Каравеллы колумба. Корабли Колумба: Нинья Какие корабли есть у колумба

«Нинья» (исп. La Niña, «девочка», «детка») – любимая каравелла Христофора Колумба, один из трех кораблей, участвовавших в первой экспедиции испанцев к берегам Америки в 1492 году.

Как и о двух других кораблях Колумба , и «Пинте» , о «Нинье» известно крайне мало. Почти вся информация основана лишь на догадках и предположениях. «Нинья» – всего лишь прозвище корабля, настоящее название парусника «Санта Клара» . «Ниньей» каравеллу прозвали по одной версии от имени ее владельцев братьев Ниньо из Могера, по другой версии «деткой» ласково называли судно матросы. Впрочем, в данном случае достоверны могут быть обе легенды.

По типу парусного вооружения «Нинья» была каравеллой, самым маленьким и проворным из трех кораблей Колумба . Каравелла – это небольшое однопалубное судно, обычно имевшее три мачты и обладавшее хорошими судоходными качествами. В основном каравеллы использовались в эпоху Великих Географических Открытий. Каравелла «Нинья» была построена 1475 году в Испании. Длина «Ниньи» предположительно составляла 17,3 метра, ширина 5,5 метров, осадка 1,9 метра, водоизмещение 101,2 тонны. Численность экипажа - 40 человек.

Изначально «Нинья» несла только латинские (треугольные) паруса (caravella latina), но во время стоянки на Канарах в ходе первой экспедиции Колумба в 1492 году на двух ее мачтах (гроте и фоке) были подняты прямые паруса, а на бизань-мачте остался косой парус. Капитаном «Ниньи» тогда был Висенте Яньес Пинсон. 12 октября 1492 года корабли Колумба достигли Багамских островов. В декабре 1492 года флагманский корабль сел на рифы у берегов Гаити, названного Колумбом Эспаньолой, и затонул. Поэтому в начале 1493 года «Нинья» стала главным кораблем экспедиции. Весной 1493 года «Нинья» вернулась в Испанию, попав на обратном пути в сильнейший шторм у Азорских островов.

Уже осенью 1493 года в Испании снарядили новую экспедицию к неизведанным берегам, состоящую уже из 17 кораблей, среди которых была каравелла «Нинья». Вторая экспедиция Колумба вышла куда менее удачной, чем первая. Форт на Гаити, основанный первой экспедицией, был сожжен и разграблен местными жителями, которые всячески противостояли вторжению незнакомцев на свои земли. Золота, так ожидаемого в Испании, было найдено тоже крайне мало. И в 1495 году корабли Колумба взяли курс обратно в Европу, но и тут моряков постигла неудача: корабли попали в ураган, уцелеть в котором удалось одной только «Нинье» , которая в 1496 году вернулась в Испанию. В 1498-1499 годах каравелла «Нинья» третий раз ходила к берегам Гаити, в этот раз уже не в составе колумбовской экспедиции, а самостоятельно. В 1501 году «Нинья» совершила путешествие к Перламутровому побережью. И ничего больше о дальнейшей судьбе легендарного парусника неизвестно.

Реплика

В 1988 году в Бразилии американский инженер Джон Патрик Сарсфилд начал строительство реплики каравеллы «Нинья» по заказу фонда Колумба . В 1990 году Сарсфилд погиб в автокатастрофе, и строительство продолжил Джонатон Мортон Нэнс, британский морской историк. Так как не существует точного описания «Ниньи» , то мастера строили просто типичную каравеллу XV века, используя технологии того времени. Реплика «Ниньи» построена из бразильской древесины. Строители использовали в своей работе только инструменты XV века: долото, топоры, ручные пилы. Новая «Нинья» имеет четыре мачты, на двух из которых прямые паруса, а на двух - латинские.


Каравелла “Нинья”, реплика

В 1992 году реплика «Нинья» приняла участие в съемках фильма «1492: Завоевание рая» в Коста-Рике.

