Переводы Псалтири на русский язык. Разбираемся на примерах

Псалтырь по праву занимает свою особую нишу, по крайней мере в православии. Ведь эта книга полностью представлена в богослужебном уставе. В данной статье раскрывается вопрос о домашнем чтении Псалтыри, а также ряд других немаловажных вопросов по данной теме.

Образец молитвы

Особое значение Псалтыри заключается в многообразии человеческих чувств, духовных стремлений, восхвалений Творца. Один из богословов как-то сказал, что нет в человеке такого чувства, которое не нашло бы отражения в псалмах. Чтение этой священной книги является благодатным занятием для христианина, поскольку даёт ему множество примеров истинной духовности. В текстах псалмов можно найти огромное число образцов покаянной молитвы.

Псалтырь в православном богослужении и традициях

Эта книга представляет собой сборник из нескольких сотен псалмов - своеобразных духовных гимнов, значительное количество которых написал ветхозаветный царь Давид.

Эти тексты использовались в церковных службах ещё до Рождества Христова. Правила чтения псалмов во время православного богослужения, а именно календарный план их пения, оговаривается в специальной книге, носящей название «Типикон».

Помимо церковного чтения, существует ещё давняя православная традиция читать Псалтырь вне церковных стен, в кругу семьи или близких знакомых. Такое чтение называется келейным. Как правильно читать Псалтырь дома? Этот вопрос не раз был рассмотрен разными православными богословами, также о чтении священной книги многократно упоминали святые в своих письменных трудах. Существует устойчивое мнение, что перед тем, как заняться таким чтением, нужно получить благословение духовника либо просто священника, который уже долгое время исповедует желающего начать чтение.

Псалтырь на русском языке

В богослужении используется только церковно-славянский вариант этого священного текста. Несмотря на это, есть переводы и на современный русский язык. На вопрос: «Можно ли читать Псалтырь на русском языке?» - священники обычно отвечают примерно так: «Во время церковной службы такое чтение неприемлемо, так как, согласно православной традиции, церковные службы должны проводиться только на церковно-славянском. Однако при келейном чтении употребление русскоязычного текста не возбраняется».

Нет определённого устава, который бы регламентировал, как правильно читать псалтырь дома. Тем не менее за многолетнюю историю существования этой традиции сложились определённые устойчивые правила, которые носят чисто рекомендательный характер. То есть их соблюдать желательно, но некоторые из них могут не исполняться в силу определённых жизненных обстоятельств.

Неписаные правила

Так, например, рекомендуется читать Псалтырь при зажжённой лампадке. Но как быть, если человек находится в путешествии и у него под рукой нет этого осветительного прибора? Тогда этим правилом можно смело пренебречь. Потому что единственное правило в этом богоугодном деле, которое необходимо исполнять всегда, или, по крайней мере, стараться его придерживаться - это вдумчивое, внимательное чтение, сходное с чтением молитв.

Ещё одно правило гласит, что необходимо стараться не допускать ошибок в ударении при чтении церковнославянских слов. Оно тоже может быть трактовано двояко. Конечно же, священнослужитель, будучи профессионалом, должен читать Псалтырь с минимальными искажениями норм произношения. Но для простого человека здесь главное, опять же, не в том, как читаешь, а читаешь ли вообще. Это означает, что живая искренняя молитва - вот главная цель чтения.

В богослужебных изданиях Псалтырь состоит из особых частей, которые называются кафизмами. Каждая из которых, в свою очередь, разделяется Славами: частями, во время которых происходит молитва за усопших, и молитва за здравие живых людей.

Перед началом чтения Псалтыри и после его окончания произносятся специальные молитвы, которые, как и тропари, также обязательны для произнесения и после завершения каждой кафизмы.

Ещё один важный вопрос на эту тему звучит следующим образом: «Как правильно читать Псалтырь дома: вслух или про себя?» На этот вопрос священник Владимир Шлыков отвечает следующим образом. Он говорит, что чтение этого священного текста может происходить и про себя. Однако многие святые отцы рекомендовали по возможности стараться заниматься этим вслух. Например, святитель Игнатий говорит о пользе произнесения псалмов.

Он пишет, что чтение вслух приучает человека к внимательной молитве, повышает понимание текста.

Церковное чтение священной книги

Читаемый по усопшим и живым, Псалтырь нередко звучит в монастырских и прочих храмах. Такое церковное чтение можно заказать, тем самым оказав помощь душе близкого человека. Эта забота может быть оказана как живым, так и мёртвым людям, о дальнейшей судьбе которых печётся человек, заказывающий это чтение. Кроме того, такие молитвы могут быть полезны не только тому, за кого молятся, но и тому, кто совершил эту благодетель - заказал чтение. Нужно только твёрдо помнить слова Христа «Пусть ваша левая рука не знает, что делает правая».

Чтение Псалтыри за усопших родных и близких

Прежде всего нужно запомнить, что чтение можно производить не всегда: в течение Пасхальной недели чтение прекращается. Однако и этот запрет является не жёстким, так как в «Настольной книге священнослужителя» сказано, что если человек умер в эти дни, то чтение по нему можно производить.

Читая Псалтырь по усопшему, удобнее всего использовать богослужебный вариант священной книги , где обозначены кафизмы. Во время Слав при таком чтении следует произносить молитву за упокой.

