Ответственность за неявку в налоговую по уведомлению. Если руководство компании вызвали на допрос в налоговую

Приглашение в налоговую инспекцию, как правило, вызывает не самые лучшие чувства у предпринимателей. Однако у налоговиков есть такое право, поэтому вызываются и вызываются налогоплательщики по самым разным причинам. О том, как должен быть оформлен такой вызов, можно ли наказать налогоплательщика за неявку в налоговый орган и какие последствия грозят при этом фирме, и пойдет речь в этой статье.

Право вызвать налогоплательщиков предоставлено налоговым органам подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса. Так какова же процедура его реализации?

Форма для вызова

Приглашение налогоплательщика для общения с налоговыми инспекторами не может иметь произвольную форму. Вызов производится на основании письменного уведомления по строго определенным правилам.

Форма Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. В данном документе налоговый орган должен подробно указать, с какой целью вызывается налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент).

Данное Уведомление вручается непосредственно налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) или направляется ему по почте.

Проверка закончена. Приходите!

Одной из причин вызова в налоговую может быть окончание проводимой в отношении налогоплательщика налоговой проверки.

Налоговым кодексом определено, что лицо, в отношении которого проводилась такая проверка, извещается о времени и месте рассмотрения ее материалов (п. 2 ст. 101 НК РФ).

Порядок вручения ненормативных правовых актов определен в письме от 1 августа 2008 г. № ШТ-8-2/320@. В частности, в нем указано, что налогоплательщики имеют право получать, наряду с другими документами, и налоговые уведомления (подп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Направляться такие документы должны:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения обособленных подразделений организации;
  • по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенных к категории крупнейших.

Копии ненормативных актов налоговых органов могут быть вручены законным представителям налогоплательщика либо его уполномоченным представителям.

В письме № ШТ-8-2/320@ особо отмечено, что направлять ненормативные правовые акты и иные документы по месту жительства уполномоченного представителя налогоплательщика не допускается.

это важно

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов

Чрезвычайный и уполномоченный

Здесь стоит вспомнить, что помимо обязанностей у налогоплательщика еще есть и право участвовать в отношениях, которые регулируются законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ).

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять эту организацию на основании закона или ее учредительных документов (ст. 27 НК РФ). Для юридического лица им может быть, например, руководитель, действующий на основании Устава или доверенности.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, наделенное правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами, а также иными участниками в рамках законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 29 НК РФ).

Однако не любое физическое лицо может выполнять такие функции. Не могут представлять интересы налогоплательщиков в отношениях с налоговыми органами должностные лица налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры (п. 2 ст. 29 НК РФ).

Для того чтобы полноправно выступать от имени налогоплательщика, представитель обязан иметь доверенность, оформленную должным образом (п. 3 ст. 29 НК РФ). В ней и указываются полномочия, которыми он наделяется.

Доверенность от имени юридического лица должна быть подписана его руководителем или иным имеющим на это право лицом и заверена печатью организации (п. 5 ст. 185 ГК РФ). Ее можно составить в произвольной форме, но, как правило, рекомендуемая форма доверенности размещается на информационных стендах в налоговых органах.

Если гора не идет к Магомету...

Анализ положений Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что прямой обязанности налогоплательщика явиться по вызову в налоговый орган для дачи пояснений не установлено. Не предусмотрено и привлечение налогоплательщика, а также его должностного лица к налоговой ответственности за неявку в налоговый орган по вызову.

Тем не менее налогоплательщик, игнорирующий вызов в налоговый орган, несет определенный риск.

Налоговыми органами разработан целый трактат, названный Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок и утвержденный приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333. В нем приведены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Налоговики заботятся о процветании своего детища, поэтому недавно приказом ФНС России от 14 октября 2008 г. № ММ-3-2/467@ критериев стало на один больше (их теперь двенадцать).

Среди них есть и такой, как непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности (п. 9 приказа ФНС России от 30 мая 2007 г.).

