Русский собор в Париже: почему их два? Собор Парижской Богоматери (Нотр Дам де Пари) – главный католический храм Парижа Как называется известный собор в париже.

В Париже несколько сотен церквей, но есть такие, которые мы знаем чуть-ди не с детства. Про Собор Парижской богоматери нам рассказал Виктор Гюго, про церковь Святой Женевьевы мы читали у Александра Дюма, а Сен-Сюльпис стал центром действий в ромене «Код да Винчи». Мы выбрали для вас 10 самых известных и самых красивых церквей Парижа, которые стоит посетить.

Cобор Парижской Богоматери

Базилика Сакре-Кёр

Собор Святого Людовика (Собор Дома инвалидов)

Cathédrale Saint-Louis-des-Invalides – часть большого архитектурного памятника, изначально построенного как пансионат для ветеранов войны. В 1676 году военный министр Франции предложил добавить собор к этому комплексу. Храм был открыт в 1679 году. В нем на ежедневной мессе обязывались присутствовать все солдаты, содержащиеся в .

Собор Святого Людовика – единственный из всех французских храмов, постоянно украшенный национальными флагами. По древней традиции, сюда также привозили знамена поверженных врагов.

Адрес: 129 Rue de Grenelle, 75007.

Станция метро: Varenne, La Tour-Maubourg, École Militaire, Saint-François-Xavier.

Кафедральный храм во имя Пресвятой Троицы на набережной Бранли в Париже был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 4 декабря 2016 года. Входит в комплекс Русского духовно-культурного центра.

Русский духовно-культурный центр - комплекс из четырёх зданий:

  • кафедральный собор Святой Троицы Корсунской епархии Русской православной церкви,
  • российско-французской начальной школы на 150 учеников,
  • выставочного центра,
  • здания епархиального управления с концертным залом и жилыми помещениями.

Центр расположен на территории общей площадью 4,2 тыс. кв. метров в VII округе Парижа, приобретённой Правительством России участке земли в Париже, в нескольких сотнях метрах от Эйфелевой башни и в непосредственной близости от музея Бранли, Гран Пале и парижского музея современного искусства. Территория центра является частью посольства РФ во Франции и обладает в этой связи дипломатическим иммунитетом.

Проект центра разработан французским архитектором Жаном-Мишелем Вильмоттом. Официальное открытие состоялось 19 октября 2016 года.

Адрес: 1 Quai Branly, 75007 Paris.

Собор святого Саввы (Париж)

Собор Свято́го Са́ввы (серб. Црква Светог Саве у Паризу) - кафедральный собор Западноевропейской епархии Сербского патриархата, расположенный в городе Париже и освящённый в честь первого сербского архиепископа и национального героя Сербии - святого Саввы Сербского.

В сентябре 1947 года в Париже была основана первая сербская православная община, которая 3 февраля 1948 года была официально признана французскими властями. На начальном этапе приход не имел своего отдельного храма и богослужения совершались в храмах других христианских конфессий.

В 1962 году община взяла в аренду протестантскую церковь на рю Симплон, а в 1984 году окончательно приобрела и переоборудовала здание для православных служб.

Здание собора было построено в неороманском стиле и снаружи облицовано тесаным известняком и украшено ажурным орнаментом. Над входом в храм помещена фреска святителя Саввы Сербского, написанная в стиле древней сербской церковной живописи. Внутри церковь разделена вдоль опорными столбами на две части: слева - храмовое пространство; в правом - установлена большая икона Пресвятой Богородицы «Всецарица». Резной двухярусный иконостас из морёного дуба с иконами (справа от Царских врат) в нижнем ряду - Спасителя, Архангела Михаила, Иоанна Крестителя, великомученика и целителя Пантелеимона; слева - образ Божией Матери «Троеручница», архидиакон Стефан, святитель Савва Сербский, святитель Николай Чудотворец. Во втором иконостасном ряду изображены двенадцать апостолов. Венчает иконостас образ Ветхозаветной Троицы и православный восьмиконечный крест. Росписей в храме нет.

Адрес: 23, rue du Simplon, 75018 Paris

Церковь святого Серафима Саровского (Париж)

Храм на рю Лекубр был построен в 1933 году и освящён в честь преподобного Серафима Саровского. Проект иконостаса церкви создал учредитель Общества возрождения художественной Руси, академик Н. В. Глоба. В нижнем ряду были установлены иконы письма П. А. Федорова.

Спустя сорок лет здание храма пришло в негодность, в связи с чем в 1973-1974 годах на месте старого храма по проекту архитектора А. Н. Фёдорова была построена новая деревянная церковь. Внутри храма находятся два массивных клёна, стволы которых выходят наружу через отверстия в крыше (одно растение живое, второе - засохшее). На одном из деревьев находится текст завещания Серафима Саровского.

Одной из главных святыней храма является икона преподобного Серафима с частицей его мощей. Также в церкви хранятся часть камня, вывезенного из Царского Села, на котором святой совершал свой молитвенный подвиг, часть мантии святого и небольшое количество муки, которую сестры Дивеевского монастыря мололи на ручной мельнице и раздавали по горстке паломникам как благословение.

