И сказал мой господу твоему господу. Псалмы: Библия

Псалом 109 – пророчески-мессианский. Все его содержание не может быть отнесено ни к какому историческому лицу, так как предмет псалма здесь изображается обладающим Божественной природой и свойствами. Так как каждое откровение дается Богом в связи и по поводу каких-либо исторических событий, то таким поводом к написанию псалма могли быть следующие. В первых трех стихах псалма Господь изображается победителем всех врагов, а в последних четырех – как первосвященник. В соответствии с содержанием псалма поводами к написанию его первой части могла быть какая-либо победа, одержанная Давидом, а второй – обетование о происхождении от него великого Потомка, призванного в служение человеческому роду. Мысли Давида от конкретных исторических фактов перенеслись в область далекого будущего и здесь нашли ясные и точные ответы на вопросы о служении и конечном результате служения своего Потомка. Слова 1 ст. прямо Христом прилагаются к Себе (; ), к Нему же относят их и другие писатели (; )

Господь сказал другому Господу: «Я даю Тебе власть над врагами. Господь пошлет Тебе Свой жезл с Сиона для господства и народ появится пред Тобою в день Твоей силы во благолепии; Ты, как роса, рожден от Меня» (1–3). Господь назначает Тебя быть священником по чину Мелхиседека. Всех Твоих врагов Он сокрушит. Этот Господь по чину Мелхиседека будет прославлен (4–7).

. Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Один Бог сказал другому Богу: седи одесную . Сидеть "одесную" , значит пользоваться не только одинаковым почетом, но и властью. – «Доколе положу врагов» . По самому содержание данного места выражение "доколе" означает неопределенное, или вернее – бесконечное расстояние времени: если один Господь даст другому одинаковую с Собою власть в то время, когда она оспаривается врагами, то естественно, что после поражения этих врагов, когда никто уже не в состоянии будет даже угрожать отнятием власти, последняя остается навсегда за Ним же. "Доколе" и в Библии часто употребляется в значении бесконечной продолжительности (; ).

. Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.

"Жезл силы" – жезл – символ власти, т. е. первый Господь передает второму Господу власть над всеми врагами.

. В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое. .

"День силы" – день торжественного обнаружения Твоей власти и силы над миром. – «Народ твой готов во благолепии святыни» , т. е. народ или будет встречать Тебя в торжественных, священных облачениях и в торжественно-религиозной церемонии, или – обнаружит "свят ое благолепи е», большую нравственную высоту, свидетельствующую о глубоком и сердечном искании и служении Тебе. Победа и должна принадлежать Тебе: Ты рожден из существа ("из чрева" ) Бога прежде появления света ("денницы" ), т. е. прежде создания мира. Как роса содержит в себе все свойства влаги, из которой она произошла, так и рожденный имеет в себе природу Родившего. Последнее выражение указывает, что второй Господь есть истинный Бог по самой своей природе; но он – не отдельный и самостоятельный Бог, но Сын Божий, Второе лицо Единого Бога. Под "д нем силы" тогда можно разуметь момент Страшного Суда, когда все враги Господа будут уничтожены, а праведники пред всем миром получат награду. Этот суд будет торжественным проявлением и признанием власти этого Господа над всем миром. Как видно из последних стихов псалма эта победа и главенство Сына Божия дается Ему в Его человеческой природе.

. Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

«Клялся Господь, и не раскается» – Господь дает клятву, которую не отменяет, т. е. Господь дает не отменяемое определение, постановление. Оно – в назначении Сына Божия быть священником «вовек по чину Мелхиседека» , служение Сына должно быть первосвященническим по образу Мелхиседека. Последний был служителем истинного Бога, был царем Салима (впоследствии Иерусалима), как и Сын Божий исполнял волю Единого Истинного Бога, и есть царь Иерусалима небесного, где под Его властью соберутся все верующие в Него. Ап. Павел в Послании к Евреям, 7 гл. () очень пространно выясняет прообразовательное значение Мелхиседека и превосходство пред его служением служения Иисуса Христа.

. Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;

. совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.