Сейчас «Нинья» в течение всего года путешествует между портами Северной Америки, где посетить судно может любой желающий. С 1991 года «Нинья» побывала более чем в 425 портах Северной Америки . Корабль гастролирует не только вдоль побережья, но и по внутренним рекам, таким как Миссури, Миссисипи, Огайо и является по своей сути плавучим морским музеем.

К началу эпохи Великих географических открытий человечество не знало долгих океанских морских походов. Отважные и весьма умелые мореходы финикийцы бороздили моря очень осторожно и далеко от берега не отплывали, что помогло им открыть множество земель на разных континентах. Подобным образом плавали арабы и средневековые мореходы. Испанцы и португальцы отлично знали морское дело, но далеко от берегов Европы и Африки отдаляться также не спешили. Европейские мореходы-первопроходцы — и — ходили в море по старинке. Только в самом конце своего путешествия да Гама отважился "отлепиться" от африканского берега и плыть в открытое море, благо все необходимые сведения о близости у него уже были. Другое дело . Он отправлялся в откровенную неизвестность, а значит и корабли должны были быть надежными и крепкими. Лучшей моделью корабля на тот момент и считалась каравелла, которую так любили рыбаки и торговцы. Что же это были за корабли, считавшиеся самыми надежными, удобными и современными в конце XV века?

Описание кораблей Колумба

До наших дней не дошло ни одного достоверного изображения каравелл, на которых Колумб отправился в свое первое плаванье. Все попытки восстановить корабли Колумба по описаниям являются весьма условными и приблизительными. Достоверно известно только то, что каравелла эпохи экспедиций Колумба представляло собой небольшое парусное судно (двух или трехмачтовое) двух видов: с косыми парусами (латина) и с прямыми парусами (редонда). Косые паруса позволяли судну двигаться в нужном направлении при боковом и даже встречном ветре, зато прямые паруса обеспечивали судну весьма хорошую скорость при попутном ветре. Другим преимуществом каравелл была их вместительность. Колумбу были необходимы не только запасы пищи и пресной воды, ему было необходимо пространство, которое он мог бы заполнить богатствами открытых им стран (золото, пряности, дорогие породы дерева и драгоценные камни). Третье преимущество — небольшая осадка и практически плоское дно. С одной стороны, это делало судно достаточно устойчивым, с другой, позволяло заходить в реки и продвигаться вглубь суши. Вооружение, которое входило в оснащение каравеллы, не занимало много места: несколько разнокалиберных пушек, которые стреляли каменными ядрами, вот собственно и все вооружение.

В эскадре Колумба было три каравеллы :

  • Санта-Мария — самый крупный корабль, который по описаниям больше походит на другой тип судна — каракка. Единственный из всех был оснащен прямыми парусами до переделок под нужды экспедиции. Водоизмещение — 120 тонн.
  • Пинта — второй по величине корабль, типичная каравелла-латина, которую переделали, чтобы оснастить прямым парусом. Водоизмещение — 80 тонн.
  • Нинья — самое маленькое судно, которое также было оснащено прямым парусом. Водоизмещение — 50 тонн.

Все корабли Колумба были трехмачтовыми, все три обладали вместительными трюмами, готовыми принять несметные богатства неведомых стран.

История происхождения названий кораблей Колумба

Интересна история названий кораблей первой экспедиции к берегам Нового Света. Корабли, которые нанял для плавания Колумб, были уже давно "на плаву". Средств было совсем немного и поэтому приходилось выбирать достаточно бюджетный вариант. Название самого большого корабля эскадры "Санта-Мария" по сути было дано каравелле незадолго до путешествия. До этого несколько лет она ходила в море под именем "Гальега" (в переводе "Галисийка", женщина из Галисии). Остальные два корабля свои названия не меняли: "Пинта" (Родинка) и "Нинья" (Девочка). Достоверно известно, что все три корабля были названы в честь самых "востребованных" проституток портового борделя. Ничего не поделать, моряки никогда не были аскетами, зато умели быть благодарными. Колумб знал о происхождении названий нанимаемых им кораблей. И что бы хоть как-то "облагородить" экспедицию, он уговорил капитана "Гальеги" изменить имя корабля на "Санта-Марию". Менять кораблю имя — навлечь на него беду. Это старинное морское поверье сыграло злую шутку с первой экспедицией Колумба: именно "Санта-Мария" села на мель и была разбита волнами возле Гаити. Из оставшихся корабельных досок был сооружен первый форт на территории Нового Света. А вот "Пинту" и "Нинью" стихия пощадила. "Нинья" трижды преодолевала путь от Европы до Америки, прежде чем была окончательно переведена в рыбачью посудину, продолжая гордо нести на своем борту прозвище "жрицы любви" из портового борделя.