Священники говорят, что им нередко задают и подобные вопросы:

  1. Как читать Псалтырь об упокоении дома?
  2. Можно ли читать Славы по очереди: за усопших и за здравствующих?

На эти вопросы чаще всего от батюшки можно услышать положительный ответ.

Как правильно читать Псалтырь о здравии?

Соответственно, если псалмы читаются за здравствующих людей, то на Славах нужно произносить заздравную молитву.

Ещё одно правило, касающееся Слав. Если человек хочет научиться, как правильно читать Псалтырь о живых дома, то он должен приучить себя вставать во время чтения Слав. Во время же чтения всего остального текста этой священной книги допускается сидячее положение чтеца. Не вставать во время Слав могут только тяжелобольные люди, как, впрочем, и при церковном богослужении. Это вставание во время чтения Слав необходимо, поскольку во время него молящиеся демонстрируют свою любовь и почтение, которое они проявляют к Господу Богу.

Довольно часто возникает и такой вопрос: как правильно читать псалтырь за детей? Здесь особых правил нет. За детей Псалтырь читается так же, как и за взрослых.

Если речь идёт об обучении детей чтению Псалтыри, то здесь важно приучать детей понимать эту священную книгу с раннего детства, объясняя им значение отдельных непонятных фрагментов. Нужно предотвращать бессмысленное вычитывание детьми священных текстов. Это касается и взрослых. Поэтому многие священники и богословы рекомендуют брать на себя чтение посильных частей Псалтыри. Не следует продолжать чтение, когда внимание уже рассеялось. Такое чтение может только «прогневить» Бога. То есть чтение в подобной манере приводит к тому, что человек начинает относиться к этой традиции по-язычески, придавая значение не молитве, а лишь факту исполнения ритуала.

Что касается различных практик домашнего чтения Псалтыри, то их существует огромное множество. Читать можно как наедине с самим собой, так и совместно с другими людьми. В православной литературе встречаются и техники чтения, при которых кафизмы Псалтыри разделяются между группой людей на равное или неравное количество текстов.

В заключение

Несмотря на то что многие святые отцы рекомендуют вдумчиво читать Псалтырь, некоторые из них также говорят о том, что не стоит смущаться, если смысл читаемого всё же не всегда доступен чтецу. Есть и такое мнение, что даже если читающий не понимает смысла, то уже само его намерение прославить Господа в чтение псалмов является благом. Поэтому не стоит впадать в уныние, если не всегда получается читать священный текст безукоризненно и с глубоким осмыслением.