Поэтому если получивший уведомление налогоплательщик не придет для дачи пояснений, а тем более если проигнорирует приглашение от налоговиков неоднократно, то, скорее всего, в ближайшем будущем к нему придут незваные гости с выездной налоговой проверкой.

Обязанности нет, а наказание есть

Тем не менее в случае неявки законного или уполномоченного представителя в налоговый орган налогоплательщик привлекается к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.4 КоАП РФ.

В ней-то и определено, что при неповиновении законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), может быть вынесено предупреждение или наложен административный штраф:

  • на граждан - в размере от 500 до 1000 рублей;
  • на должностных лиц - в размере от 1000 до 2000 рублей.

После того как будет выявлен факт совершенного административного правонарушения, налоговый орган непременно составит протокол (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о юридическом лице, протокол может быть составлен в течение двух суток со дня выявления правонарушения (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Если же будет необходимость провести административное расследование, то протокол составляется по его окончании. Срок проведения такого расследования не может быть больше одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении (п. 3 ст. 28.5, п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу. Рассмотрение возможно и в его отсутствие, но только в случаях, если имеются данные о том, что названное лицо надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения дела, а от него не поступило ходатайство отложить рассмотрение дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).

внимание

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по этому делу.

Рядовые будни

В последнее время участились случаи вызовов налогоплательщиков в налоговые органы на заседания комиссий по легализации «теневой» заработной платы. Насколько правомерны подобные вызовы?

Слушание по такому вопросу проводилось ФАС Дальневосточного округа (постановление от 1 ноября 2007 г. по делу № Ф03-А51/07-2/4597). Судом установлено, что налоговый орган в почтовом отправлении сообщил организации о необходимости явки на заседание совместной комиссии по легализации «теневой» заработной платы. Планировалось рассмотреть вопросы состояния расчетов с персоналом, бюджетом и внебюджетными фондами.

В процессе слушания налоговый орган указал на факт неявки руководителя организации на заседание комиссии. В связи с чем ему повторно было направлено приглашение для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении на основании статьи 19.4 КоАП РФ.

Судом не были установлены факты нарушения налоговым органом налогового законодательства, а также прав и законных интересов организации.

Суд сделал вывод о том, что приглашение руководителя организации для дачи пояснений не может нарушать ее права и законные интересы, так как такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий.

В результате избежать штрафов должностным лицам не удалось.

Так что не стоит пренебрегать налоговиками и уж тем более игнорировать их приглашения, ведь может сложиться так, что даже суд окажется не на вашей стороне.

В. Семенихин,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»

Добрый день, Андрей!

В соответствии со ст. 128 НК РФ за неявку на допрос в качестве свидетеля по вызову налогового инспектора, Вам грозит штраф по статье 128 НК РФ.

Статья 128 НК РФ
Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Обнаружив признаки нарушения инспектор составляет акт в порядке ст. 101.4 НК РФ. Вы вправе представить возражения по данному акту в ИФНС, чей инспектор составил акт. В возражениях укажите причины по которым вы не согласны с вменяемым вам нарушением (не получали повестку, повестка не была направлена вам вообще и т.д.). Одновременно письменно запросите у ИФНС копию повестки и документы, подтверждающие ее направление в ваш адрес.

Статья 101.4 НК РФ

5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение, вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения, в течение одного месяца со дня получения акта представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

По итогам рассмотрения акта и возражений начальник инспекции принимает решение:

Или привлечь вас к ответственности;

Или отказать в привлечении к ответственности.

В случае несогласия с решением Вы можете его обжаловать в вышестоящий налоговый орган, а затем и в суд.

Если акт вы не получали, а сразу получили требование об уплате штрафа, то можно говорить о существенных процессуальных нарушениях со стороны ИФНС, влекущих безусловную отмену решения, на основании которого вам направлено требование.