Разобрала понемногу фотографии из нашего короткого, но необыкновенно насыщенного отпуска-путешествия по штату Нью-Йорк.
Увидели столько, что неделю займет только рассказывать, а уехали всего на 5 дней и не отъезжали от Нью-Йорка больше, чем на 5 часов езды на машине.

В Ньюбург/Newburgh, NY мы приехали не в первый день, но хронологию я соблюдать не стану, потому, что она не важна для рассказа.
Все места, которые мы увидели, можно посещать почти в произвольном порядке, в зависимости от выбранного маршрута, который у всех может быть разным.
Отсюда отходил катер, который увез нас на остров Bannermаn или Pollepel Island (оч. не люблю переводить имена собственные), но об этом следующий пост. Пока расскажу о двух парусниках, которые стояли на причале в этом городке.

Реплики двух из трех кораблей Колумба , на которых он совершил экспедицию в Америку. Был еще один корабль "Санта-Мария", но его восстанавливать (для 500-летия) не стали, потому что Колумб не любил этот тяжелый, медленный и неповоротливый корабль, а любил больше всего легкую и маневренную каравеллу "Нинья" . В реальности копий Санта-Марии построено было целых три, в разных местах и в разное время, но их история останется вне моего рассказа.
У "Ниньи" - уникальная судьба-ее начали строить в 1988 году к 500-летию (1992г.) путешествия Колумба в Америку, в Бразилии с помощью группы кораблестроителей с побережья Баие, в рыбацкой деревушке Валенка, в которой удивительным образом сохранились мастера, знающие технологии строительства старинных испанских кораблей XV века. Они прибыли из Португалии и поселились на побережье в давние времена.
Руководить строительством поручили американскому инженеру и морскому исследователю Джону Патрику Сарсфилду вместе с британским морским историком Джонатаном Мортоном Нансом. Сарсфилд живя в Бразилии обнаружил, что на побережье Баие при строительстве кораблей все еще используют старинные технологии, и стал экспертом со временем. Он буквально "собирал" "Нину" из описаний аналогичных кораблей в старинных документах и археологических находок затонувших кораблей, потому что никаких оригинальных чертежей или рисунков, трех кораблей, принявших участие в экспедиции, не сохранилось, только словесные упоминания и описания.

Чтобы разведать старинные технологии, Сарсфильд поселился в Валенке, где жили мастера, владеющие старинными секретами кораблестроения, и провел там столько времени, сколько понадобилось, чтобы местные привыкли к нему и прониклись доверием.
Только тогда, они доверили ему старинные секреты. Корабль строился вручную топорами, пилами, долотами и др. столярными инструментами из очень прочной бразильской древесины.

Сарсфилд трагически погиб в дорожном происшествии в Бразилии в 1990г., когда ездил выбирать древесину на главную мачту для "Ниньи". Завершил строительство каравеллы Джонатан Нанс, который спроектировал паруса к ней.

После завершения строительства, "Нинья" стала уникальным плавающим морским музеем и объехала все побережье США, останавливаясь в портах, где ее могли осмотреть все желающие. Повезло и нам.

Во время путешествия команда "Ниньи" состояла из 27 человек, все моряки спали на палубе и не каждому доставался моток веревки, чтобы подстелить под голову. С собой везли лошадей, коров, свиней и кур, которых держали в трюме. Романтичным такое путешествие можно было назвать с очень большой натяжкой, если можно было вообще.