Под "д нем гнева" – разумеется всеобщий суд, когда все цари и народы увидят над собою проявление власти Сына Божия и о чем пространно говорят евангелисты (; ).

. Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

«Из потока на пути будет пить» . "Пут ь» – деятельность; пить на пути от потока – подкрепляться в деятельности для достижения цели своего служения. Можно понимать и как указание на страдания Христа, потому что и Он Сам в Гефсиманском саду молился к Отцу: «аще возможно есть, да мимоидет от мене чаша сия» (), разумея под чашей предстоящие Ему страдания. – «Сего ради вознесет главу» (слав.) – или как естественное следствие подкрепления, когда силы прибывают и одерживается потому победа, или – как противоположение (при втором понимании): за то, что Он перенесет страдания, Господь "вознесет Его», даст Ему победу, возвысит над всем миром и народами. То и другое понимание данного места нашло точное осуществление в деятельности Мессии – Христа: Он неуклонно осуществлял Свое назначение, получая подкрепление от Отца (голос с неба: «прославил и еще прославлю» ) (), явление Ему при преображении Моисея и Илии, или Ангела в Гефсиманском саду; за свое униженное служение на земле и позорную смерть удостоен славы – сидения с Богом на престоле, распространения Его учения и впоследствии суда над всем миром.

«Сказал Господь Господу Моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»Пс.109:1. Кто враги Христа и Бога Отца? Это сатана, демонические начальства и власти, духи злобы поднебесные, смерть и все другие духовные существа, служащие сатане.
Библия нам открывает суть главного противоборства сатаны против Бога - желание властвовать над Божьим творением. С первых страниц Бытия мы видим, как, сотворив все сотворенное на земле, Бог желал управлять творением через Адама, находящегося в единстве с Творцом и в послушании Ему, что принесло бы умножающиеся благословения всему творению.
Но Адам через грех непослушания Богу утерял благоволение Бога и единство с Ним, попал под невидимое влияние сатаны, который через грех людей незримо по сей день управляет творением и всеми людьми, что и привело все сотворенное на земле к краю гибели.
Каким образом сатана выиграл ту битву в Эдемском саду, что позволило ему управлять на земле? Ему удалось склонить человека ко греху перед Богом. А грех отделил человека от Бога, Его жизни, Его благодати, т. к. святость Бога и грех в человеке несовместимы.
Иисус, залатив за грех людей,вернул человеку доступ к Богу. Искупив на кресте все небесное и земное, Сын Божий разрушил преграду между Творцом и Его творением, построенную грехом. Умерший и воскресший Христос вернул всем уверовавшим людям доступ в присутствие Бога, общение с Ним и возможность снова жить на земле под руководством Творца. Все это человек приобретает во Христе. Христос - второй Адам. Ему - Сыну Человеческому и Божьему снова дана власть на земле, а еще и на небе. К Человеку Христу, и к тем, кто в Нем, вернулось предназначение Божье управлять всем сотворенным, которое во всей полноте откроется в Тысячелетнем Царстве.
Смертью Своей победив сатану и все его силы, Иисус в прославленном Теле взошел на небо, воссел по правую руку Отца и пребывает там, доколе Отец не положит всех Его врагов в подножие ног Его. Он это делает в том числе и с помощью наших молитв.
Наши молитвы - это не просто выпрашивание чего-либо у Бога.Каждая наша молитва, в какой бы форме она не звучала, если она побуждаема Святым Духом, то это всегда - духовная битва Бога против сатаны и его духов. С помощью молитв Своих детей Бог Своим словом и Духом, если мы сами наполнены Духом Святым, поражает дьявола, освобождая от его плена людей -Божью собственность, изменяя обстоятельства, возвращая благословения.
Лк.11:21-23: « Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет все оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него. Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» Иисус - сильнейший, победивший сатану.Теперь идет процесс разделения всего награбленного сатаной, и мы участвуем в нем своей молитвой. Поэтому Бог заинтересован в наших молитвах и Он желает на них отвечать, ибо так утверждается и провозглашается победа Бога над сатаной. Так низлагаются враги Христа под ноги Его. Если мы это понимаем, то увеличивается наша вера в молитве.
В Еф.3:10 Павел пишет, что Бог желает сделать известной через Церковь демоническим начальствам и властям многоразличную премудрость Божью. Что именно Церковь должна продемонстрировать демоническому миру? Тот факт, что Христос победил сатану;что к Человеку в лице Христа и новому человечеству, людям, принявшим природу Христа по вере, вновь перешла власть на земле.Сатана и его духи должны увидеть, что через служение и молитвы святых исполняется воля Бога, а не дьявола на земле. Вознесение к Богу молитв во имя Христа и провозглашение имени Христа для освобождения людей, имени, которому обязаны подчениться все духи, показывают всему духовному миру, что Христос - Победитель и Господь над всеми!
Через уста верующих Бог желает провозгласить победу Христа в духовном мире.Только мы сами должны верить в это и помнить, что каждая наша молитва - это наше участие в поражении Божьего врага,наше участие в провозглашении победы Христа. Мы - глашатаи, которые объявляют всем духам в каждой конкретной ситуации, что Христос победил сатану. Проповедуя людям, мы по сути обращаемся к духу человека, провозглашая освобождение его от власти сатаны, греха и всей духовной тьмы, т. к. Христос « пленил плен». А духи сатаны в ответ на наши молитвы во имя Христа вынуждены оставлять своих жертв и свои позиции,так как Бог по молитвам Своих людей действует Своей силой, чтобы Его воля исполнялась на земле, как на небе.
Каждая наша молитва совершает два действия: с одной стороны она связывает действие демонических сил в жизни людей, провозглашая поражение сатаны и его позор, с другой стороны наша молитва открывает небесные окна в жизни людей, потому что Христос Своей жертвой открыл нам доступ к любви Отца и Его благословениям, слава Ему! Бог отвечает на наши молитвы, ибо так демонстрируется милосердная, добрая, человеколюбивая власть Бога над Его творением и полагается конец жестокой власти сатаны на земле.
Так враги Христа низлагаются под ноги Его.

