акт о предоставлении срочных социальных услуг? Сколько подписей специалистов должно быть в акте по оказанию срочных услуг? Какая должна быть форма доверенности на специалиста для составления актов по оказанию срочных услуг?

Формы отдельных документов, в том числе акта о предоставлении срочных социальных услуг, утверждены распоряжением Министерства социальной защиты населения Московской области от 30.12.2014 № 18РВ-121.

Акт подписывается получателем социальных услуг и поставщиком социальных услуг. Решение о подписании акта от имени поставщика, в случае, если не подписывает акт сам руководитель учреждения, принимается руководителем учреждения исходя из распределения обязанностей в учреждении на основании локального акта (или положения об отделении учреждения и т. п.).

Оказание срочных социальных услуг

Для оказания срочной помощи отсутствует возможность принятия информации (в том числе устной информации). Возможно ли принятие решения на комиссии о предоставлении срочной услуги гражданину: содействие в сборе и оформлении документов на получение социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме?.

Статьей 21 Федерального закона определен перечень срочных социальных услуг, а также сроки, условия и основания их предоставления: в целях оказания неотложной помощи, без составления ИППСУ, без заключения договора о предоставлении социальных услуг, на основании заявления гражданина или иных лиц и организаций, действующих в интересах гражданина.

Законом № 000/2014-ОЗ установлен Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Московской области, включающий в числе срочных социальных услуг услугу «содействие в сборе и оформлении документов на получение социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме».

Порядком предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому поставщиками социальных услуг в Московской области (п.11), утвержденным Постановлением № 000/51, установлено, что решение о предоставлении срочных социальных услуг принимается территориальной комиссией безотлагательно после проведения оценки условий жизнедеятельности гражданина (за исключением лиц без определенного места жительства) и обстоятельств, указанных в статье 15 Федерального закона или статье 7 Закона № 000/2014-ОЗ, в день поступления от граждан заявления или информации организаций или лиц, действующих в интересах граждан, о необходимости оказания им срочных социальных услуг.

Таким образом, действующие нормативные правовые акты предполагают возможность сбора необходимой в отношении потенциального получателя срочных социальных услуг информации при обследовании условий его жизнедеятельности, проведения заседания территориальной комиссии и принятия решения о предоставлении гражданину социальных услуг исходя из его нуждаемости в отдельных социальных услугах.

Кем должна предоставляться срочная услуга «Содействие в сборе и оформлении документов на получение социального обслуживания на дому», и каким образом ее должен оплатить получатель, если с ним еще не заключен договор на обслуживание и не установлены условия предоставления услуг (частичная, полная оплата или бесплатно)?

Оказание срочных социальных услуг не предполагает их бесплатности, равно как и не исключает необходимости проведения обследований условий жизнедеятельности гражданина и принятия территориальной комиссией по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании соответствующего решения.

Оплатить предоставленную услуги, в случае, если гражданин не имеет права на бесплатное ее получение, получатель сможет по факту при подписании акта о предоставлении срочных социальных услуг.

Может ли оказывать срочные услуги социальный педагог (в перечне срочных социальных услуг нет педагогического консультирования)?

Перечень срочных социальных услуг установлен статьей 21 Федерального закона и дополнен Законом № 000/2014-ОЗ услугой «содействие в сборе и оформлении документов на получение социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме». Такой услуги, как «педагогическое консультирование» среди срочных социальных услуг не имеется.

Вопрос о специалисте, оказывающем срочные социальные услуги, решается руководителем учреждения исходя из распределения обязанностей между сотрудниками учреждения и функциональными обязанностями каждого специалиста, отраженными в должностных инструкциях , положениях об отделениях учреждения и т. п.

В Федеральном Законе (ст.21) в перечне срочных социальных услуг п.6 указаны иные срочные социальные услуги, в Стандартах иные услуги не конкретизируются. Можно ли оказывать другие услуги кроме тех, что указаны в Стандартах? Если можно, то какие?