Предвижу вопрос, как была создана Пинта. Оба корабля строились в Бразилии на средства специально созданного "Фонда Колумба".
"Нинья"-наиболее исторически "аккуратная" версия старинной каравеллы, строилась полностью вручную.
"Пинта"-самое большое восстановленное судно подобного типа, при ее строительстве применялся не только ручной труд. Она была построена позднее, после "успеха" "Ниньи". На ней можно совершать туры и праздновать вечеринки.

"Нинья"


"Пинта"



"Пинта" и "Нинья"


"Нинья" первоначально была оснащена косыми парусами, когда Колумб сделал остановку
на Канарских островах, паруса поменяли на прямоугольные, которые лучше были приспособлены к плаванию в океане.



Рулевого колеса на испанских кораблях XV века еще не было, а выглядел руль так, как вверху на фотографии


Для Колумба внизу в трюме была маленькая клетушка с двумя полками и доской для навигации, вентиляция происходила только через верхний люк, но несмотря на малый комфорт, "Нинья" была любимым судном адмирала. Колумб перешел на этот корабль, когда его флагманский корабль Санта-Мария потерпел крушение у берегов Гаити.




Круизный кораблик




Современные Колумбы

Картинка с вебсайта фонда Колумба

Христофор Колумб (31 октября 1451 - 20 мая 1506) был итальянский исследователь, мореплаватель и колонист, который завершил четыре путешествия по всему Атлантическому океану под эгидой католических монархов Испании. Он возглавил первые европейские экспедиции в Карибском бассейне, Центральной и Южной Америке, положив начало постоянной европейской колонизации Америки. Колумб открыл жизнеспособный парусный маршрут в Америку, континент, который тогда еще не был известен Старому Свету, однако в то время он думал, что обнаружил путь к Дальнему Востоку.

Христофор Колумб, открыл Америку, но и корабли Христофора Колумба - однозначно заслуживают признания. В эпоху, когда корабли были единственным самым быстрым видом транспорта для путешествий по всему миру, корабли Христофора Колумба полностью изменили всю концепцию на корабле. В 15 веке, когда Христофор Колумб начал свой путь из Испании, он получил очень важную поддержку трех кораблей и их экипажей, которые сейчас известны как корабли Христофора Колумба. Благодаря такой поддержке Христофор Колумб наконец смог открыть Америку и поставить на карту мира существование очень важной нации.

Поиск финансирования и флота

В 1485 году Колумб представил свои планы португальскому королю Иоанну II. Он предложил, чтобы король оборудовал три крепких корабля и дал Колумбу один год, чтобы отплыть в Атлантику, найти западный путь на Восток и вернуться. Колумб также потребовал, чтобы он был назначен «Великим адмиралом океана», губернатором всех земель, которые он обнаружит, и будет получать одну десятую часть всех доходов от этих земель. Король представил предложение Колумба своим экспертам, которые отклонили его. По их общему мнению, оценка Колумбом расстояния в 3860 км была на самом деле слишком низкой.

В 1488 году Колумб снова обратился к португальским властям, в результате чего Иоанн II снова пригласил его на аудиенцию. Эта встреча также оказалась неудачной, отчасти потому, что вскоре Бартоломео Диаш вернулся в Португалию с новостями об успешном обходе южной оконечности Африки (около мыса Доброй Надежды). С открытым восточным морским путем в Азию, король Джон очевидно больше не интересовался надуманным проектом Колумба.

Колумб путешествовал из Португалии в Геную и Венецию, но не получил поддержки. Он также отправил своего брата Варфоломея к Генриху VII в Англию, чтобы узнать, может ли английская корона спонсировать его экспедицию, но также безуспешно.

Колумб искал аудиенцию у монархов Фердинанда II из Арагона и Изабеллы I из Кастилии, которые объединили несколько королевств на Пиренейском полуострове, вступив в брак и правя вместе. 1 мая 1486 года, получив разрешение, Колумб представил свои планы королеве Изабелле, которая, в свою очередь, передала их в комитет. Спустя год ученые Испании, как и их коллеги в Португалии, ответили, что Колумб сильно недооценил расстояние до Азии. Они объявили эту идею непрактичной.