Адрес: 91, rue Lecourbe, Paris 15e.

Собор Александра Невского (Париж)

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже - слишком тесного.

В 1847 году священник русского посольства - Иосиф Васильев - начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад - приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.

Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Адрес: Париж, Rue Daru, 12

Собор святого Стефана (Париж)

В 1890 году по проекту французского архитектора Жозефа Водреме (1829-1914) на улице Жоржа Бизе, 7 в XVI округе Парижа состоялась закладка греческого православного собора, освящение которого было совершено 22 сентября 1895 года в честь первомученика архидиакона Стефана.

Здание собора высотой 42 метра было построено в византийском стиле, облицовано белым и коричневым глазурованным кирпичом, а стены прорезаны длинными арочными окнами. Венчает собор купол, расположенный на парусах и равносторонний византийский крест. Арочный вход в храм обрамляют коринфские колонны из жёлтого известняка. Наружные стены собора частично застроены более поздними постройками.

В 1962 году в храме венчались легендарная певица Эдит Пиаф, принявшая православие, и греческий парикмахер Теофанис Ламбукас.

В 1977 году в соборе отпевали величайшую оперную певицу греческого происхождения Марию Каллас.

С 1980 года по субботам в храме регулярно проводит богослужения на арабском языке община Антиохийской православной церкви.

Адрес: 7 Rue Georges Bizet, 75016 Paris, Франция

11 сентября 2011 года исполнилось 150 лет главному православному храму Парижа - собору святого Александра Невского (La cathédrale Saint-Alexandre-Nevsky).
Закладка Свято-Александро-Невского храма состоялась в 1859 году.
Освящали церковь в 1861 году 30 августа — на праздник Перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского.



«Этот памятник - одно из самых красивых украшений Парижа, - писал о только что выстроенной русской церкви католический аббат Гетте, вскоре перешедший в православие. Его пять пирамидальных куполов завершаются эллиптическими шарами и сверкающими крестами.


В куполах, покрытых позолотой, пробиты красивые окна. Полностью позолоченная каменная крыша церковной паперти поддерживается четырьмя красивыми резными колоннами. Внутри церковь украшена грандиозной стенной росписью прекрасного исполнения.
Все стены покрыты яркой живописью, сияющей золотом».


Гиды, останавливаясь перед Александро-Невским храмом на улице Дарю (rue Daru) в 8-м округе французской столицы между Триумфальной аркой и Парком Монсо, говорят, что здесь отпевали скончавшихся в Париже россиян, и называют наиболее известных из них: писателей И.С. Тургенева (1883г.) и И.А. Бунина (1953г.), художников М.К. Башкирцеву (1884г.) и В.В. Кандинского (1944г.), певца Ф.И. Шаляпина (1938г.).
Их хоронили на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Отпевали и погибших воинов. Известно, что доски с именами русских летчиков оформили супруги Нижевские - Роберт Львович (летавший на самолетах «Илья Муромец») и Вера Александровна, урожденная Кованько.

В соборе святого Александра Невского в наши дни отпевали Андрея Тарковского (1986), Булата Окуджаву (1997).




Церковь при русской миссии Париже существовала с1820 года как домовая в съемных помещениях.
В мае 1846 года место священника в ней занял И.В. Васильев, вскоре решивший создать настоящую церковь, которая могла бы стать центром русской православной жизни в Париже.



Архитекторами храма были Роман Кузьмин и Иван Шторм (автор киевского Владимерского собора).
В плане церковь имеет греческий крест, апсиды увенчаны пятью башенками с луковичными куполами. Ее облик характеризуется эклектическим (псевдорусским) стилем.
Оформление внутреннего пространства Собора св. Александра Невского и его декор должны были соответствовать "канонам Святой Софии Константинопольской".
Храм расписывали Сокрокин, Бронников, Богомолов и другие.
В 1955-56 годах при очередном капитальном ремонте была расписана нижняя церковь во имя Святой Троицы художниками Альбертом и Маргаритой Бенуа.




В 1876 году на двух колокольнях были установлены колокола, отлитые из бронзы Гильдией купцов города Саратова на средства отставного полковника П.Д. Бутурлина. В правой колокольне есть маленький колокол стенных часов.

Интерьеры церкви продолжали украшаться и в дальнейшем. А.Е. Бейдеман создал еще несколько изображений Богоматери, Спасителя и святых.
Для нижней церкви художник Г.С. Седов написал образ Святой Троицы. Известный маринист А.П.Боголюбов, который с самого начала принимал деятельное участие в создании и украшении храма, написал в 1870-х годах два больших полотна - «Проповедь Иисуса Христа на озере Тивериадском» и «Хождение Иисуса по водам». 16 выносных образов написал художник Н.Д. Дмитриев-Оренбургский. Образа «Бегство в Египет» и «Христос с учениками на пути в Еммаус» выполнил В.П. Шереметев.




После октября 1917 года собор стал домом русской эмиграции.


В этой церкви не только отпевали усопших, как мы упомянули выше, но, естественно, венчали и крестили младенцев.
Молились здесь император Александр II с императрицей по поводу избавления от покушения на их жизнь в Булонском лесу в 1867 году, а также император Николай II с императрицей в 1896 году.