Статья 101.4 НК РФ

12. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения акта и иных материалов мероприятий налогового контроля является основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого был составлен акт, участвовать в процессе рассмотрения материалов лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности этого лица представить объяснения. Основаниями для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом могут являться иные нарушения процедуры рассмотрения материалов, если только такие нарушения привели или могли привести к принятию неправильного решения.

В этом случае потребуйте у ИФНС копию решения и обжалуйте его, а также требование, в вышестоящий налоговый орган.

Если нужна помощь в составлении возражений, жалобы, обращайтесь. Более подробная консультация возможна после ознакомления с документами по Вашему делу.

На практике существует две ситуации, когда налогоплательщика вызывают на допрос. Нужны свидетельские показания, потому что у его контрагента проводят .

В первом случае вызова на допрос опасаться не стоит - налоговики вызывают для того, чтобы предприниматель подтвердил свои финансово-хозяйственные взаимоотношения с проверяемым контрагентом. Однако, тут требуется осторожность, потому что можно сообщить налоговикам такую информацию, которая станет поводом для проведения выездной налоговой проверки, но уже в отношении самого налогоплательщика.

Во втором случае допрос проводится, чтобы доказать обнаруженные нарушения или чтобы поймать налогоплательщика на том, что его показания не стыкуются с тем, что указано в документах. Поэтому, говоря о делах компании, свидетель должен соотносить свои слова с данными, отраженными в отчетности предприятия.

Обычно на допросы в налоговую инспекцию приглашаются несколько групп людей: руководители, «массовые» учредители и директора, а также сотрудники проверяемых компаний: как бывшие, так и нынешние. Для каждой аудитории у налоговиков свои вопросы. Руководители дают пояснения по непонятным сделкам и операциям. Подставные директора и учредители приглашаются, чтобы собрать . Бывшие и нынешние сотрудники рассказывают о своей зарплате и о конкретных операциях в рамках их должностных обязанностей, по которым у налоговиков не хватает доказательств. К какой бы группе не относился свидетель - идти на допрос стоит с четко сформулированной версией событий.

Чаще всего допросы свидетеля налоговики используют, когда хотят доказать работу организации с . На таких допросах налоговики задают вопросы, которые пояснят, каков был порядок взаимоотношений между юридическими лицами, а именно: как и когда был выбран данный контрагент, откуда получена информация о нем, как осуществлялись контакты, кто и как подписывал договор и прочие документы и пр. Также выясняется реальность осуществляемых хозяйственных операций, заключения и исполнения договора. Зададут вопросы, которые затрагивают деятельность руководителя: как он был назначен на эту должность, какие у него должностные обязанности, подписывал ли он договоры и другие документы от имени организации.

Заходите к нам на огонек

Идти или не идти на допрос в налоговую инспекцию - это всегда вопрос конкретных обстоятельств. Главное, не дать налоговикам лишних сведений, которые могут быть истолкованы против вас и вашей компании. Если сотрудника вызвали на допрос, то руководители могут оказать ему поддержку - подготовить сотрудника к допросу, дать необходимую информацию и задействовать в процедуре допроса юриста, который присмотрит за тем, чтобы разговор не выходил за рамки закона.

Правила вызова на допрос

Для вызова налогоплательщика в инспекцию есть утвержденная форма (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 и ). С учетом рекомендаций и требований инспекторы обязаны вызывать свидетеля для дачи показаний по месту нахождения налогового органа повесткой. В повестке должны быть указаны причины и основания, по которым свидетеля вызывают на допрос, а также дата, время и конкретное место проведения допроса. Однако, на практике инспекторы налоговой службы продолжают заполнять повестки по принципу «кто во что горазд». Кто-то по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом незаконно грозит приводом в случае неявки, кто-то расплывчато поясняет о чем пойдет речь или вовсе цель допроса не уточняют.

Налоговое законодательство дает право налогоплательщику не исполнять незаконные требования налогового органа, поэтому налогоплательщик имеет право проигнорировать уведомление налоговиков, если оно составлено не по утвержденной форме. Однако такое игнорирование не всегда выгодно самой организации.