Исчерпывающий Перечень срочных социальных услуг установлен Законом № 000/2014-ОЗ и по сравнению с Федеральным законом дополнен услугой «содействие в сборе и оформлении документов на получение социального обслуживания на дому, в полустационарной форме или в стационарной форме».

Определение среднедушевого дохода гражданина

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 № 000, в доходе получателя социальных услуг учитываются пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации . Должны ли учитываться в доходе ЕДВ ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам, компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг, жилищные субсидии, т. е. выплаты, предусмотренные законами Московской области ?

Какие денежные компенсации являются доходами гражданина? Нами получены разъяснения, что пенсия и ЕДВ считаются, компенсация по ЖКУ - ждем разъяснений из Минтруда России. Учитывать ли денежный эквивалент социальной карты?

См. ответ на вопрос №20 письма Минсоцзащиты Московской области, направленного в ТСП по межведомственной системе электронного документооборота 24 февраля 2015 г. за № 18ТСП-исх-1137.

Дополнительно к ранее направленным разъяснениям сообщаем, что, по нашему мнению, компенсационные выплаты учитываться в составе совокупного дохода получателя социальных услуг не должны исходя из смысла их правовой природы (являются возмещением произведенных гражданином расходов), если только такие компенсации не относятся к указанным в подпункте «м» пункта 5 Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации.

Субсидии, предоставляемые гражданам, могут учитываться, т. к. к компенсационным выплатам не относятся.

Что касается денежного эквивалента социальной карты, то названным постановлением Правительства Российской Федерации учет в общей сумме дохода получателя социальных услуг денежных эквивалентов каких-либо мер социальной поддержки не предусмотрен.

При подсчете дохода гражданина учитывать ли стоимость социального пакета (ранее действовавшие нормативные документы позволяли этого не делать)?

Набор социальных услуг (НСУ) или так называемый «социальный пакет» предоставляется гражданам из числа федеральных льготных категорий в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» за счет части средств ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). В связи с этим отдельно стоимость НСУ при определении дохода гражданина не учитывается.

Сведения о размере пенсии и ЕДВ поступают в управление социальной защиты населения в рамках соглашения об информационном взаимодействии с органами пенсионного фонда . Является ли справка о доходах гражданина с учетом этих сведений, выданная управлением социальной защиты населения, документом, подтверждающим доходы гражданина?

Действующее законодательство не устанавливает какие-либо ограничения для предоставления социальных услуг на дому, как это предусмотрено для стационарной формы социального обслуживания.. Вместе с тем, лечебное учреждение (поликлиника, больница) должно обладать информацией о заболеваниях гражданина, препятствующих его контактированию с другими людьми.

Должны ли облагаться НДС разработанные учреждением дополнительные услуги

В соответствии с подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по социальному обслуживанию несовершеннолетних детей; услуг по поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, безнадзорных детей и иных граждан, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании и которым предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании и (или) законодательством Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Пенсионерка подала заявление о предоставлении услуг в СОЦ, заявление рассмотрели, составили ИП на период заезда, женщина приехала в Центр, пробыла несколько дней, написала отказ от услуг по состоянию здоровья и вернулась домой. Теперь, через месяц, она хочет поехать в другой СОЦ. Какие наши действия? Разрабатываем новую программу? А в старой отмечаем отказ от услуг?

Да, возможен такой вариант.

Могут ли вынужденные переселенцы из Украины являться получателями срочных социальных услуг, оказываемых ОССО. Можно ли прировнять их к лицам, пострадавшим в результате вооруженных межнациональных конфликтов (ст.31 п.2 ФЗ-442).

Если граждане, прибывшие из Украины, документально могут подтвердить, что они иностранные граждане, а также факт постоянного проживания на территории Московской области (см. ответ на вопрос 14 в письме Министерства от 01.01.01 г. № 18ТСП-исх-1137), то им могут предоставляться социальные услуги при признании их нуждающимися в социальном обслуживании на основании ст.15 Федерального закона или ст.7 Закона № 000/2014-ОЗ. Отнесение их к лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных (межнациональных (межэтнических) конфликтов, правовых оснований не имеется, поскольку данное условие может касаться только ситуаций, имевших место на территории Российской Федерации учитывая юрисдикцию Федерального закона.