Пророческий Псалом Давида, предсказание на воцарение Иисуса Христа.

109:1 Сказал Господь Господу моему:
О ком здесь? Кто кому говорит? Ясно, что один Господь говорит, другой слушает, а, значит, один от другого отличается.
Кто говорит? Тот, кто имеет полномочия, превышающие полномочия того Господа, который слушает. Почему? Потому, что в дальнейшем тексте говорящего - не просто сказка сказывается, а в форме приказа - требование говорящего Господа выдвигается:
Итак, говорящий – приказывающий Господь - это Бог Иегова. Слушающий Его - это Господь каждого человека, личный наш спаситель Иисус Христос. Потому и называет его Давид «моим Господом».
Что Он приказывает Иисусу?

седи одесную Меня,
Иегова приказывает Иисусу сидеть рядом, по правую Его руку. Правая рука Небесного Царя мироздания - весьма почётное место и «должность», это самое доверенное лицо Государя.
Как долго Иисус должен находиться в положении сидящего рядом с Иеговой?

доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
Положить врагов Христа в подножие его ног - выражение образное. В древности на Ближнем Востоке вожди-победители обыкновенно подчеркивали униженно подчиненное положение побежденных, попирая ногами их головы или шеи (Нав. 10,24-26).
То есть, до тех пор, пока враги Христовы не будут предоставлены в распоряжение Иисуса в униженном положении проигравших - до тех пор Иисус не сможет принять царственный жезл для правления над Землёй.

Кто - враги Христовы и когда они могут быть унижены пред Христом и отданы в его распоряжение?
Ясно, что дьявол - первейший враг, все богопротивники - также враги Христовы. Дьявол будет отдан в распоряжение Христа и унижен тогда, когда с точки зрения Иеговы придёт время его сбросить на землю и очистить небеса от главного клеветника – Откр.12:7,10.
Именно ДО этого времени Иисус сидит рядом с Иеговой как Его правая рука.
Но что же будет ПОСЛЕ этого?