На звонок из налоговой смело можно не реагировать, потому что такой вызов на допрос ни к чему не обязывает и законом не предусмотрен. Угрозы налоговиков о принудительном приводе на допрос в случае неявки законом тоже не предусмотрены. Помните, что Уголовный кодекс не применим в налоговых правоотношениях. Ответственность свидетеля, которого вызывают на допрос в налоговую инспекцию, предусмотрена только ст. 128 Налогового кодекса: «Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля, влечет взыскание штрафа в размере 1000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влечет за собой взыскание штрафа в размере 3000 рублей».

Я - свидетель: что случилось?

В ходе допроса составляется протокол, есть специальная утвержденная форма допроса свидетеля (приказ ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338). Протокол должен заполняться сотрудником инспекции дословно, от первого лица. Свидетель должен следить, чтобы в протокол занесли все его показания без искажений или добавлений.

Если при допросе будут использоваться какие-либо технические средства (аудио - или видеозапись), свидетеля должны об этом предупредить. В протоколе должна быть сделана соответствующая отметка об этом. Кроме того, если еще кто-то кроме свидетеля и инспектора присутствует при допросе, это также должно быть отражено в протоколе.

Протокол стоит обезопасить от подделки. Прочитайте каждую страницу текста. Все, что вас не устраивает, просите переписать либо укажите в конце, что с такой-то строкой на странице N... не согласны. Советую ставить подпись не только в конце протокола, но и визировать каждый листок. Не стесняйтесь выразить несогласие, помните, что каждая деталь может быть использована против вашей компании.

Обратите внимание на нарушения, которые налоговики допускают в порядке сбора доказательств, проведения допроса и заполнения протокола. Их ошибки могут стать вашим спасательным кругом в суде.

Пример из практики

Бухгалтер одного из московских заводов был вызван на допрос в качестве свидетеля. По завершении допроса по недосмотру налогового инспектора бухгалтер не поставил в протоколе подпись в разделе, где он подтверждает, что ознакомлен с ответственностью за дачу ложных показаний. В суде такой протокол был вычеркнут из списка доказательств, и добытые налоговиками сведения в судебном разбирательстве не учитывались.

Не был. Не состоял. Не участвовал

Согласно ст. 51 Конституции свидетель имеет право вообще не давать показаний будучи вызванным на допрос в налоговую инспекцию. Привлечь свидетеля к ответственности за то, что он воспользовался конституционным правом, невозможно. Не следует бояться налоговиков, потому что вы вправе не отвечать на их вопросы и в любой момент покинуть инспекцию. Налоговая служба - это не правоохранительные органы: права задерживать вас они не имеют.

Если все-таки свидетель решил дать показания, то на допросе ему нужно найти «золотую середину», рассказать то, что ему известно, при этом сформулировать информацию таким образом, чтобы не возникало сомнений в честности компании. На практике в ходе допросов налоговики просят сотрудников вспомнить информацию о каком-либо контрагенте, и вместо того, чтобы просто сказать: «не помню», человек начинает придумывать несуществующие сведения: телефоны, адреса. На допросе в налоговой «включать фантазию» не стоит: если точные данные в памяти не отложились, их выдумывать не надо.

Однако, не стоит впадать и в другую крайность, отвечая на все вопросы инспекции - «не помню». Когда при оглашении протокола допроса десять-двадцать раз прозвучит «не помню» на любой вопрос налоговиков, то у судьи однозначно сложится впечатление, что свидетель уклоняется от ответов, не хочет выдавать информацию. Суд в этом случае, скорее всего, встанет на сторону налоговой инспекции.

Присутствие на допросе грамотного адвоката не будет лишним. Это помогает психологически и гарантирует занесение в протокол допроса именно тех сведений, которые свидетель захочет дать налоговой инспекции. Налоговики могут выставить за дверь вашего бухгалтера, который захочет объяснить, «как было дело», но лишить вас права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ) они не смогут.