Александр I на ступенях русской православной церкви Св. Александра Невского на улице Дарю в Париже. Конец 1920-х.
Пабло Пикассо впервые венчался здесь в 1921 г., когда женился на православной Ольге Хохловой, балерине, танцевавшей в Русских Балетах Дягилева.
Свидетелями были Сергей Дягилев, Жан Кокто, Макс Жакоб и Гийом Аполлинер.




А спустя полвека - в октябре 1962 года в этом же храме прошла через обряд венчания знаменитая французская певица Эдит Пиаф с молодым парикмахером Тео Сарапо.


В декабре 1979 г. музыкант и дирижер Мстислав Растропович и его жена Галина Вишневская, знаменитая певица, провели церемонию венчания для своей дочери Елены и её мужа Питера Дэниэла в Храме Святого Александра Невского в Париже.

В 2007 году в соборе обвенчались Владимир Крамник и Мари-Лор Жермон.
Хотя Мари-Лор и протестантка, венчались они с Владимиром по православному обряду
Венчание чемпиона мира и французской журналистки прошло без особой помпы - были только близкие друзья и родственники.
Приехал из предместья Парижа, где сейчас живет, 10-й чемпион мира по шахматам Борис Спасский.




В 1996 году церковь Святого Александра - Невского назвали кафедральным собором (то есть главным храмом в городе) и в том же году застеклили паперть, которая стоит на высоком крыльце в виде маленькой церквушки.






К слову, напротив храма располагается знаменитый русский ресторан «В городе Петрограде» (À la Ville de Petrograd).
Это место очень любили посещать такие знаменитости, как писатель Владимир Набоков, композитор Игорь Стравинский и «первый после Бога в балете» Сергей Дягилев.


24 ноября в Париже большая группа русских художников провела благотворительный аукцион своих работ с целью сбора средств для ремонта собора святого Александра Невского.
Предшествовавшая аукциону выставка была посвящена 150-летию знаменитого православного храма Парижа.
В выставочном зале «Галери Сиалски» на парижской улице Петра Великого показали более трех десятков картин 28 русских художников, проживающих и работающих во Франции и Монако.
Это как потомки первых волн иммиграции, так и те, кто прибыл во Францию в последние десятилетия. Среди участников акции - Георгий Шишкин, Оскар Рабин, Алексей Бегов, Вильям Бруй, Анатолий Путилин, Катя Зубченко.



СОБОР АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ПАРИЖЕ

Собор Александра Невского, полное название Свято-Александро-Невский кафедральный собор[источник?] — кафедральный собор имени русского святого Александра Невского (канонизирован в 1547 году), принадлежащий экзархату православных русских церквей в Западной Европе (Константинопольский патриархат) и находящийся в Париже, в 8-м округе, на улице Дарю (rue Daru); освящён в 1861 году.

Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.


В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.

Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом.

Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.




Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.

Церковь становится кафедральным собором в 1922 году, когда архиепископ Евлогий (Георгиевский) устраивает здесь административный центр (кафедру) своей епархии приходов русских эмигрантов.

С 1983 года здание охраняется французским государством как исторический памятник. Начиная с 1996 года, проведены большие реставрационные работы.

В 2011 году при соборе стараниями протоиерея Василия Шевчука была создана молдавская Благовещенская община.

Архитекторы церкви — Роман Иванович Кузьмин и Иван Васильевич Штром. План церкви — в виде греческого креста. Каждый луч креста заканчивается апсидой. На апсидах возведены башенки с куполами. Пять куполов символизируют Христа с 4-мя евангелистами. Центральный купол поднимается на высоту в 48 м.

На фасаде расположено мозаичное изображение «Благословляющий Спаситель на троне» — копия мозаики из храма Святого Аполлинария в итальянском городе Равенна. Автор мозаики М. Герцели.


Византийский стиль особенно ощущается во внутреннем убранстве и росписи храма. Над иконами и фресками работали многие известные художники.


12 июля 1918 года в соборе венчались Пабло Пикассо и балерина Ольга Хохлова. Свидетелями были Жан Кокто, Макс Жакоб, Сергей Дягилев и Гийом Аполлинер.

Здесь отпевали многих известных россиян:

Иван Тургенев (1883)
панихида по Сергею Дягилеву, скончавшемуся в Венеции (27 августа 1929)
Фёдор Шаляпин (1938)
Василий Кандинский (1944)
Антон Деникин (1947)
Георгий Гурджиев (1949)
Василий Воскресенский (полковник де Базиль) (1951)
Иван Бунин (1953)
Борис Зайцев (1972)
Андрей Тарковский (1986)
Булат Окуджава (1997)
Анри Труайя (2007)

В 1938 году по почину и трудами Союза ревнителей памяти императора Николая II в Александро-Невском храме воздвигнут крест-памятник «Императору Великому Мученику, Его Царственной Семье, Его верным слугам, с Ним мученический венец принявшим, и всем Россиянам, богоборческой властью умученным и убиенным».

Многие годы регентом соборного хора был Е. И. Евец, видный популяризатор русской музыкальной культуры.