Экспертный центр электронного государства совместно с Минсоцполитики Свердловской области провел пятый вебинар из серии мероприятий по вопросам реализации положений закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

С докладом «Организация предоставления срочных услуг и профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании» выступил начальник отдела технологий социального обслуживания граждан министерства социальной политики Свердловской области Илья Илларионов.

В докладе были раскрыты следующие темы:

  • Как в масштабах региона организовать предоставление неотложной социальной помощи, обеспечив сохранение административной и физической доступности срочных социальных услуг.
  • Каким образом осуществлять правовое и ресурсное обеспечение мероприятий по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, в том числе подходы к формированию базовых (отраслевых) и ведомственных перечней государственных услуг (работ).

Также была продемонстрирована работа используемых IT-решений, обеспечивающих процессы профилактики в сфере социального обслуживания.

Ответы на вопросы, поступившие в ходе пятого вебинара по 442-ФЗ «Организация предоставления срочных услуг и профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании».

Какие срочные услуги и в каком объёме оказываются приемным родителям и кандидатам в замещающие родители.

Хороший вопрос. я буду говорить об этом в докладе.

Срочные услуги носят характер неотложной помощи в ситуациях острого неблагополучия, услуги же, связанные с «патронажным сопровождением» приемных родителей и кандидатов в замещающие родители вообще, как правило, не связаны с нуждаемостью в социальном обслуживании и правильнее рассматривать их в качестве мероприятий по профилактике.

Как оказывать срочные услуги семьям СОП и группы риска?

В соответствии со ст. 21 442-ФЗ.

Какая организация дает подтверждение об отсутствии определенного места жительства лица, обратившегося за услугами отделения срочного соцобслуживания?

Этот вопрос регулируется на уровне НПА региона. В случае Свердловской области отсутствие места жительства подтверждается либо справкой подразделения МЧС об утрате (повреждении) жилого помещения в ходе пожара, либо актом обследования социально–бытовых условий, составляемый учреждением социального обслуживания, либо управлением социальной политики (территориальный исполнительный орган власти в сфере социальной защиты населения).

Консультирование специалиста отделения срочного соцобслуживания — это услуга или работа?

Социальная услуга.

В свердловских реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями (РЦДПОВ) есть ли срочные услуги и какие? Телефонное консультирование клиентов входит в срочную услугу РЦДПОВ и в каких случаях? Есть ли в РЦДПОВ срочные услуги «Услуги первичной социальной диагностики» с подготовкой проекта документов?

Да, такие услуги включены в срочные и содержатся в стандартах социальных услуг.Ознакомиться с перечнем срочных социальных услуг можно в приказе Министерства социальной политики Свердловской области от 31.12.2014 №790, пункт 8.11. Наименование социальной услуги: содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; пункт 8.2. наименование социальной услуги: проведение опроса и первичной социальной диагностики граждан для оценки их реального положения.

Будет ли увеличен перечень услуг?

Перечень услуг устанавливается законом субъекта на основе примерного федерального. Для того, чтобы увеличивать/расширять перечень социальных услуг, необходимо обоснование социальной значимости решения, а также экономическая основа (бюджетная финансовая составляющая) для реализации всего этого. Здесь не совсем понятен вопрос — в связи с какими обстоятельствами/потребностями нужно увеличивать?

Например, специалист провела ряд занятий в школе по теме»Профилактика наркомании» как это все фиксировать по 442? Если я правильно поняла — никак. Это не срочная услуга.

Это групповое мероприятие, направленное на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальных услугах, поскольку на момент занятия получатель не нуждается в социальном обслуживании, он не находится «в беде». Не совсем будет верным относить это к социальным услугам. Проводите это как профилактику.

Нужен ли СНИЛС для оказания срочных услуг? Или достаточно заявления и акта?

Для оказания срочных услуг нужно: 1) заявление самого гражданина, либо 2) информация от организаций, не входящих в систему социальных служб о гражданах, нуждающихся в социальных услугах.