Кира Гин-Барисявичене , управляющий партнер Группы юридических и аудиторских компаний «СБП», для журнала «Консультант»

Если на бизнес заводят дело

Что делать, если что-то пошло не так и на бизнес заводят дело? Или как сделать так, чтобы этого никогда не случилось? Найдите инструменты защиты себя и своей компании в бераторе «Если на бизнес заводят дело».

ИНСТРУКЦИЯ Как себя вести на допросе в ФНС?

Работника компании или ее руководителя вызвали на допрос в налоговую. Неприятно? Конечно. Но бояться не стоит, главное – знать свои права.Что нужно учитывать при явке в инспекцию для дачи показаний.

Налоговики могут проводить допрос свидетеля как при подготовке к проверке компании, так и в процессе проведения контрольного мероприятия. Цель вызова для дачи показаний, как правило, одна – уличить фирму (или ее контрагента) в налоговом правонарушении и наказать ее за это. Сразу оговорюсь, реагировать стоит только на официальные вызовы на допрос, документально они оформляются в виде повестки. Если из инспекции позвонили и попросили явиться для разговора, можно смело игнорировать такое приглашение.

В повестку о вызове на допрос свидетеля, как правило, включаются такие сведения: о мотивах, послуживших поводом к встрече, о времени (дате, часе, минутах) начала проведения допроса, ну и разумеется, о месте. Получается, что вызываемое лицо заранее будет представлять, для чего фискалы назначают ему «свидание», а значит, появляется и время для подготовки. Все показания свидетеля должны быть занесены в протокол. Только такой допрос можно считать законным. Обязательно проследите, чтобы эта бумага заполнялась во время разговора с чиновниками.

Пошел в отказ

Перед дачей показаний инспектор предупредит свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от общения с ним и за дачу заведомо ложных показаний. Об этом будет сделана отметка в протоколе, которую свидетелю нужно подписать. Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, может грозить ему штрафом в размере 1000 рублей. За неправомерный отказ от разговора, а равно как и за дачу заведомо ложных показаний, предусмотрен штраф в размере 3000 рублей. Такая ответственность предусмотрена в Налоговом Кодексе. А вот реагировать на угрозы уголовного преследования за подобные деяния не стоит – его в данном случае нет, равно как и административной ответственности.

В некоторых случаях гражданин вообще имеет право отказаться от дачи показаний. Как известно, в нашей стране никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. К последним относятся родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Как известно, в качестве свидетелей налоговики могут вызвать работников организации, в том числе и бывших. Причем сделать это ревизоры вправе и при приостановлении проверки. Такое разъяснение дала ФНС в Письме от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Ссылаться на болезнь, как причину неявки на допрос, в некоторых случаях оказывается бесполезно – налоговики могут прийти, и домой к свидетелю, и в больницу, и любое другое место, в котором он находится. Однако можно и попробовать отсрочить встречу. Только обязательно нужно заранее уведомить инспекцию о невозможности явиться в назначенное время и попросить их выслать повторную повестку. Разумеется, повод к отмене встречи должен быть весомым, кроме того, предполагается, что он документально подтвержден. Это может быть: больничный лист или бумага, которые, например, подтвердят, что свидетель находился в командировке, в отпуске и так далее. Конечно, у ревизоров есть право провести допрос в месте нахождения свидетеля. Но вероятнее всего, они будут ждать, если речь конечно не идет о каком-то очень важном или «дорогом» деле.

Право на адвоката

В Письме от 30 октября 2012 года № АС-3-2/3920@ Минфин подтвердил вывод о том, что НК не определяет перечень лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при нем.

На встрече со свидетелем должно строго соблюдаться гарантированное частью 1 статьи 48 Конституции право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи. В случае допроса свидетеля, который пользуется услугами защитника, адвокат в порядке пункта 3 статьи 99 НК РФ вправе делать замечания, которые должны быть внесены в протокол или приобщены к делу. Однако ответы на вопросы при проведении допроса свидетель должен давать самостоятельно. Естественно, присутствие адвоката вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия у первого доверенности, предусматривающей такие полномочия.