При храме существует русская церковно-приходская школа (директор — Елизавета Сергеевна Оболенская).


Источники:

Черкасов-Георгиевский В., «Русский храм на чужбине». Глава 6. Парижские пенаты
Кузьмин И. А., «Православный Париж» http://www.proza.ru/2011/11/28/1161

Аничков Н. М. Русская церковь в Париже. — Журнал «Ленинградская панорама», 1991, вып. 9, с. 29-31.

Notre Dame de Paris — Собор Парижской богоматери. Самая известная церковь Парижа. Собор расположен на месте первой христианской церкви Парижа — базилики св. Стефана. До нее на этом же месте размещался галло-римский храм Юпитера.

Строительство собора длилось с 1163 по 1345 г. Собор с его великолепным внутренним убранством в течение многих веков служил местом проведения королевских бракосочетаний, императорских коронаций и национальных похорон. В 1302 году в нём впервые собрались Генеральные Штаты - первый парламент Франции. Во времена французской революции собор превратился в Храм Разума. Собор был возвращён церкви и вновь освящён в 1802 году, при Наполеоне.

Sacré-Cœur de Montmartre

Sacré-Cœur de Montmartre — эта белоснежная базилика стала символом . Название буквально означает Базилика святого Сердца (имеется ввиду Сердце Христово). Она была построена в 1876 — 1914 гг по проекту архитектора П.Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине , в самой высокой точке (130 м) города. Первоначальная идея заключалась в сооружении храма в память жертв франко-прусской войны. При закладке первого камня (16 июня1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кер.

La Madeleine

La Madeleine — это церковь в стиле греко-римского храма, прототипом которой был в . Храм освещается через свод: в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон. На фронтоне главного фасада размещена скульптурная группа «Страшный суд» работы Филиппа Оноре Лемера.

Постройка церкви растянулась на 85 лет из-за нестабильной политической обстановки во Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось под руководством архитектора Контана д’Иври при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви.

Первоначальный проект уподоблялся церкви Святого Людовика в Доме инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. После смерти д’Иври работы продолжил Кутюр, предложивший взять за образец здание . В 1790 году строительство было приостановлено из-за разногласий по поводу назначения здания. В 1806 году Наполеон поручил архитектору Виньону возвести зал славы императорской Великой армии. Всё, что было построено до этого, было снесено. В 1814 году Людовик XVIII пожелал, чтобы возводившееся здание стало церковью памяти Людовика XVI и Марии-Антуанетты. В 1837 году администрация города планировала превратить здание в вокзал первой пассажирской железной дороги, соединявшей Париж и , но этим замыслам не было суждено осуществиться. В 1842 году церковь была достроена и освящена.

Церковь Сен-Мадлен

— церковь Девы Марии Лоретанской. Эта территория стала активно застраиваться в 20-х гг 19-го века. Новому району понадобилась церковь, и в 1832 году был объявлен конкурс на строительство, в котором выиграл архитектор Луи Ипполит Леба. Поскольку церковь тематически связана с Италией, по замыслу архитектора в её облике должны были присутствовать черты итальянского классицизма, а отдельные архитектурные решения подражают римской базилике Санта-Мария-Маджоре. Строилась церковь в период с 1823 по 1836 год. Поскольку отдельной задачей архитектора было впечатляюще замкнуть перспективу улицы Лаффит, фасад с портиком получились немного несоразмерными основному объёму здания. После строительства в 1919 году на вершине гигантской базилики Святого Сердца, она полностью затмила собой Нотр-Дам-де-Лорет.

— это небольшая церковь в . Она была построена на месте предыдущей церкви, основанной в 1285 году «белым орденом» монахов-августинцев. Нынешнее здание было построено в период 1685-1690 гг.

— церковь Сен-Амбруа дала название целому кварталу, расположенному вокруг. Она находится по адресу 71 Boulevard Voltaire. Строительство церкви длилось с 1863 по 1868 гг, вскоре после пойстройки бульвара Вольтера. Она заменила собой предыдущую церковь Notre-Dame de la Procession, которая находилась слишком близко к новой улице. Архитектором нового здания выступил Теодор Балу. 18 марта 1996 года церковь оккупировали 300 африканских иммигрантов, требовавших регуляризации их иммиграционного статуса.

— церковь Сент-Огюстен расположена у одноименной площади. В середине 19 века облик Парижа существенно изменился в ходе активного строительства прямых магистралей и новых зданий. Это вызвало приток населения и потребовало строительва для их нужд новой церкви. Возведение церкви было поручено Виктору Бальтару, архитектору Ле-Аль.

Строительство храма было начато в 1860 году и закончено 11 годами позднее. Главной проблемой, стоявшей перед строителями, была необходимость вписать церковь в V-образное пространство между улицами. Задача была решена с помощью новой для того времени технологии - церковь была собрана из металлических ферм и обложена камнем. В получившейся церкви видны черты романского и византийского стилей.