Однако, чтобы не дать Колумбу перенести его идеи в другое место и, возможно, оставить свои возможности открытыми, католические монархи дали ему ежегодное пособие в размере 12000 мараведов и в 1489 году предоставили ему письмо, приказывающее всем городам и поселкам, находящимся под их управлением, предоставить ему еду и ночлег бесплатно.

Соглашение с испанской короной

После постоянного лоббирования в испанском дворе и двухлетних переговоров он, наконец, добился успеха в январе 1492 года. Король Фердинанд и королева Изабелла пообещали Колумбу, что в случае успеха ему будет присвоено звание адмирала и назначение губернатором всех новых земель, на которые он может претендовать. Он имел право назначить трех человек, из которых суверены выберут одного, на любой пост в новых землях. Он будет иметь право на 10 процентов всех доходов от новых земель на неограниченный срок. Кроме того, у него также будет возможность получить одну восьмую прибыли в любом предприяти на новых землях.

Позже Колумб был арестован в 1500 г. и уволен с должности. Затем он и его сыновья, Диего и Фернандо, провели длительную серию судебных дел против кастильской короны, известной как pleitos colombinos, утверждая, что корона нарушила свои договорные обязательства перед Колумбом и его наследниками. Семья Колумба имела некоторый успех в своем первом судебном процессе, поскольку решение 1511 г. подтвердило положение Диего как вице-короля, но уменьшило его полномочия. Диего возобновил судебный процесс в 1512 году, который продолжался до 1536 г., а дальнейшие споры продолжались до 1790 г.

Между 1492 и 1503 гг. Колумб совершил четыре путешествия между Испанией и Америкой, каждое из которых финансировалось короной Кастилии. В своем первом путешествии он открыл Америку и магнитное склонение. Вояжи положили начало европейской разведке и колонизации американских континентов, и, таким образом, имеют огромное значение в истории Запада. 12 октября 1492 года Колумб высадился в Гуанхани - название, данное аборигенам острову, который Колумб назвал Сан-Сальвадором во время открытия Америки.

Корабли Христофора Колумба

Санта-Мария, Нинья и Пинта были тремя кораблями Христофора Колумба, которые приобрели огромную популярность и признание в наше время, не только потому, что они помогли Христофору Колумбу узнать о неизвестной нации, но и потому, что они дали водному транспорту новое чувство для достижения целей и модернизации, особенно сегодня, когда водный транспорт не так популярен, как раньше.

Из трех кораблей Христофора Колумба Санта-Мария была флагманом каракка. Грузовое судно весом около 200 тонн и длиной около 18 метров, длиной в киле 12 метров, шириной 6 метров и осадкой 2 метра. Экипаж «Санта-Мария» насчитывал около 40 человек. Первоначальное название Санта-Мария было La Gallega, в связи с местом, где был построен корабль, но Христофор Колумб изменил название корабля на Санта-Мария.

Что касается оснастки, у Санта-Марии было три основных мачты с парусами. Эти мачты были известны в те времена как основные, передние и миззенмасты. И хотя у этого корабля были эти положительные атрибуты, основным отрицательным признаком этого корабля было то, что его построение не позволяло Санта-Марии ходить на мелководье и вблизи коралловых рифов, что создавало для корабля препятствие. Однако два других корабля, Нинья и Пинта, решали этот недостаток, который был у флагмана кораблей Христофора Колумба и помогли искателю приключений успешно завершить свое путешествие.

Другие экспедиции Колумба были меньшие каравеллы типа Санта-Клара - Ла-Нинья («Девочка») и Ла-Пинта («Мальчик»). Все эти корабли были подержанными и не предназначались для разведки. Нинья, Пинта и Санта-Мария были торговыми судами скромного размера, сопоставимыме по размеру с современными круизными . Точные измерения длины и ширины трех кораблей не сохранились, но об оценках их грузоподъемности можно судить по современным анекдотам, записанным одним или несколькими членами экипажа Колумба, а также из современных испанских и португальских останков кораблекрушений конца 15-го и начала 16-го века, которые сопоставимы по размеру с Санта-Марией.