Защита и наступление

Итак, представим, что сотруднику компании пришла повестка: его вызывают на допрос в инспекцию. Паниковать не нужно, необходимо спокойно подготовиться к встрече с налоговиками. Помните, всегда есть возможность по суду признать протокол допроса недействительным. Так, ревизоры часто забывают в начале разговора рассказать свидетелю об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний вообще. А это уже нарушение закона. В этом случае не забудьте указать в протоколе «Не ознакомлен» и поставить подпись.

Конечно, честность – это хорошо, но не всегда. Поэтому быть кристально честным иногда не стоит. Возможно, во время допроса лучше сослаться на «плохую память», ответив на «неудобный» вопрос так: «Давно это было, я уже и не помню» или что-то подобное. Да, за дачу заведомо ложных показаний предусмотрена ответственность, но кто докажет, что у человека и правда не «амнезия». Да и штраф за дачу заведомо ложных показаний Налоговым Кодексом предусмотрен небольшой (да и то, только в том случае, если налоговики раскроют блеф свидетеля), а уголовная ответственность, как мы помним, в этом случае не предусмотрена.

В Письме от 30 октября 2012 года № АС-3-2/3920@ Минфин подтвердил вывод о том, что НК не определяет перечень лиц, которые могут участвовать в допросе или присутствовать при нем. И, конечно, нельзя забывать про статью Конституции, которая позволяет не свидетельствовать против себя и своих родственников. Особенно это право актуально в семейном бизнесе, когда многие из сотрудников компании являются близкими родственниками. Однако если при проведении проверки деятельности фирмы на допрос вызван руководитель этой организации, он уже вряд ли сможет отказаться от дачи показаний по этому основанию. Но любой человек, будь то сотрудник фирмы или ее директор, могут в любой момент отказаться дальше говорить. Да, за такие действия Налоговым Кодексом предусмотрена ответственность. Но нужно помнить: все слова свидетеля протоколируются, а иногда лучше молчать, чем говорить.

Особо ушлые свидетели в случае, если допрос «зашел не туда», имитируют плохое самочувствие с вызовом скорой помощи и последующей госпитализацией. Сложно представить, что при убедительной актерской игре гражданина, налоговики продолжат допрос в карете скорой помощи или в лечебном учреждении. И еще: в конце допроса свидетелю нужно внимательно прочитать протокол. Необходимо убедиться, что все им сказанное записано правильно. И только тогда уже подписывать бумагу. Если же свидетель видит, что в протоколе записано то, чего он не говорил, об этом нужно обязательно сделать собственноручную запись: у вызванного на допрос есть такое право.

Остановка по требованию

Как известно, в качестве свидетелей налоговики могут вызвать работников организации, в том числе и бывших. Причем сделать это ревизоры вправе и при приостановлении проверки. Такое разъяснение дала ФНС в Письме от 13 сентября 2012 года № АС-4-2/15309@.

Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июля 2013 года № 57 разъяснил, что в период приостановления выездной проверки не допускаются получение от налогоплательщика объяснений и допрос его сотрудников. Однако инспекция в этом случае вправе осуществлять вне территории организации действия, не связанные с истребованием бумаг. Получается, что допросить свидетелей налоговики могут и в период приостановки ревизии. Однако делать это они могут только «на своей территории».

Кстати, в названном выше Письме Служба пояснила, что участие представителя налогоплательщика (например, директора фирмы) при проведении допроса свидетеля (к примеру, работника этой компании) НК не предусмотрено. Поэтому руководителю компании никак не удастся подкорректировать речь свидетеля или еще каким-то образом повлиять на допрос. Отсюда вывод – сотрудника, которого вызывают на допрос в налоговую, нужно подготовить заранее, обговорив с ним, как и что нужно говорить.

Вызов налогоплательщика в налоговый орган: когда это возможно?