109:2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона:
После этого Иегова планирует послать Иисусу Христу жезл царственной силы с Сиона, то есть, с момента сбрасывания дьявола на землю Иисус приступит к обязанностям Божьего царя и той роли для земли, которая отведена ему Иеговой.

Что означает передача царственного жезла (полномочий) - с Сиона?
На буквальной горе Сионе был построен Иерусалим - город великого Царя Иеговы – Мтф.5:35 , правительственная столица царей, сидящих на престоле Господнем (Иеговы), правящих над народом Иеговы -1Прлпмн. 29:23.
То есть, Иисусу Христу надлежит получить царственную силу для восседания на престоле Иеговы и царствовать над всем народом Его.
(После смерти Христа, со времени разрушения Иерусалима и храма Бог перестал жить в рукотворном храме на буквальном Сионе, поэтому жезл царственной власти Христу на момент начала его правления будет предоставлен с небесного Сиона - оттуда, где Иегова пребывает и куда вошел сам Иисус Христос - в истинное Святое-Святых на небесах Евр. 9:24)

господствуй среди врагов Твоих.
Как видим, Иисус не начнёт свою царственную эпоху с правления над землёй, очищенной от нечестивых. Ему придётся начать миссию Божьего царя - в непростых условиях: дьявол будет свирепствовать в пределах Земли и создавать ещё более тяжёлые условия для благочестивых и ищущих Бога.
Мало кто на земле сможет поверить в то, что Христос уже царствует в этот период, ибо процветать будут вовсе не Христовы, а живущие во зле. Благочестивые же будут попираемы -2 Тим.3:12,13, Откр. 11:2.
Но если вспомнить, что о тяжких условиях на земле, как о признаках приближения избавления от страданий - Христос предупреждал – Матф. 24, то всё становится на свои места: Христос начнёт царствовать на небесах среди врагов на земле и этим приблизит избавление человечества от века сего нечестивого.

109:3 В день силы Твоей народ Твой готов;
Интересно, что в момент, когда Бог даст царские полномочия Иисусу Христу - все Христовы (144000 его соправителей) будут наготове, чтобы сокрушить противников (тоже царскими жезлами)как сосуд горшечный (Откр.2:27). Это произойдёт при звучании 7й и последней трубы из Откровения (Откр.11:15; 1Фессал.4:16,17). При 7й трубе все Христовы поднимутся на небеса ко Христу и будут готовы исполнить поручение Царя Иеговы.

во благолепии святыни Этот народ подготовленный с точки зрения псалмопевца предстанет пред Христом во всей своей духовной красоте верующих (даже если кто-то будет считать иначе).
Потому-то и сможет Христос через них действовать

из чрева прежде денницы (рассвета) подобно росе рождение Твое .
Рождение Иисуса как царя произойдёт прежде рассвета на земле, во времена тёмные, невежественные станет он царём (как и роса появляется до рассвета).
Сначала Иисус станет царём, а после как следствие его царствования - и рассвет на землю придёт.

То есть, перед самой кончиной века сего нечестивого духовность человечества - не очень-то своей высотой прославится, и на фоне её Иисус начнёт царствовать.

109:4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека .
В Евр.7:3 речь идёт о Мелхиседеке, царе Салима и священнике Бога, о котором вообще ничего неизвестно: он - не из священнического колена, неизвестно ни где, ни когда родился, ни когда умер, поэтому он священник и царь Салима без начала и без окончания - завис, так сказать, в истории человечества как некий Мелхиседек-священник Всевышнего без какого-либо продолжения сведений о нём, вечный священник.

Ибо Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего … - во-первых, по знаменованию [имени] царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, 3 без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда .

Его подобие сыну Божьему не в том, что Мелхиседек - без начала и без родословной, а в том, что он (по причине неизвестных далее о нём сведений) - остаётся в истории священником навсегда , то есть, его знают только как священника Всевышнего

В отношении Христа сказано, что он священник ПО ЧИНУ Мелхиседека, но не потому, что без начала и без конца: его родословная как раз имеет начало и известно, когда он умер и воскрес.
ЧИН же Мелхиседека для Христа обозначает, во-первых, происхождение от несвященнического колена, во-вторых – СОВМЕЩЕНИЕ двух "должностей" - царя (правды и мира) и священника Бога", в ОДНОМ лице, чего в Израиле не было известно. У них эти функции - законодательной, судебной (священство) и исполнительной власти (цари) - были чётко разграничены.