— базилика святой Клотильды находится в районе Сен-Жермен-де-Пре, фасад храма выходит на улицу Ла Кас. Первоначальный проект неоготической церкви был выполнен архитектором Кристианом Го. Возведение здания началось в 1846 году. После его смерти в 1853 году работу продолжил Теодор Баллю. Церкви освятили в честь св. Клотильды, жены короля франков Хлодвига, и святой мученицы Валерии Лиможской.

Saint-Denis

Saint-Denis — бенедиктинское аббатство Сен-Дени расположено на севере Парижа, в ближайших . Это был главный монастырь средневековой Франции. Согласно преданию, сюда, со своей отрубленной головой в руках, пришёл с первый епископ Парижа святой Дионисий Парижский (часто отождествляется с Дионисием Ареопагитом).

В 475 г., с благословения святой Женевьевы, над гробницей святого построили первую базилику. При короле Дагобере I здесь был основан монастырь бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была перестроена и стала главным храмом монастыря.

Наибольшего расцвета аббатство достигло во времена аббата Сугерия, при участии которого в 1137-1144 гг. была построена монастырская церковь - первое сооружение в готическом стиле, оказавшее влияние на развитие во Франции. В начале XIII в. Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предков и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей. Аббатство, где захоронены почти все короли Франции, а также члены их семей, часто называют «королевский некрополь Франции». Здесь похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I, † 638), 10 королев и 84 принца и принцессы.

Интерьер собора Сен-Дени

Saint-Étienne-du-Mont

Saint-Étienne-du-Mont — название церкви дословно переводится как «Святой-Стефан-на-Горе». Церковь расположена на холме св. Женевьевы. Ее строительство длилось более века и завершилось в 1622-1626 годах возведением фасада. Фасад был достроен в начале XVII века на средства Маргариты де Валуа. Тогда же были выполнены фигурные витражи. В 1626 году новый храм освятил парижский архиепископ Жан-Франсуа де Гонди. На протяжении XVII и XVIII веков церковь св. Стефана пользовалась большим успехом у парижан. Сюда регулярно перевозили из аббатства мощи св. Женевьевы. В 1744 году Людовик XV решил переместить аббатство.

Во времена французской революции церковь секуляризировали, а чуть позже значительно разрушили, чтобы освободить место для новой улицы. С приходом Наполеона церквям вернули их первоначальную религиозную дейтельность, а церковь Сен-Этьен восстановили.

Saint-Eustache

Saint-Eustache — церковь св. Евстафия расположена в центре Парижа. Это одна из последних готических церквей горола, в которой уже проявляются ренессансные формы и классический фасад. Строительство церкви началось в 1532 году по плану архитектора Лемерсье, взявшего за пример Собор Парижской Богоматери. Были возведены неф, северные капеллы и южный фасад. В XVII веке достроены южные капеллы и своды нефа, - но уже под влиянием стиля ренессанс. В XVIII веке фасад был перестроен по новой моде в стиле классицизма, ради чего был разрушен первый пролёт церкви с двумя капеллами.

Церковь знаменита своим органом: у него больше труб, чем у любого другого органа во Франции (около 8000). Современный вариант органа был смонтирован в 1989 году, при монтаже использовалась часть труб старого инструмента.

— это самое старое бенедиктинское аббатство Парижа, являющее собой памятник романской архитектуры.

Франкский король-меровинг Хильдеберта I вывез из Испании дорогую для вестготов реликвию, так называемую тунику святого Викентия, диакона сарагосской церкви, принявшего мученическую смерть во время гонений на христиан при римском императоре Диоклетиане. Хильдеберт приказал прибить её к воротам Парижа, но по совету парижского епископа св. Германа Парижского (496-576) основал в 541 году монастырь для хранения реликвии святого Викентия из Сарагосы. Имя похороненного в этом монастыре епископа, произносящееся по-французски как «Жермен», и было присвоено аббатству в 576 году.

Сегодня от старого монастыря сохранилась лишь церковь Сен-Жермен-де-Пре, считающаяся самой старой в Париже. Колокольня и неф церкви выполнены в романском стиле и датируются XI-XII веками. Сен-Жермен-де-Пре был в средние века одним из богатейших монастырей Франции.

— церковь Сен-Жермен-л’Осеруа, или церковь св. Германа (Жермена) Осерского расположена на востоке от Лувра. Она освящена в честь христианского святого Германа Осерского (ок. 378-448), галло-римского епископа, одного из самых почитаемых во Франции святых.

Церковь много раз перестраивалась с момента строительства в XII веке. Во времена, когда был королевским дворцом, Сен-Жермен-л’Оксерруа служила приходской церковью для династии Валуа. Колокольня - немногое, что сохранилось от первоначальной постройеи. Эта церковь представляет собой прекрасный образчик стиля пламенеющей готики. Внутри церкви находится самая известная витражная роза периода Возрождения и, в целом, насчитывают 78 м витражного стекла.

Орган был заказан Людовика XVI для Сент-Шапель. В церкви хранятся и другие произведения искусства, в том числе фламандский алтарь резного дерева, где изображены сцены из жизни Христа, статуи святых Жермена и Винсента (XV век).

Здесь похоронена большая часть художников и скульпторов, живших в Лувре в течение XVI-XVIII вв.