Псалтирь или Книга псалмов - одна из библейских книг Ветх. Звета, -yalthrion по-греч., tehillim по-евр. Книга состоит из 150, а по греч. (ислав.). Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержаниемблагочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни.Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно, вомногих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всякихпревратностей жизни. Но в то же время, на многих псалмах лежат явныеследы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ковременам плена вавилонского, напр. известный пс. "На реках вавилонских",и даже позже. В общем, П. есть поэтический сборник, который вырасталпостепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, ивошел в канон евр. свящ. книг уже сравнительно поздно, когда П.,очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого, П. носитна себе характер искусственной обработки. Начинается она двумявступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими какбы введение в него. Самые песни сложены вполне по правилам еврейскойпоэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, частодостигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов раносделалась (еще при Давиде, по крайней мере - в некоторых частях)богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, азатем и в храме. Впоследствии П. получила правильное употребление прихрамовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известныепериоды времени. Богослужебное употребление П. от евреев перешло и кхристианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенныхсобраниях (1 кор. XIV, 26; Кол. III, 16). В настоящее время все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, а каждаякафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых читаетсятрижды аллилуйя. Псалтирь читается при всяком утреннем и вечернембогослужении, так что вся прочитывается в каждую неделю, а в течениевел. поста - два раза в неделю. П. служит первоисточником большей частивечерних и утренних молитв и влияние ее чувствуется во всех вообщеформах молитв. Как необходимая для богослужения книга, П. переведена наславянский язык, по свидетельству Нестора, еще свв. Кириллом и Мефодием,и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа. Напечатанапо-слав. впервые в Кракове в 1491. Как книга, постоянно употребляющаясяпри богослужении, П. получила еще распространенную форму, и в этом видеизвестна под названием Следованная - П.: это та же самая книга псалмов,но в соединении с Часословом, т. е. сборником молитв и псалмовприменительно к определенным временам богослужения. Следованная псалтырьвпервые напечатана по-слав. в Сербии в 1545 году, затем много разпечаталась в России и в нее постепенно вошло много других прибавлений,имеющих своею целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения. Внекоторых изданиях помещаются и краткие истолкования на важнейшиепсалмы, и такая П. называется толковой. Из древних комментариев П. известны толкования И. Златоуста (есть врусск. перев.), Амвросия, Августина и др. Из новых известны толкованияТолюка, ДеВетте, Эвальда и др. В русской литературе прот. Вишнякова (вжурнале "Христ. Чтение"), епископа Феофана (на некоторые) и др. Притолкованиях обыкновенно прилагаются и критич. введения (напр., у прот.Вишнякова), псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в., изпоэтов XIX в. Хомяковым, Глинкой, Языковым и др. А. Л. Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, П.сделалась главной учебной книгой древней Руси. Те, которые непредназначались для должностей церковно-служительских, ограничивалисьизучением простой П., без тех прибавлений, какие находятся в следованной(см. выше) П.. Следованная была,большей частью, уже заключительнойкнигой в древнем русском образовании. Архиепископ новгородский Геннадийсчитал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным кцерковно-служительским должностям. Иногда к изучению П. присоединялосьеще изучение Деяний Апостольских и Евангелие. Но вообще изучивший П.считался человеком грамотным - книжным, т. е. способным читать всякиекниги. Научившись читать по П., древний русский человек обыкновенно нерасставался с ней. П. была не только настольной книгой, которую читалидома в свободное от занятий время, но она сопровождала даже впутешествиях (св. Борис, Владимир Мономах). На обычай брать с собой П. вдорогу указывает, между прочим, то, что следованная П., изданная в 1525г. в Вильне Скориной, названа "подорожной книжицей". Рейтенфельс, бывшийв Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он"употребляя большую часть дня на дела государственные, не мало такжезанимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословитьГоспода песнопениями венценосного пророка" (см. "Черты русской жизни"Забелина в "Отеч. Зап.", 1857, № 1). Св. Михаил, князь черниговский ибоярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г., пели псалмы во времямучения. В монастырях читали П. не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть.Препод. Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прялволну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря наопределенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря, успевалпрочитывать в день всю П.; о блаж. Феодоре рассказывается, что он всвоей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть".Чтением и пением П. в монастырях строгой жизни братия занималисьбеспрерывно. В житейском обиходе к чтению П. прибегали во всехчрезвычайных случаях: читали псалмы над больными, страдавшими тяжкимипродолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считалинаходящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать П. по умершим,соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен церквихристианской. Был тоже в древней Руси обычай гадать по П. Указание наэтот обычай можно видеть в словах Владимира Мономаха: "и отрядив я(отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуешидуше... Не ревнуй лукавнующим". П., естественно, должна была отозватьсяв письменности древней Руси. Летопись Нестора, сочинения ФеодосияПечерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Cepaпионaвладимирского и др. - наполнены разными местами из псалмов. ВладимирМономах в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам. Весьмаясно также выразилось влияние псалмов и в народной словесности, и,особенно, в притчах и пословицах. Между пословицами очень много таких,которые суть не что иное, как отдельные изречения, заимствованные изразных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы, напр.,пословицы: "гневайся да не согрешай" [псал. 4, 5], "истина от земли, аправда с небеси" [псал. 84, 12], "коли не Господь созиждет дом, то всуетруд" [псал. 126, 1]; есть пословицы, составившиеся на основаниинекоторых изречений псалмов, или указывающие вообще на П. (см. ст."Употребление книги П. в древнем быту русского народа" "Правосл.Собеседник". 1857, стр. 814 - 856).

Пророк Давид оставил после себя великое наследие — псалмы . В книге Псалтирь , которая формировалась постепенно и пополнялась священными гимнами на протяжении почти всей ветхозаветной истории, Давиду, согласно надписаниям в еврейском тексте, приписываются семьдесят три псалма. Однако на основе ясных новозаветных свидетельств, а также содержания псалмов исследователи полагают, что великому царю принадлежит более половины Псалтири. У евреев собрание псалмов называлось «Сефер техилим» (Книга хвалений). Было и другое название — «Сефер тефиллот» (Книга молитв). Общепринятое сейчас наименование — Псалтирь — произошло от греческого струнного музыкального инструмента, игрой на котором у древних евреев сопровождалось исполнение большинства псалмов. Богодухновенная книга Псалтирь содержит как бы сокращенное выражение всего Священного Писания в форме молитвенно-благоговейных песнопений. По словам святителя Амвросия Медиоланского, «закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а книга псалмов соединяет в себе все это и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». Святитель Афанасий Великий также пишет о духовном богатстве Псалтири: «В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах, и всякий читающий ее может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить, славословить Господа? В Божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» («Послание к Маркеллу»).

Святитель Василий Великий называет псалмы духовным фимиамом: «Псалом — тишина душ, раздаятель мира; он утишает мятежные и волнующиеся помыслы; он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержность. Псалом — посредник дружбы, единение между далекими, примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносил единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ — любовь, — изобретя совокупное пение вместо узла к единению и сводя людей в один согласный лик. Псалом — убежище от демонов, вступление под защиту Ангелов, оружие в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство для жен. Псалом населяет пустыни, уцеломудривает торжища. Для нововступающих это начатки учения, для преуспевающих — приращение ведения, для совершенных — утверждение; это глас Церкви» (Беседа на первую часть 1-го псалма).

Эти высказывания святых отцов объясняют, почему Псалтирь с первых дней жизни Христовой Церкви занимает в ней особое место. Сам Господь наш Иисус Христос Своим примером освятил богослужебное употребление Псалтири, заключив последнюю вечерю с учениками пением псалмов: И, воспев, пошли на гору Елеонскую (Мф 26, 30).

Важнейшей особенностью празднования ветхозаветной Пасхи было пение: «Хвалите Бога!» Оно состояло из хвалебных псалмов со 112-го по 117-й. В конце пели 135-й псалом.