Суда, построенные в Европе в пятнадцатом веке, были предназначены для плавания по побережью Средиземного моря и Атлантического океана. Меньшие по размеру корабли Колумба считались в открытом океане рискованными. Это затрудняло наём членов экипажа, в связи с чем, небольшому числу заключенных было предложено более легкое наказание, если они пойдут с Колумбом.

Колумб принял командование над Санта-Марией, Мартин Алонсо Пинзон над Ла-Пинтой а его братья Фрэнсис Мартин и Висент Янез над Ла-Нинья. Вся компания на трех кораблях, насчитывала 90 человек (Санта-Мария - 40, Ла-Нинья - 24, Ла-Пинта - 26), хотя некоторые историки сообщают про 120 человек. 12 октября 1492 года Родриго де Триан, вахтенный матрос «Пинты» первым увидел Новый Свет и закричал "Земля!".

Нинья и Пинта были каравеллами. Корабли-каравеллы были разработаны только для того, чтобы преодолеть недостаток нахождения на мелководье и коралловых рифах, с которыми сталкивались такие корабли, как Санта-Мария, и они были легкими и легко маневрировали вокруг. Из всех трех кораблей Христофора Колумба «Пинта» была самой быстрой и достигала максимальной скорости около 8 узлов в день (около 200 миль), в то время как Санта-Мария была самой медленной из-за её большого размера.

По размерам Нинья весила около 50-60 тонн и имела размеры около 15 метров в длину, 12 метров в киле, 4,85 метров в ширину и 2,07 метра осадку. Пинта, весила около 60-70 тонн и имела размеры около 17 метров в длину, 13 метров в киле, шириной 5,36 метра и 2,31 метра осадку.

В сегодняшние времена, когда воздушные путешествия стали нормой, а выход на Луну стал обычным явлением, успешное приключение кораблей Христофора Колумба - это часть истории, которую должен знать не только каждый моряк, но и каждый человек в любой точке мира.

Три судна Христофора Колумба - первые европейские корабли, которые в 1492г. пересекли Атлантику, открыв земли Нового Света: Багамские острова, Кубу и Эспаньолу (Гаити). Каравеллы «Пинта» и «Нинья», водоизмещением в 60 тонн каждая, обладали хорошими мореходными качествами.

Это были однопалубные суда с высокими бортами и надстройками на носу и корме. «Нинья» несла треугольные латинские паруса, а «Пинта» - прямые. Впоследствии такими же парусами, предпочтение которым обычно отдавалось при полных курсах, оснастят и «Нинью». Третий корабль флотилии, небезызвестная «Санта-Мария», не была каравеллой. Зафрахтованная у галисийского капитана Хуана де ла Коса, она представляла собой стотонную каракку.

Словом, это были корабли своего времени и установленные ими рекорды до сих пор вызывают восхищение у мореплавателей. Флотилия адмирала Колумба была сильна и вынослива, чего нельзя сказать об экипаже. Тридцать дней в открытом море - и никакой земли! Плыть дальше казалось безумием. Назревал бунт.

Чтобы успокоить моряков, капитан дает обещание повернуть, если в течение следующих трех дней они так и не увидят земли. На что надеялся Колумб, устанавливая этот срок? Наверняка, не только на интуицию. Признаки близкой суши были налицо. Все чаще встречались водоросли, стаи птиц садились на мачты, и когда в ночь с 11 на 12 октября с «Пинты» раздался крик: «Земля!», адмирал Колумб уже не сомневался, что его мечта сбылась.

«Нинъя», одна из каравелл Колумба

Вслед за Колумбом на берега Нового Света устремились испанские конкистадоры - завоеватели и колонизаторы. Спустя всего полвека во владении Испании оказались вся Мексика, Центральная Америка и даже часть Южной вместе с широкой полосой земель от Карибского моря до мыса Горн.