— Сен-Жюльен-ле-Повр считается одной из самых старых и маленьких церквей Парижа. Она была построена на месте либо приюта паломников эпохи Меровингов, либо старой церкви 6-го века. Строительство нынешнего здания началось в 1165 — 1170 гг. Церковь имела отношение к Парижскому Университету, поскольку в его стенах проходили собрания Факультета богословия и искусств, а после разделения факультетов, только Школы искусств. Церковь служила местом встреч для лекторов и студентов, избегавших влияния епископата того времени и под её сводами в разное время собирались поэт Франсуа Вийон, и писатель Франсуа Рабле. Здесь проповедовал Фома Аквинский.

В 1651 году, после нескольких веков небрежного отношения, пришлось снести два пролёта нефа, а также был построен северо-западный фасад; северный боковой придел был сохранен и его два пролёта использовали под ризницу. Единственная уцелевшая среди парижских приходов XII века, эта церковь никогда не была доведена до задуманного вначале внешнего облика: хоры должны были иметь высоту в три яруса; неф должен был быть накрыть шестигранными сводами, но их заменили деревянной крышей, а после XVII века – новой системой сводов; у колокольни, задуманной с южной стороны церкви, построили только ступеньки лестницы.

— церковь Сен-Лоран расположена по адресу119, rue du Faubourg-Saint-Martin, 68, boulevard de Strasbourg. Она построена в 15-м веке в стиле поздней . Строительство окончательно завершилось только в 18 веке. В 19-м веке здание церкви удлинили.

— церковь Сен-Мерри построена в стиле пламенеющей готики в 1520 — 1612 гг на месте небольшой часовенки, от которой сохранилась колокольня 14-го века. Сен-Мерри служила приходской церковью итальянских банкиров. Церковь освящена в честь святого Мерри (Медерика), похороненного здесь в VIII веке. Его останки до сих пор находятся в крипте церкви.

Крипта, главный неф и боковые нефы датируются 1515-1520 гг., средокрестие - 1526-1530 гг., хори апсида были закончены в 1552 г. Строительство завершилось в 1612 г., когда была поднята колокольня. В XVII и XVIII веках фасад неоднократно реставрировался, однако в храме сохранились витражи XVI века и великолепная деревянная резьба.

Saint-Nicholas-des-Champ s — церковь, освященная в честь св. Николая, была построена в стиле пламенеющей готики. Здание датируется 12, 15 и 17 веками. Церковь построена на месте предыдущей часовни аббатства св. Мартина де Шампс. Часовня была превращена в приходскую церковь в 1184 году. В 12 веке началось строительство нынешнего здания. Орган церкви датируется 17 веком. Первый орган здесь появился уже в 1418 году. Стоит также обратить внимание на алтарь в монументальном стиле 18-го века, высота которого достигает 12 метров.

— церковь Сен-Николя-дю-Шардонне построена в барочном стиле. В 1977 году ее заняло трдиционалистское общество св. Пия Х. Первая постройка церкви датируется 13-м веком. Ее значительно перестраивали в 1656 и 1763 гг.

— церковь св. Павла и Людовика находится в . Нынешнее здание было построено в период 1627 — 1641 гг под руководством архитекторов иезуитского ордена Этьена Мартельяна и Франсу Дерана по заказу короля Людовика XIII. Рядом со зданием церкви находится Лицей Карла Великого, также основанный иезуитским монашеским орденом. Ближайшая станция — Saint-Paul.

— несмотря на меньшую известность, церковь святого Петра Монматра примечательно с исторической точки зрения. Считается, что именно здесь было памятное голосование, по результату которого был основан иезуитский монашеский орден.

Нынешнее здание стоит на месте прежней церкви, которая в 9-м веке служила остановкой для паломников на пути к базилике Сен Дени. В 1133 году меровингская церковь была выкуплена королем Людовиком VI с целью строительства монастыря Монмартра. Новое здание было торжествено освящено в 1147 году. Бенедиктинские монахи в 1680-х гг спустились к подножию холма, а церковь была разрушена во времена Французкой революции. В 19-м веке церковь восстановили.

Другие, менее известные, церкви Парижа:

  • Saint-Pierre-de-Montrouge
  • Saint-Roch
  • Sainte-Rosalie
  • St. Sava
  • Saint-Séverin
  • Saint-Sulpice
  • Sainte-Trinité
  • Saint-Vincent-de-Paul
  • St-Gervais-et-St-Protais

NOTRE DAME (Собор парижской Богоматери)