Следуя своему Божественному Учителю, святые апостолы также славили Бога пением псалмов. Это они заповедали и нам: Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол 3, 16). Благодаря новозаветному откровению во всей полноте раскрылся глубокий пророческий смысл псалмов. Поэтому в молитвенно-богослужебной жизни Церкви псалмы занимают особое место.

Псалом Давида. Не надписан у евреев, 1

1 Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;

2 Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.

3 И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.

4 Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.

5 Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники - в совет праведных.

6 Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида, 2

1 Что возмутились народы и племена мыслили суетное?

2 Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:

3 «Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»

4 Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;

5 Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.

6 А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,

7 Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты сын Мой, ты ныне рожден Мною.

8 Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и во владение тебе - пределы земли.

9 Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»

10 И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!

11 Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!

12 Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!

Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3

2 Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;

3 Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»

4 Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.

5 Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.

6 Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.

7 Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.

8 Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.

9 Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

В конец, песнь, псалом Давида, 4

2 Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!

3 Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?

4 Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.

5 Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!

6 Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:

7 «Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.

8 Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.

9 В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.

О наследствующей, псалом Давида, 5

2 Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!

3 Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!

5 Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,

6 И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,

7 Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.

8 А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.

9 Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!

10 Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!

11 Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!

12 И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.

13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас.

В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6

2 Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!

3 Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,

4 И душа моя в сильном смятенье... О, Господи, доколе?...

5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!

6 Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?

7 Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.

8 Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.

9 Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!

10 Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.

11 Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь

Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7

2 Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!

3 Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!

4 Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,

5 Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!

6 Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!

7 Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!

8 И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!

9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!

10 Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!

11 Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!

12 Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.

13 Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.

14 И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.

15 Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.

16 Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.

17 Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.

18 Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!

В конец, о точилах, псалом Давида, 8

2 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!

3 Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.

4 Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!

5 Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?

6 Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;

7 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:

8 Овец, и волов, и всякий скот полевой,

9 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.

10 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.

Псалмы Давида

Начало пророчества о Христе. Два пути: Блаженство праведных. Гибель нечестивых.

Пророчество о царстве Мессии: Отвержение Мессии. Гнев Яхве. Торжество Мессии. Совет Яхве царям и судьям земли.

Написан Давидом, когда он бежал от Авессалома, сына своего. Давид в бедствии: Его сетование. Его упование на Бога. Его уверенность. Его молитва.

Вечерняя молитва Давида: Молитва о помощи. В порицание врагам. В увещание врагам. Надежда на Бога.

Утренняя молитва Давида: Бог слышит молитву. Бог ненавидит беззаконие. Бог благословляет праведного.

Покаянный. Молитва кающегося грешника: Молитва о помиловании. Уверенность в услышании.

Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова. Молитва в скорби: Давид обращается к Богу. Он защищает свою правоту. Он взывает о правде. Участь нечестивого. Слова Господу по правде Его.

Величие и достоинство человека: Слава Божия. Человек - венец творения.

Хвала Богу за избавление: Благодарность Богу за победу. Вера в правду Божию. Молитва о помощи. Уверенность в торжестве правды. Молитва когда медлят суды Божии. Беззакония нечестивых. Упование на помощь Божию.

Упование на Господа: Искушение к унынию во время испытания. Укрепление в вере.

Размышление на время бедствия: Молитва о помощи среди коварных и гордых. Уверенность в избавлении свыше.

Молитвенный. Давид взывает к Господу и благовествует о спасении.

Обличает нечестие и беззаконие людей во всех их начинаниях.

Давид вопрошает о том, кто может пребывать в жилище Господа и даёт ответ на сей вопрос.

Пророчество о Мессии: Доказательство веры. Пророчество о Голгофе. Уверенность в воскресении.

Молитва Давида об избавлении от врагов. Он защищает свою непорочность. Молитва о сохранении от нечестивых. Описание врагов. Упование на Господа.

Описывает восстание врагов, призвание Бога в помощь, сошествие и вознесение Единородного, отвержение израильтян и призвание язычников.

Восхваляющий Господа. Творение Божие и Слово Божие. Откровение Божие в творении. Откровение Божие в Слове Божием.

Молитва за царя. Молитва о победе. Уверенность в помощи Божией.

Хвала за избавление царя. Благодарение за победы в прошлом. Уверенность в победе в будущем.

Пророчество о страданиях и славе Мессии: Богом оставленный. Поношение у людей. Окруженный зверями. Пронзенные руки и ноги. Деление риз и бросание жребия об одежде. Его молитва об избавлении. Его прославление и царство. Обращение всех концов земли к Господу.

Господь - пастырь мой: Он покоит и направляет овец Своих. Его благость и милость вовеки.

Хвалебный гимн Царю славы: Господь - Творец. Народ Божий. Вход Царя славы. Этот псалом проповедует о вознесении Господнем, о преподаянии учения язычникам, и о том, как они соделаются достойными небесных селений.

Молитва о водительстве и защите: Искание путей Божиих. Господь указывает ясно путь Свой. Молитва об избавлении.

Мольба о защите: Молитва о помощи Божией. Оправдание Давида. Его заключительная мольба о помощи.

Неустрашимое упование на Бога: Упование Давида. Молитва Давида о помощи.