Согласно пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо , а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
Аналогичные права предоставлены должностным лицам налоговых органов ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации": налоговым органам предоставлено право получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке.
Кроме того, нормами ст. 88 НК РФ предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

К сведению. Следует отметить, что суды подтверждают право налоговых органов вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 22.08.2008 N Ф03-А51/08-2/3393 была рассмотрена следующая ситуация. Инспекция пригласила предпринимателя на заседание комиссии по легализации заработной платы для рассмотрения вопроса о несоответствии заработной платы работников предпринимателя среднеотраслевому уровню для предприятий аналогичной сферы деятельности. Кроме этого, предпринимателю предложено представить на заседание комиссии расчетно-платежные ведомости по заработной плате, трудовые договоры, расчеты по авансовым платежам по единому социальному налогу, штатное расписание. Письмом налоговый орган констатировал факт неявки предпринимателя на заседание комиссии и пригласил его в инспекцию для дачи объяснений и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ.
Полагая, что указанные письма инспекции являются требованиями, нарушающими права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с требованием о признании незаконными действий налогового органа по их выставлению. Как было установлено судом, факты приглашения предпринимателя для дачи пояснений по поводу выплаты работникам заработной платы ниже среднеотраслевого уровня и представления документов, обосновывающих выплату заработной платы, не нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку такие действия предусмотрены законом и совершены налоговым органом в рамках предоставленных ему полномочий, так как целью легализации "теневой" заработной платы является обеспечение полноты поступлений единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом изложенного ссылка предпринимателя на неправомерность вывода суда о нарушении действиями инспекции его прав и законных интересов была отклонена судом.

Явка в налоговый орган - право или обязанность налогоплательщика?

Следует отметить, что к праву налоговых органов, приведенному в пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывать налогоплательщика не предусмотрена коррелирующая данному праву обязанность налогоплательщика. Обязанности налогоплательщиков приведены в ст. 23 НК РФ, и обязанность налогоплательщика являться в налоговый орган по вызову на основании письменного уведомления для дачи пояснений в данной статье прямо не поименована.
Однако, давая разъяснения по аналогичному вопросу финансисты в Письме от 09.04.2010 N 03-02-08/21 отмечают, что согласно пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.
При этом в п. 5 ст. 23 НК РФ отмечено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.

Вызов по форме

Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах" утверждена форма уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) (Приложение 1 к Приказу).
Уведомление содержит следующие реквизиты:
- порядковый номер;
- ссылку на пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ;
- Ф.И.О., должность сотрудника налогового органа, который вызывает налогоплательщика;
- полное и сокращенное наименования организации, ИНН/КПП или полное и сокращенное наименования организации и филиала (представительства) организации, ИНН/КПП; Ф.И.О. физического лица, ИНН (при наличии);
- наименование налогового органа, его адрес, номер комнаты; день и время вызова;
- подробное описание цели вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента). Что касается данного реквизита уведомления, следует отметить, что УФНС по г. Москве, давая разъяснения по этому вопросу в Письме от 07.06.2008 N 09-14/054957, акцентирует внимание на обязанности налогового органа подробно описывать цель вызова налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента);
- подпись должностного лица налогового органа и его телефон. Что касается того, кем должно быть подписано уведомление, специалисты Минфина отмечают, что форма указанного документа не предусматривает подписи руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа. Как следует из Определения КС РФ от 04.12.2003 N 418-О, подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности;
- в случае вручения уведомления непосредственно соответствующему лицу в нем проставляются подпись и Ф.И.О. руководителя организации (филиала, представительства) (физического лица) (представителя), наименование организации (филиала, представительства).