Евр.7:11 Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека (НЕ из СВЯЩЕННИЧЕСКОГО КОЛЕНА, неизвестный для многих), а не по чину Аарона именоваться? (ИЗ священнического колена, официально признанный).

109:5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
Здесь - о ком речь? Кто Господь? Кто поразит царей?
Мы знаем, что одесную Иеговы сидит Иисус Христос. Значит, этот текст можно читать так:
Господь Иисус Христос одесную Тебя, Иегова. Он, Иисус Христос, в день гнева Своего поразит царей.
То есть, Иисусу в царственном периоде предстоит прежде всего «расквитаться» со всеми нечестивыми правителями Земли.
Этот момент описан также и в Откр.19:11,13,17, 18, где сообщается о битве Иисуса Христа со всеми врагами Бога (это произойдёт в Армагеддоне - Откр.16:14,16

109:6 совершит суд над народами, наполнит [землю] трупами, сокрушит голову (вождя) в земле обширной.
Великое поражение в Армагеддоне ожидает не только нечестивых царей, но и все нечестивые народы, живущими под правлением нечестивых царей. Глава над всеми нечестивыми народами будет сокрушён. Кто это? Судя по всему – имеется ввиду дьявол, духовный вдохновитель всех нечестивых царей и всех богопротивников в принципе. Если будет поражён командир «армии» нечестивых, то и сама «армия» потерпит поражение.

109:7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу. Иисус не останется один во время этой битвы: из источника живой воды будет пить, то есть, при поддержке Бога и при помощи силы Его Христос одержит победу, потому и вознесёт главу свою - возвеличится.

Псалом Давида.
1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.
3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.
4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.
5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;
6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.
7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

Перевод Аверинцева:

Псалом Давидов.

Слово Господа к Государю моему 38:

«Воссядь одесную Меня,

пока не повергну врагов Твоих

в подножие ног Твоих!»

Скипетр силы Твоей

от Сиона пошлет Господь:

владычествуй посреди врагов Твоих!

С Тобою власть в день силы Твоей

во свете святынь;

прежде денницы породил Я Тебя

из чрева Моего 39.

Поклялся Господь

и не возьмет слова назад:

«Ты - Священник вовек,

как был Мельхиседек встарь!»

Господь одесную Тебя,

в день гнева Своего

поразит Он царей,

свершит над народами суд,

многих насмерть поразит,

сокрушит главу пространной земли.

От потока в походе будет Он пить,

сего ради вознесет главу.

38 Постольку, поскольку этот псалом интерпретируется в полемике с книжниками Самим Христом (Матф. 22, 42-46) и особенно важен для христианской богословской и богослужебной традиции, все упомянутые выше вопросы выступают в отношении к нему с особой остротой, и это начинается с 1-го стиха. Традиционный перевод: «рече Господь Господеви моему», «сказал Господь Господу моему»; он вполне соответствует тексту Септуагинты, где оба раза употреблено существительное κ?ριος. Проблема, однако, в том, что это существительное (как и церк.-слав. господь) нормально может быть употреблено и в отношении к Богу, и в отношении к человеку, как русское «господин». В масоретском тексте первому κ?ριος соответствует непроизносимое Имя Божие?????? , но второму - нейтральное?????? адона?й («господин мой»), нормально относимое к человеку. Это возбранило нам перевести его словом «Господь», в русском обиходе совершенно однозначном. С другой стороны, очевидно, что речь идет не просто о «господине», но о сакральной, мессианской фигуре Царя; поэтому мы перевели его не словом «господин», но словом «Государь», не только предполагающим Царский сан, но несущем в себе особые смысловые потенции, заодно решившись - в соответствии с традиционным обиходом - писать это слово и относящиеся к нему местоимения с большой буквы.