Молитва против нечестивого: Взывание о помощи. Уверенность в услышании. Давид воспевает настоящий псалом от лица уверовавших во Христа, прошением своим призывая в помощь Бога. А также в псалме заключается проклятие безрассудству иудеев, и молитва об отлучении от злой их части.

Величие Божие в грозе: Призыв воздать славу Богу. Сила Божия в грозе. Молитва о благословении.

Песнь избавления: Хвала за избавление. Увещание хвалить Бога.

Молитва скорбящего Праведника: Упование на Бога и молитва об избавлении. Сетование, взывающее об избавлении. Хвала Избавителю Богу. Сей псалом воспевает Давид, как бы находясь еще в покаянии за грех и желая освободиться от него; впрочем, и как бы уже услышанный, воссылает благодарение и описывает, что было с ним во время покаяния.

Покаянный псалом: Радость прощения. Исповеданный и прощенный грех. Увещание грешнику покаяться.

Хвала Всемогущему Богу: Увещание хвалить Бога. Причины хвалить Бога. Господь - Творец. Господь - Промыслитель.

Псалом хвалы и упования: Хвала за благость Божию. Увещание к упованию на Господа. Предостережение от греха. Избавление праведника и осуждение нечестивого. Этот Псалом написан Давидом, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

Молитва о помощи: От гонителей. От поносителей. От враждующих. Говорится от лица возложившего упование на Бога и боримого невидимыми силами.

Благость и милость Божия: Нечестие беззаконного. Хвала милосердию Божию. Настоящий псалом содержит в себе обвинение в гордости и обличение в злобе народа иудейского.

Мудрость старца: Благоденствие праведника и наказание нечестивого. Сравнение между нечестивым и праведником. Несомненное избавление и безопасность праведника. Псалом этот заключает в себе учение новому народу, внушая ему, удерживаться от дел лукавых и упражняться в делах добрых, и убеждая к тому и другому надеждою уготованною для добрых и наказанием ожидающим лукавых.

Покаянный псалом о милости: Крайняя нужда грешника. Жажда избавления. Упование на Бога.

Молитва в смутное время: Молчание в скорби. Желание просвещения. Молитва об избавлении. Давид, исповедуясь во грехе, молит Господа об избавлении от беззаконий.

Послушание и долготерпение Мессии: Признание благости Божией. Послушание Мессии. Молитва Его о щедротах и милости.

Псалом о милостивом: Блаженство милостивого. Злоба врагов. Торжество непорочности.

Псалмы Сынов Кореевых

Печаль и утешение благочестивого: Жажда души к Богу. Утешение и упование благочестивого.

Молитва о защите.

Молитва о победе с Богом: Воспоминания о милостях в прошлом. Нынешнее сетование. Воззвание к Богу об избавлении. Певцы описывают древние благодеяния Божии и просят Бога помиловать их, потому что Его признают упованием своим и исповедуются о имени Его.

Бракосочетание Царя: Царь и Его владычество. Невеста Царя и бракосочетания. Заключение.

Бог нам прибежище и сила: Бог - наше прибежище. Бог - наша сила. Бог - наша победа.

Бог - царь всей земли: Покорение всех народов. Бог - Царь над всей землею.

Песнь потомков Кореевых, выражающая благоговение пред Господом. Песнь Сиона: Сион - град Бога нашего. Утверждение Сиона. Сион хвалит Бога.

Проповедь о безумии упования на богатство. Призыв слушать. Непрочность богатства. Конец надеющихся на богатство. Заключительное увещание. В настоящем псалме проповедуется о Божественном суде всем людям, и о том дне, в который Бог приведет на суд всякое создание.

Псалом Асафа

написан псалмопевцем Асафом, современником Давида. Содержание псалма: Суд Божий. Истинное и ложное благочестие: Бог - праведный Судия. Бог судит намерение, а не внешнее благочестие. Обличение лицемерия. Заключение.

Псалмы Давида

покаянный: Молитва Давида о прощении и исповедание греха. Молитва и обет Давида. Сердце сокрушенное и смиренное. Молитва о Сионе.

Укоризненная речь Давида, обращённая к Доику Идумеянину, который известил Саула о том, что спасшийся бегством Давид, находится в доме Ахимелеха.

Учение Давида, выражающее глубокую печаль о развращении мира. Безумие и нечестие людей. Развращенность людей. Наказание Божие. Молитва о спасении и избавлении.

Давид, спасаясь бегством от Саула, укрылся в пустыне Зиф. После сего зифеи, пришедши к Саулу, объявили, в какое место убежал Давид, и просили прийти и захватить его. Давид обращается к Богу с молитвой о спасении и избавлении от всех бед. Молитва страдальца. Сетование и молитва о помощи. Уверенность в милости Божией и избавлении.

Молитва в страхе и трепете. Бедствия Давида. Предательство от друга. Упование Давида на Бога. Давид обращается к Господу с негодованием на нечестивцев и мольбою о наказании их.

Писание Давида, когда Филистимляне захватили его в Гефе. Молитва об избавлении. Мольба о помощи. Злоба врагов. Неустрашимое упование на Бога. Благодарность за избавление.