Порядок вручения уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента)

Что касается порядка вручения уведомления, ФНС в Письме от 01.08.2008 N ШТ-8-2/320@ "О вручении (направлении) ненормативных правовых актов и иных документов" указывает на следующее.
В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ, при этом полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (п. 3 ст. 29 НК РФ).
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.
На основании изложенного налоговые органы вручают копии ненормативных правовых актов, принятых ими в отношении налогоплательщика-организации:
- законным представителям налогоплательщика-организации, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН);
- уполномоченным представителям налогоплательщика в случае наличия документального подтверждения их полномочий в соответствии с установленным порядком.
Направление ненормативных правовых актов по месту нахождения филиала (представительства) организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
- по месту нахождения филиала (представительства) организации;
- по месту нахождения иных обособленных подразделений организации, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации;
- по месту нахождения принадлежащего организации недвижимого имущества и транспортных средств, относящихся к конкретному филиалу (представительству) организации.
Направление ненормативных правовых актов по адресу места нахождения организации осуществляется налоговыми органами, в которых организация поставлена на учет:
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения обособленных подразделений организации и нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств - в случае отсутствия у организации филиалов (представительств) либо в случае отсутствия информации, что обособленные подразделения, недвижимое имущество и транспортные средства относятся к конкретному филиалу (представительству) организации;
- по месту учета организации по иным основаниям, предусмотренным НК РФ, в том числе налогоплательщиков, отнесенных в соответствии со ст. 83 НК РФ к категории крупнейших.
Нахождение недвижимого имущества, транспортных средств, иного имущества на балансе филиала (представительства) организации свидетельствует о том, что эти объекты налогообложения, обособленные подразделения, образованные на базе данного имущества, относятся к конкретному филиалу (представительству) организации.
При этом налоговым органам необходимо учитывать, что направление ненормативных правовых актов и иных документов по месту жительства (месту пребывания) уполномоченного представителя налогоплательщика не является надлежащим и в этой связи не допускается.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
О времени и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки извещается лицо, в отношении которого проводилась эта проверка, налоговым органом по месту ее проведения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту ее нахождения.
Налоговый орган, принявший решение о проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиала (представительства) налогоплательщика-организации, о времени и месте рассмотрения материалов выездной налоговой проверки извещает организацию по месту нахождения филиала (представительства).
Порядок извещения о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки распространяется на порядок вызова на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ. В аналогичном порядке налогоплательщику сообщается об обстоятельствах, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Вышеизложенное распространяется на вручение (направление) ненормативных правовых актов, извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговых проверок, вызов на основании письменного уведомления в налоговые органы, осуществление действий, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, в отношении организаций (налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов).

Ответственность за неявку

Как было отмечено ранее, п. 5 ст. 23 НК РФ предусмотрено, что за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность согласно законодательству РФ.
Частью 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственных надзор (контроль). Так, неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных обязанностей, влечет:
- для граждан - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 500 руб. до 1000 руб.;
- на должностных лиц - наложение штрафа от 1000 руб. до 2000 руб.

С 01.01.2010 обязанностей прибавилось

С 01.01.2010 вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, регулирующий порядок уплаты страховых взносов. Также данным Законом функции по администрированию указанных взносов возложены на органы контроля за уплатой страховых взносов, которыми являются ФСС в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС, и ПФР - в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования.
Органам контроля за уплатой страховых взносов дано право вызывать на основании письменного уведомления в органы контроля за уплатой страховых взносов плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими страховых взносов либо в связи с проверкой правильности уплаты страховых взносов, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства РФ о страховых взносах (пп. 3 п. 1 ст. 29 Федерального закона N 212-ФЗ).

Обратите внимание! Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" утверждена форма уведомления о вызове плательщика страховых взносов (форма 7) (Приложение 11).

Подпунктом 5 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ установлено право плательщика страховых взносов представлять органам контроля за уплатой страховых взносов и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате страховых взносов, а также по актам проведенных проверок. Кроме того, плательщики страховых взносов обязаны выполнять законные требования органа контроля за уплатой страховых взносов об устранении выявленных нарушений законодательства РФ о страховых взносах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц органов контроля за уплатой страховых взносов при исполнении ими своих служебных обязанностей (пп. 5 п. 2 ст. 28 Федерального закона N 212-ФЗ).