Обретенные богатства - огромные запасы золота, серебра и меди, оказавшиеся на захваченных землях, - надменная родина Колумба не захотела делить ни с кем. «Карибское море - закрытое море», - провозгласили испанцы, введя жестокую монополию на торговлю с Новым Светом. Однако уже в первой четверти XVI в. Англия и Франция задумывают перекроить мир по-своему. Огромную роль в борьбе за морское господство сыграли пираты, вышедшие на большую морскую дорогу с ведома и благословения высочайших особ своих государств.

Реконструкция «Санта-Марии», выполненная в наше время

Пожалуй, самым жестоким и удачливым корсаром можно назвать Френсиса Дрейка. Навсегда затаив обиду на вероломных испанцев, «конфисковавших» его торговое судно у берегов Африки, капитан Дрейк создает небольшую эскадру и совершает свой первый налет на Карибское побережье.

Грабя испанские города и захватывая один за другим корабли с сокровищами, он щедро делится добычей с английской казной. Неудивительно, что королева Елизавета, которая становится основной пайщицей корсарской «фирмы» Дрейка, в расчете на крупные дивиденды выдает ему официальное разрешение активно препятствовать испанской торговле в Тихом океане.

Реконструкция судна «Золотая лань» Френсиса Дрейка

Елизаветы оправдались: пиратский вояж 1577- 1580 гг. принес Дрейку четыре тысячи семьсот процентов чистой прибыли, львиную долю которой, разумеется, получила английская королева. Не из простой любознательности, а силою обстоятельств, спасаясь от преследования испанских кораблей, Дрейк совершает второе, после Магеллана, кругосветное путешествие.

Первым из европейцев он доходит до реки Колумбия и южной оконечности острова Ванкувер, после чего, направив свой корабль через тихоокеанские воды, оставляет позади Марианский архипелаг и достигает Тернате - одного из Молуккских островов. Оттуда, миновав Яву и обогнув мыс Доброй Надежды, Дрейк вернулся в родной Плимут.

Португальская каравелла

Княвдигед - выступающая вперед верхняя часть форштевня, зачастую украшалась резной фигурой.

Шкафут - часть верхней палубы между баком и шканцами.

Ют - часть палубы между! бизань-мачтой и кормовым флагштоком.

Стеньга -рангоутное дерево, служащее продолжением мачты.

Румпель -рычаг, насаженный на голове руля и служащий для его перекладки.

Марсы - площадка на топе составной мачты, служит для разноса стенъ-вант и местом работ при постановке и уборке парусов.

Верным спутником Дрейка в морских скитаниях было судно «Пеликан», впоследствии за свои прекрасные мореходные качества переименованное корсаром в «Золотую лань». Новое имя, однако, не изменило облика корабля: нарисованный на его корме пеликан еще долго продолжал кормить своих птенцов, а скульптурное изображение гордой птицы по-прежнему украшало выступавший на носу судна княвдигед.

Легендарная «Золотая лань» представляла собой небольшой 18-пушечный корабль длиной около 18м. Ладно сработанный набор из дубовых шпангоутов и обшивка, выполненная из твердых пород дерева, придавали судну особую прочность. На шкафуте между трапом, идущим с короткого бака, и грот-мачтой находились две пушки - по правому и левому борту Три легких фальконета, помещенных на специальные вертлюжные установки, вели огонь по судам противника, а в случае абордажа разворачивались и могли стрелять вдоль палубы.

Возвышение на палубе между грот- и бизань-мачтами получило название шканцев. Отдыхать на шканцах дозволялось только капитану. Два трапа вели на высокий ют. Трехмачтовое парусное вооружение корабля отвечало последним веяниям своей эпохи. На блинд-рее, под высоко поднятым бушпритом красовался блинд-парус. Фок- и грот-мачты, несшие прямые паруса, состояли из двух частей - к так называемой нижней мачте крепилась стеньга, которая держала флагшток. Короткая бизань вооружалась косым латинским парусом. Для управления навесным рулем все еще использовали румпель, заменявший штурвал.