Писание Давида, когда он убежал от Саула в пещеру. Давид, спасаясь бегством от преследующего Саула, с четырьмястами мужей вошел в пещеру, и после того, как отрезал воскрилие ризы Сауловой, воспевает псалом сей. Молитва и сетование. Хвала и благодарение

Учение Давида, в котором он осуждает и проклинает нечестивых и вселяет надежду в праведников.

Писание Давида, когда Саул послал стеречь дом его, чтобы умертвить его. Саул, позавидовав Давиду, который был его благодетелем, искал убить Давида, то бросая в него копье, то окружая его стражами в доме. Избавление Давида от Саула. Молитва Давида об избавлении. Упование Давида на Бога. Молитва о поражении врага. Песнь хвалы Давида.

Писание Давида для изучения, когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной. Молитвенно обращаясь к Богу, Давид сетует на то, что Господь отринул народ Израиля и просит Господа о помощи.

Давид приносит благодарение Богу за себя и за народ, спасенный по вере, и дает обет — и в вечных обителях немолчно воссылать хвалу.

Давид пророчествует о будущем избавлении всего человеческого рода, о низложении мысленных врагов, а также предлагает людям совет отвращаться от порока, напоминая им о суде Божием.

Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской. Жажда общения с Богом. Душа жаждет Бога. Жажда души утоляется Богом.

Молитвенный, с просьбой о сохранении жизни и защите от врагов.

Сила и благость Божии. Хвала Богу на Сионе. Явление силы Божией. Проявление благости Божией.

Псалмы разных авторов

Песнь благодарения за избавление избранного народа, за личную помощь.

Молитва о всех народах.

Псалмы Давида

Господь - Бог всей земли. Бог во время исхода. Бог в пустыне. Бог в завоевании Ханаана. Бог на Сионе. Бог спасения. Бог во святилище. Шествие в Храме. Обращение народов к Богу. Хвала Богу всей земли.

Мессианский Псалом - молитва об избавлении. Молитва и испытания псалмопевца. Сугубая молитва об избавлении. Возмездие враждующим. Заключительное славословие и уверенность.

Воззвание об избавлении от гонителей.

Упование на Господа и прославление Его.

Псалом Соломона

мессианский, написан царём Соломоном при восшествии на престол после молитвы гаваонской. Царь - Мессия во славе Своей. Молитва о правде. Царство в роды родов. Владычество до концов земли. Милосердие. Имя Его будет благословенно вовек. Благословение.

Псалмы Асафа

написан псалмопевцем Асафом, современником Давида. Временное благоденствие нечестивых. Искушение позавидовать нечестивому. Тайна благоденствия нечестивых. Сетование праведника. Разрешение тайны. Уверенность в избавлении Божием.

Составлен после нападения и разрушения Иерусалима Навуходоносором, когда вся земля была опустошена, храм сожжен, и повсюду царили халдеи. Сетование о разоренной земле. Молитва о помощи против врага. Уверенность во всемогуществе Божием. Заключительная молитва.

Пророчество о Божественном суде. Праведный суд Божий. Призывание имени Божия. Уверенность в суде по правде. Бог есть Судия. Хвала Богу Иаковлеву.

Описывает Божественный суд. Победа Божия.

Молитва Асафа, взывающего к Богу, в день скорби. Утешение при воспоминании о великих делах Божиих. Молитва о помощи. Великие дела Божии в древности.

Мессианский; написан Асафом. Верность Божия и непослушание народа. Призыв к слушанию и вниманию. Грехи Израиля. Непослушание сынов Ефремовых. Ропот в пустыне. Строптивость Израиля. Забвение милостей Божиих в прошлом. Идолопоклонство Израиля в Ханаане. Избрание Иуды и Давида.

Плач о разрушении Иерусалима. Описание бедствия. Взывание о помощи Божией. Пророк воспевает этот псалом над истребленными горькою смертью во времена Антиоховы, и в молитве своей просит Бога ответить на избиение народа и обратить бедствия на тех, кем причинены они израильтянам.

Молитва Израиля об избавлении от бедствий. Взывание о помощи. Недоумение Израиля. Израиль - опустошенный виноградник. Повторное взывание о помощи.

Призывает народы к вере в Господа, уча их не отступать от Него, и указывая на отвержение народа Израиля за нечестие его. Благость Божия и строптивость Израиля. Хвала и песнь Богу. Благость Божия к Израилю. Божие предостережение неверному народу.

Суд Божий - несправедливым судьям. Здесь яснее, чем в предыдущем псалме, излагаются причины, по которым Бог отверг израильтян.

Молитва к Богу о посрамлении врагов. Молитва о суде над врагами Израиля. Проклятие на вражеские полчища.

Псалмы сынов Кореевых

Тоска по Храму. Устремление во дворы Господни. Блаженство в доме Господнем. Блаженство идущего к Сиону. Молитва и упование.

Написан после возвращения из вавилонского плена. Молитва о милосердии к Израилю. Милости Господни в прошлом. Молитва о восстановлении. Любовь и верность Господни.

Молитва Давида

Молитва об избавлении в день скорби. Молитва о помощи. Поклонение Господу. Прошение и благодарение. Уверенность в милосердии Божием.

Псалмы сынов Кореевых

Слава святого града Божия.

Учение Емана Езрахита. Молитва об избавлении от смерти. Моление псалмовевца. Бедствия псалмопевца. Недоумения псалмопецва.