Если в СРЦН или приют доставляют по акту инспектора ОДН, заполняют ли заявление или нет?

По акту инспектора ОДН – это по 120-ФЗ, посмотрите статьи 12 и 13. Вы принимаете несовершеннолетнего вне зависимости от наличия заявления от законного представителя.

Здесь возможно предоставление временного приюта в рамках оказания срочных социальных услуг (по 442-ФЗ и вашим региональным стандартам социальных услуг) — без документов, в последующем, если ситуация острого семейного неблагополучия не была урегулирована, необходимо заявление законного представителя (опять же по 442-ФЗ) и полный пакет документов о признании н/л нуждающимся в социальном обслуживании, договор и пр.

Как оформляется документально профилактика?

В Свердловской области мероприятия (Школы приемных родителей, Школы пожилого возраста, клубные объединения), направленные на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальных услугах, заносятся в модуль «Профилактика» ИС СОН.

При оказании благотворительной помощи (продуктовой) требуется ли сбор документов, четко подтверждающий нуждаемость в такой помощи: справки о доходах, наличие справки об отсутствии работы и т.д и др.

Это зависит от ваших региональных перечня социальных услуг и порядка предоставления социальных услуг. У нас предоставление материальной помощи – срочная услуга. Весь смысл срочных услуг – в их оперативности и низкопороговом доступе. Потому в Свердловской области – нет, весь пакет документов не собираем. И еще один нюанс – если эта услуга за счет благотворительных средств и вы НЕ учитываете её в объеме гос. задания, тогда можете вообще поступать как хотите.

За оказанную юридическую услугу пенсионеру какие нужно записать в заявлении обстоятельства?

Необходимо выявить обстоятельство признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании. Не забывайте, есть такие пенсионеры, которые и не попадут под 7 обстоятельств по 442-ФЗ. См. ст. 15 442-ФЗ.

Какой пакет документов у вас для оказания срочной психологической услуги несовершеннолетнему?

Для оказания срочной услуги по 442-ФЗ необходимо только заявление гражданина (либо его законного представителя), либо информация от организаций, не входящих в систему социальных служб. Более того, это может быть ситуация по 120-ФЗ, посмотрите статьи 12 и 13. В таком случае вы принимаете несовершеннолетнего вне зависимости от наличия заявления от законного представителя, в том числе просто по его просьбе.

Как подтверждать психологические услуги психолога отделения срочного соцобслуживания, например, при патронаже лиц, не желающих заявлять о себе, имеется в виду ФИО, и др. персональных данных…

См. ст. 21 442-ФЗ – актом о выполнении срочных социальных услуг. Нет ФИО – нет и услуг. Либо акт, либо это профилактика.

Что это за программы, про которые вы говорите, будут ли они вводиться в учреждениях социального обслуживания?

Эти программы используются при автоматизации процессов профилактики всеми субъектами профилактики в Свердловской области, в т.ч. учреждениями социального обслуживания, МВД, ГУФСИН, образовательными учреждениями (ПТУ, школами), комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д. Все они являются составными частями информационной системы «Социальное обслуживание населения» (ИС СОН). Более подробную информацию можно получить на сайте системы is-son.ru .

Илья Владимирович, почему вы учитываете работы в школах? С какой целью?

Т.к. это профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальных услугах. По своей сути, профилактика является набором услуг, а не работой и, учитывая профилактические мероприятия в качестве услуг, мы создаем аналитическую основу для дальнейшего преобразования профилактики из работ в услуги.

Часть функций, проговоренных вами сейчас, относится к отделу опеки, детскому дому, все будут передавать нам?

Я говорю только о социальных услугах, объем которых определяется региональным перечнем социальных услуг и региональными стандартами социальных услуг. Предоставление социальных услуг как осуществляли организации социального обслуживания, так и будут осуществлять.

Много вопросов по образованию, почему?

Не только по образованию, но и по другим областям, т.к. социальная работа является по отношению к ним «смежной» сферой деятельности и своеобразно пересекается со многими областями жизнедеятельности как отдельно взятого индивида, так и социально-демографических групп населения.