Собор Парижской Богоматери построен в западной части острова Сите, на месте, где в I веке нашей эры находился древнеримский алтарь, посвященный Юпитеру. Среди готических храмов Франции собор Парижской Богоматери выделяется строгим величием своего облика. По красоте, пропорциям, по степени воплощения идеи готического искусства этот собор представляет собой уникальное явление.
Строительство собора было начато в 1163 году при епископе Морисе де Сюлли. Первый камень в основание храма положил папа римский Александр III. В процессе строительства, которое завершилось только к середине XIV века, первоначальный план собора претерпел ряд изменений, восприняв черты зрелого готического искусства.
В Соборе Парижской Богоматери хранится одна из великих реликвий христианства - Терновый венец Иисуса Христа.
До 1063 года Терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме. В 1063 году он был перевезен во дворец византийских императоров в Константинополе. В 1204 году священная реликвия была захвачена ворвавшимися в Константинополь западноевропейскими рыцарями-крестоносцами, разграбившими христианский город. До этого за тысячу лет нога завоевателя не ступала на камни константинопольских улиц.
Под ударами крестоносцев Византийская империя распалась на несколько частей. Константинополь оказался под властью династии каких-то провинциальных князьков, ненасытно грабивших остатки доставшегося им великого наследия, но все равно постоянно нуждавшихся в деньгах. Один из них - Балдуин II, чтобы выкрутиться из долгов, начал распродавать священные реликвии христианства. В результате Терновый венец достался французскому королю Людовику IX.

St.de la MADLEINE

Парижская церковь Мадлен (фр. l"église de la Madeleine) - это церковь Святой Марии Магдалины; находится в 8-м округе французской столицы, на одноимённой площади; яркий образец неоклассицизма в архитектуре.
Освещается храм через свод, - в отличие от других храмов церковь не имеет ни трансепта, ни боковых окон.
История строительства церкви растянулась на 85 лет по причине политической нестабильности Франции в конце XVIII - начале XIX веков. Строительство началось при Людовике XV, в честь которого оформляли площадь Согласия и её окрестности, и который самолично заложил первый камень будущей церкви. Первоначальный проект уподоблялся Дому инвалидов - крестообразное сооружение с куполом. Наполеон пожелал, чтобы храм был посвящён победам его армии; проект был пересмотрен архитектором Виньоном, но поражение в войне в Россией 1812 года стоило храму трансформации в железнодорожный вокзал - первый в Париже - в 1837 году, и возвращения к первоначальному предназначению лишь в 1845 году.


Одна из самых красивых церквей Парижа – Сакре Кер («Sacre Coeur» - церковь Сердца Христова). В каком бы месте города Вы ни находились, Ваш взгляд обязательно задержится на белых куполах базилики Сакре Кер, величественно возвышающейся на вершине Монмартрского холма.В ее архитектурном облике явственно ощутимо подражание собору Сан Фро в Периге на юго-западе Франции.
Расположенная на вершине Монмартра базилика Сакре-Кёр была построена по проекту архитектора Абади. Храм сооружен в память о жертвах франко-прусской войны, средства на его строительство собирались по общественной подписке.
Архитекторы решили построить церковь Сакре Кер в романо-византийском стиле. И действительно, четыре небольших купола и один большой, прочно стоящий на высоком барабане, - явно восточного происхождения. Вытянутая форма куполов повторяет силуэт известной базилики 12 в. Сен-Фрон в Перигё, на юге Франции. Позади церкви - квадратная колокольня, 84 метра высотой, со знаменитым колоколом, одним из самых больших колоколов в мире – его вес составляет 19 тонн. Колокол этот - подарок церкви из провинции Савойен, и поэтому он носит имя «Савойярд» (Savoyarde). Великолепная лестница ведёт к фасаду церкви с портиком из трёх арок: над портиком по обеим сторонам расположены статуи Людовика Святого и Жанны д’Арк. Великолепный фасад церкви, медленно приближающийся к посетителю по мере подъема по каскаду лестницы, украшают скульптуры Христа и самаритянки, Марии в доме у Симона.
Внутри церковь богато украшена мозаиками; оригинальные витражи во время второй мировой войны были уничтожены. Мозаичные панно над кафедрой изображают сцены поклонения Святому Сердцу Христову. Крипта под храмом открыта для посетителей и служит выставочным помещением для произведений сакрального искусства.