Учение Ефама Езрахита. Завет Божий с Давидом и скорби Израиля. Завет с Давидом. Хвала верному и всемогущему Богу. Обетования Давиду и семени его. Мольба о возобновлении Завета. Наказание Господне. Молитва о возобновлении.

Молитва Моисея

представляет собой молитву Моисея, написанную им при окончании сорокалетнего странствования по пустыне и в виду обетованной земли, в которую могло войти теперь только новое поколение людей, родившихся в пустыне, а из вышедших из Египта только те, которые при выходе не имели 20 лет. Содержание псалма проникнуто чувством благодарности Богу за дарование евреям благословенной и плодородной земли, скорбью за человека, своим поведением вызывающего гнев Божий, и молитвой к Нему о снисхождении и заступничестве человека.

Псалмы разных авторов

используется как молитва в опасной ситуации. Безопасность уповающего на Господа. Обетование о безопасности. Свидетельство псалмопевца. Свидетельство Господа.

Представляет собой благодарственную молитву праведника. Хвала благости Господней. Благодарение. Погибель нечестивого. Радость праведника.

Величие Господне.

Взывание к Богу отмщений. Крик об отмщении нечестивому. Господь не отринет народа своего. Псалмопевец взывает к Господу.

Хвала Богу - Творцу и Спасителю. Песнь хвалы. Важное предостережение.

Поклонение Господу. Призыв к славословию. Вся земля да славит Господа. Господь - судия праведный.

Сила и владычество Господа. Царство Господне. Возвеличивание Господа. Избавление праведника.

Песнь Богу, праведному Судии всей вселенной. Песнь о спасении. Все люди да хвалят Господа. Вся природа да хвалит Господа.

Хвала всесвятому Богу. Призыв к покаянию. Основания для прославления Господа.

Хвалебный. Все люди да хвалят Бога.

Написан царём Давидом. Молитва царя о непорочности. Желание Давида о личной непорочности. Желание Давида о непорочности других. В этом псалме Давид описывает достигшего совершенства, живущего по Богу.

Покаянный. Молитва страждущего, когда он унывает и изливает пред Господом печаль свою. Взывание о милосердии и о Сионе. Страдания псалмопевца. Предвечный Бог - прибежище Сиона. Уверенность в избавлении.

Хвалебно-благодарственный псалом Давида, являющий собой гимн Богу как покровителю верующих. Хвала милосердию Божию. Увещание псалмопевца себе самому. Милости Божии. Вечная любовь Божия. Вся тварь да благословит Господа.

Прославление Бога, Творца и Промыслителя вселенной. Начало творения. Основы земли. Источники в долинах. Плодородие земли. Луна и солнце. Морские твари. Бог - Промыслитель жизни. Хвала всемогущему Богу.

Прославляющий и восхваляющий Господа. Хвала Богу, хранящему Завет: Призыв к благодарению. Завет с Авраамом. Бог посылает Иосифа в Египет. Израиль в Египте. Моисей и казни Египетские. Исход и странствования по пустыне. Вступление в Землю Обетованную.

Является продолжением исторического обзора, начатого в предыдущем псалме. Хвала милосердию Божию к грешному народу: Молитва о милосердии. Грех Израиля у Чермного моря. Грехи Израиля в пустыне. Грех Дафана и Авирона. Золотой телец у Хорива. Презрение к земле Ханаанской. Ваалфегор. Грех Израиля у вод Меривы. Идолопоклонство Израиля в Ханаане. Наказание Израиля. Милосердие Божие. Заключительная молитва и славословие.

Представляет собой благодарственную песнь Господу за изведение евреев из рассеяния между всеми народами. Благодарение Богу Избавителю: Призыв к славословию. Избавление от пустыни. Избавление от темницы. Избавление от болезни. Избавление от моря. Господь благословляет землю. Непоколебимая милость Господня.

Псалмы Давида

Состоит из повторений содержания псалмов 56 и 59, принадлежащих Давиду. Песнь упования на Бога. Благодарение Господу. Упование на обетования Божии. Взывание о помощи.

Молитва проклятия врагов. Взывание о помощи. Против врагов лживых и коварных. Продолжение взывания о помощи Весь псалом представляет изображение Давидом тяжести своего положения, как несправедливо и жестоко преследуемого праведника, и молитву к Богу как о возмездии Доику, за его предательство и предумышленную жестокость отношений к невинным страдальцам, так и о своем спасении.

Пророческий, изображающий будущее всесветное господство Сына Божия. Владычество Мессии: Мессия - Царь. Мессия - Священник. Мессия - победитель.

Псалмы разных авторов

Славословие Господу. Призыв к хвале. Причина хвалы. Дух хвалы.

Блаженство и награда верного.

Хвала Богу смиренных.

О превосходстве Господа над идолами язычников. В воспоминание об избавлении Израиля Богом. Величие и слава истинного Бога. Единому Богу - слава. Ничтожество идолов. Израиль да уповает на Господа. Господь благословит Израиля.

Благодарение Богу за избавление.

Решение воздать обеты Господу за благодеяния Его.

Вся вселенная да хвалит Господа. Этот хвалительный псалом наиболее краткий из всех псалмов, он состоит всего лишь из двух стихов.