Испанский галион «Флемиш». 1593г.

Крюйсель - второй снизу прямой парус на бизань-мачте.

В XV в. словом «cannone» (пушка) начинают называть артиллерийское орудие любого типа и размера. Самыми мелкими из них были фальконеты, мушкеты (постепенно превратившиеся в ручные ружья) и судовые бомбардели, которые стреляли каменными или железными ядрами. Пушки малого калибра размещались на фальшборте и удерживались поворотными вилками - вертлюгами.

Во время боя их ставили на квартердеке, баке и марсах мачт. Для того чтобы придать судну дополнительную остойчивость, тяжелые картауны и длинноствольные крупнокалиберные кулеврины располагали на нижней палубе. Постепенно пушечные стволы начинают отливать вместе с цапфами - цилиндрическими выступами, позволявшими наводить орудие в вертикальной плоскости.

Французский пинас XVII в.

К середине XVI в. термин «каракка» выходит из употребления, а большой парусник с тремя или четырьмя мачтами начинают величать просто «судном». Разновидностью нефов тех времен были португальские и французские каравеллы, а также испанские галионы. На морях доминируют крупные парусные суда, вооруженные артиллерией различного калибра.

Отношение длины корпуса к его ширине возросло и составляло от 2:1 до 2,5:1, благодаря чему улучшились мореходные качества парусников. Составные мачты одновременно несли несколько парусов. Корабелы увеличили площадь марселей и крюйселей - и управление судном стало намного проще, а сам парусник - неожиданно резвым и маневренным.

«Грейт Гарри». 1514г.

Не так давно со дна реки Хембл были подняты останки такого корабля, имевшего клинкерную обшивку. По убеждению специалистов, найденный парусник - не что иное, как знаменитый «Грейт Гарри» английского короля Генриха XVIII, построенный в 1514 г. Наверное, «Гарри» был последним большим судном с водоизмещением 1000 тонн, которое обшивалось внакрой с применением деревянных нагелей.

Старые технологии отходили в прошлое, и в XVI в. на севере Европы появляется новый тип парусного судна - трехмачтовый пинас водоизмещением 100-150 (а впоследствии до 800) тонн. Небольшой пинас в основном использовался как грузовое судно, а потому был вооружен только 8-10 пушками.

Много общего с пинасом имел португальский галион, охотно позаимствованный испанцами, англичанами и французами и ставший к концу столетия основой всех сильных европейских флотов. Особенностью галиона являлся острый корпус, длина которого по килю (около 40м) почти в четыре раза превышала его ширину На смену тяжелой кормовой надстройке, характерной для каракки, пришла узкая и высокая, вмещавшая до семи палуб, в которых располагались каюта капитана, крюйт-камера (пороховой погреб) и складские помещения.

Пятьдесят-восемьдесят пушек, установленные на двух батарейных палубах, обстреливали врага через порты. Носовая надстройка сдвинулась к центру, а на носу был оборудован таран, который со временем превратился в гальюн, украшенный носовой фигурой. На корме располагались одна-две галереи; позже их стали застраивать и стеклить. Сборную конструкцию мачт усилили брам-стеньгами. На грот- и фок-мачтах обычно поднималось по три паруса (главный, марсель и брамсель). Бизань и бонавентур-мачты имели косые паруса - латинские, а на носу натягивали еще один прямой парус, получивший забавное название «артемон».

Из-за высоких бортов и громоздких надстроек галионы обладали невысокой мореходностью. Экипаж галиона, как и полагалось тогда крупному военному кораблю водоизмещением 500-1400 тонн, доходил до 200 человек. Нередко галионы доставляли переселенцев в Америку, возвращаясь назад с грузом драгоценных металлов - лакомым куском для многочисленных морских пиратов, от всевидящих глаз которых, казалось, невозможно было ускользнуть.

Гальюн - свес в носовой части парусного судна, по бортам которого устраивались отхожие места для команды.

Бонавентур-мачта - четвертая мачта, располагалась на корме за бизань-мачтой и несла латинский парус.