На холме Св. Женевьевы, возвышающемся на 60 м над уровнем Сены (т.е. 84 м над уровнем моря), стоит Пантеон – один из ориентиров Парижа, видный из разных концов города.
История Пантеона – это по сути дела история людского тщеславия, выразившегося тут прежде всего в нашем неумении отличить вечное от сиюминутного: само название Пантеона менялось не раз на протяжении его сравнительно недолгой истории.
На входе Пантеона - надпись AUX GRANDS HOMMES LA PATRIE RECONNAISSANTE («Великим людям благодарная отчизна»).
В 1744 году Луи XV поклялся, что если он выздоровеет, то построит церковь на месте старого аббатства Святой Женевьевы. Он поправился, но выполнение обета заняло у него много времени. Только в 1764 году брат мадам Помпадур нанял архитектора Суффло, чтобы разработать дизайн церкви в виде греческого креста с куполом, напоминающим купол собора Святого Павла в Лондоне. В дни революции 1789 г. Первый Конвент решил похоронить в этой новой церкви «первого из великих сынов Франции гражданина Мирабо».
А затем решено было хоронить тут всех великих людей.
Колокольни, стоившие жизни архитектору, были снесены, крест снят, а на барельефе фронтона над главным входом Св. Женевьева была заменена аллегорической фигурой Родины-Матери, которую коронует древнегреческая богиня Истина. Под барельефом появилась надпись: «Великим людям – благодарное отечество». На месте креста поставили фигуру Славы. И церковь переименовали в Пантеон.
После похорон Мирабо сюда перенесли прах Вольтера.
После реставрации Бурбонов Пантеон стал снова церковью, и надпись снова упоминала не «благодарное отечество», а Св. Женевьеву. Все скульптуры на фронтоне опять сменили на соответственные и начали снова переселять покойников: убрали Вольтера и Руссо в крипт под перистилем, чтоб не слишком мозолили глаза новой власти. Но всё же хоть из Пантеона на сей раз не вынесли…
После революции 1830 года, новый «буржуазный король» Луи-Филипп снова переименовал церковь в Пантеон и поместил на прежние места Вольтера и Руссо, а также (в четвёртый раз!) сменил барельефы на фронтонах. На сей раз Родина-Мать раздавала венки, а История записывала, кому и за что. На барельефах появились Мирабо, Мальзерб, Фенелон, Бертоле, Лаплас, Лафайет, Вольтер… Появился среди них и Наполеон, но не император – нет, просто генерал Бонапарт, словно он так и был всегда знаменитым военачальником и не более того… Появился и памятник Пьеру Корнелю.
А в 1847 году от площади Пантеона и до Люксембургского сада (до нынешней площади Эдмона Ростана) была пробита широкая улица, названная улицей Суффло. На том самом месте, где когда-то находился форум римского города Верхняя Лютеция.
В 1851 г. принц-президент (впоследствии Наполеон III) снова назвал Пантеон церковью Св. Женевьевы. И опять – «навеки веков». Снова водрузили крест. Ровно через двадцать лет коммунары снесли крест, заменив его красным знаменем. Через два года Третья республика опять водрузила крест.
Когда в 1885 году умер великий изгнанник Виктор Гюго, та же Третья Республика опять переименовала церковь в Пантеон и похоронила «виконта Гюго» рядом с Вольтером.
Надпись «Великим людям – благодарное отечество» восстановили, но и крест оставили на куполе. Потом сюда перенесли прах великого врача Кабаниса и маршала Ланна. Позднее тут похоронили Эмиля Золя и вождя французских социалистов Жана Жореса, и уже сравнительно недавно сюда перенесли прах Пьера и единственную женщину - Марию Кюри. Вскоре после них похоронили тут знаменитого философа нашего времени, писателя, одного из руководителей Сопротивления, а позднее министра культуры в нескольких деголлевских правительствах, Андрэ Мальро. И уже в ХХ! веке перехоронили тут Александа Дюма.



Ее строительство началось в 1646 г.; за время возведения церкви сменилось 6 архитекторов. Последний, флорентиец Сервандони, украсил фасад двухъярусной колоннадой. Интерьер церкви освещается дневным светом сквозь многочисленные витражи, что придает ему несколько таинственный вид. Первую капеллу справа от входа расписал Э. Делакруа. Над входом - один из лучших органов Франции, выполненный в 1776 г.
Эта церковь, видимо, имеет некую магическую ауру. Неспроста во многих беллетристических произведениях XX в. именно в ней происходят таинственные события, обнаруживаются тайные и загадочные послания. Исследователи оккультных обществ считают, что Сен-Сюльпис связана с могущественным масонским обществом, скрыто влияющим на европейскую жизнь в течение, как минимум, 10 веков.



Собор был построен на месте галло-римского кладбища, где был погребен первый епископ Парижа, принявший мученическую смерть около 250 г. Когда-то здесь был знаменитый монастырь
История собора тесно связана с монархией. Здесь находятся усыпальницы французских королей, здесь короновались многие королевы.
На каждой гробнице выложен барельеф того, кто в ней похоронен.
Это один из самых загадочных и удивительных Соборов Парижа.

Царственно-величавая, созданная в стили зрелой готики, по приказу Людовика Святого, часовня Сент-Шапель возводилась, как королевская церковь и должна была стать символом священной власти французских монархов. Здесь хранятся частицы Креста Иисуса Христа. Верхняя и нижняя часовни поражают красотой и великолепием. Стены Сент-Шапель, как бы растворяются, выдвигая на первый план ажурный орнамент, сотканный из разноцветной мозаики, сюжеты которой включают сотни сцен и охватывают всю историю от сотворения до прибытия в Париж процессии со священной реликвией. Солнечный свет, отражаясь в окнах, расцвечивает яркими бликами все внутреннее пространство. Тонкие пилястры, уходящие под самые арки свода, разделяют витражи, одновременно являясь элементом готического декора. Стоит увидеть божественные витражи: «Тайная вечеря», «Перенесение святынь», прекрасное окно-розу, где показаны сцены из Апокалипсиса, статуи апостолов, представляющих собой, удивительный образец резьбы по дереву. За пределами Франции часовня Сент-Шапель стала образцом для готических сооружений.

Церковь Сент-Эсташ (Sаint-Eustache) по своим размерам сопоставима с собором Парижской Богоматери, а высота ее свода даже на несколько метров превышает высоту Норт-Дам.
В архитектурном плане она удивительна тем, что сочетает средневековую готику с образцами итальянского Возрождения. А добавив современной скульптуры, мы, вообще, получаем сногсшибательный коктейль.