Благодарение Господу. Милость Господня. Господь отвечает на молитву. Избавление Господне. Десница Господня. Премудрость Господня. Славословие.

Состоит из 176 стихов; это самый большой псалом и самая большая глава в Библии. Закон Господень: Блаженство хранящих Закон Его. Святость - плод соблюдения Закона Господня. Очи чтобы увидеть чудеса Господня. Молитва об уразумении путей Господних. Верность на основании обетований Божиих. Спасение по слову Господню. Слово Господне - источник упования и утешения. Удел мой - соблюдение слов Твоих. Научение словам Господним через страдание. Закон Господень - основа для общения верных. Жажда к миру и утешению. Непреложность Закона Господня. Любовь к закону Божиему. Слово Господне - покров мой и щит мой. Псалмопевец соблюл Закон Господень. Молитва чтобы соблюсти Закон Господень. Господь и Его Закон праведны. Взывание о спасении. Соблюдение Закона Господня в бедствии. Молитва об избавлении от гонения. Заключительная молитва. В этом псалме пророк описывает жизнь святых, их подвиги, скорби, труды, также восстания демонов, тысячи внушаемых помыслов, сети и прочие средства к уловлению, а вместе с тем и то, чем святые одерживают победу: Закон, словеса Божии, терпение, помощь свыше, и наконец, что последует за трудами, награды, венцы, воздаяния.

Молитва об избавлении: От уст лживых. От ненавидящих мир.

Господь - хранитель мой.

Посвящён Иерусалиму, который сделался при царе Давиде столицей единого Израильского царства и новым религиозным центром народа. О мире Иерусалима: Дом Господень. Молитва о мире и благоденствии.

Песнь упования на Бога: Очи устремлены к Господу. Молитва о помиловании. Содержание псалма составляет изображение того напряженно-молитвенного ожидания, каким были полны евреи перед временем окончания плена и перед возвращением на родину.

Песнь восхождения. Давида. Благодарность Богу за победу над врагами. покаянный. Взывание к милосердию Божию: Молитва о помощи. Терпение и упование. Увещание к упованию на Господа.

Песнь восхождения Давида. Надежда на Господа. Этот псалом учит не превозноситься в уповании на свое усовершение, но смиренномудрствовать.

Содержит в себе молитву о Давиде. Давид и ковчег Завета: Обет Давида. Исполнение обета Давидова. Обетование Господне Давиду и Сиону.

Песнь восхождения Давида. Блаженство братского общения.

Увещание к ночному бодрствованию. Этот псалом завершает группу псалмов с надписанием "песнь восхождения". В православии псалмы 119 - 133 составляют 18 кафизму.

Хвала Господу: Увещание к славословию. Величие Господа. Избавления Господни. Суд Господень. Идолопоклонство языческих народов. Заключительное увещание к славословию.

Слава Господу за вечную милость Его: Увещание к славословию. Хвала Богу - Творцу. Хвала Богу - Избавителю Израиля. Хвала Богу за непрестанную любовь Его. Заключительное благодарение.

Песнь при реках Вавилона: Плач пленников. Воспоминание о Сионе. Взывание об отмщении.

Псалмы Давида

Господь есть Бог верный: Признание верности Божией Давидом. Все цари земные прославят Господа. Упование Давида на верность Божию. Этот псалом содержит в себе пророчество о призвании всех народов, за которое Давид и благодарит; потому что не он один из царей сподобился Божественного богоявления, но и многие языческие цари сподобятся той же благодати, что будет по пришествии только Господнем.

Молитва верующей души: Всеведущий Бог. Вездесущий Бог. Бог Творец. Заключительная молитва. В этом псалме Давид описывает, как Бог промышляет не только о целой вселенной, но и о каждой части ее, так что не оставлены без Его Промысла и движения и помышления наши.

Молитва о помощи против врагов. Об избавлении от нечестивого. Взывание об услышании. Молитва о проклятии. Упование на Господа.

Молитва верного во время скорби: Взывание к Господу. Молитва о сердце непорочном. Конец нечестивых. Очи верного - к Господу.

Молитва о помощи в испытании: Взывание к Господу. Затруднение и опасность. Молитва об избавлении.

Покаянный. Молитва верного в бедствии: Уныние и покаяние. Молитва об избавлении.

Написан после победы Давида над Голиафом. Псалом воина: Хвала всемогущему Богу. Молитва о помощи и избавлении. Молитва о благоденствии народа Божия.

Хвалебный, прославляющий Бога. Благость Господня: Величие Господне. Милость Господня. Сила Господня.

Псалмы разных авторов

Увещание к упованию на Бога: Суета надежды на людей. Мудрость надежды на Бога.

Хвала Господу за восстановление Иерусалима: Господь Вседержитель. Господь Промыслитель.

Увещание Израилю хвалить Господа.

Вся вселенная да хвалит Господа: Небеса да хвалят Господа. Земля да хвалит Господа.

Любовь Господня к Израилю: Увещание петь песнь новую. Суд над народами.

Хвалебная песнь Богу. Всё живущее да хвалит Господа.

Неканонический, встречается только в Православной Библии; повествует о юности пастуха Давида, его помазании на царство пророком Самуилом и о единоборстве Давида с Голиафом.