39 Как известно, «денница», т. е. утренняя звезда, имеет в библейской (а затем и христианской) традиции сложную символику. - Вся фраза в целом переведена по версии Септуагинты - не только по мотивам верности традиции христианского прочтения, но прежде всего потому, что масоретский текст именно здесь представляет необычно много трудностей и возможностей различного понимания. Вот попытка перевода масоретского текста сообразно одной из возможных интерпретаций:

В день силы Твоей

народ Твой готов

во блистании святых риз;

от чрева зари

роса юности Твоей на Тебе.

Отвечаем на вопросы, заданные вами в официальной группе телеканала «Союз» в социальной сети «ВКонтакте».

Сегодня в программе мы поговорим о тайне богооткровения Спасителя, но прежде – о жизненном выборе каждого человека.

«Поясните слова из Евангелия от Луки: Когда ты идешь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу (Лк. 12, 58)».

В данном евангельском отрывке Господь говорит о приближающемся Царствии Божием, войти в которое возможно только имея определенные взаимоотношения с Богом. И для кого-то эти отношения проявляются через договор или завет, а для иных – через суд. И человек призывается сделать правильный выбор.

Аллегория, которую применяет Спаситель в данном случае, была понятна всякому жителю Палестины. Система кредитования ничем не отличалась по сути от современной. Не имеющий средств занимал у более зажиточного человека под определенный процент, обязуясь отдавать деньги по частям, в определенное время.

В случае, если должник не выплачивал сумму, кредитор приводил его в суд, который выносил обвинительное заключение и помещал провинившегося в долговую яму, пока его родственники не отдавали долг за него. Безусловно, сам должник из заключения никак не мог выплатить нужную сумму, а потому всякий разумный человек прежде суда стремился договориться с кредитором о приемлемых условиях погашения долга.

Жизнь человека в данной притче представлена как дорога. Наш жизненный путь всегда сопряжен с тратой Божественных дарований (таких как вера, любовь, милосердие, таланты, время), о которых с нас обязательно спросится в преддверии вхождения в вечность. Но зачем нам дожидаться суда Божия, где факты будут не в нашу пользу? Не проще ли прийти к соглашению с Богом? Начать жить по его завету, исполняя Его заповеди, становясь не должником, а другом? Именно к этому призывает нас Спаситель в данной притче.

«Объясните пожалуйста, слова из Евангелия от Матфея: сказал Господь Господу моему: среди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? (Мф. 22, 44–46)».

Для того чтобы подробнее поговорить о данных словах, нам стоит вспомнить их контекст:

41. Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:

42. что вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.

43. Говорит им: как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:

44. сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

45. Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?

46. И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.

(Мф. 22, 41 –46)

Эти слова Спасителя действительно сложны для понимания. Но первое, на что падает взор читателя – это благоговейный страх и удивление окружавших Господа людей, а это были книжники и фарисеи.

Мы неоднократно читали, что Господь запрещал Своим ученикам провозглашать Его Христом до тех пор, пока Он не наставил их в том, что представляет из себя подлинное Царство Мессии. Нужно было радикально изменить их представление о земном Христе.

Самым распространенным титулом Мессии был титул «Сын Давидов». За этим скрывалось ожидание, что однажды явится великий потомок из рода Давида, который уничтожит врагов Израиля и поведет иудеев к завоеванию всех народов. О Христе обычно думали в чисто националистическом, политическом, военном плане, в свете силы и славы. В прочитанных словах Евангелия – еще одна попытка Спасителя изменить это представление.

Он спросил фарисеев, чьим Сыном, по их мнению, должен быть Христос. Ответ был такой, какой Он и ожидал: «Сын Давидов». Потом Господь процитировал 109-й псалом: Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня (Пс. 109, 1).

Никто не отрицал, что данный псалом относиться ко Христу. «Сказал Господь Господу» – иными словами «сказал Бог Христу». И удивительно, что Давид уравнивает Бога и Христа, называя их одним словом – Господь. И если псалмопевец называет Христа Господом, и при этом Христос – Сын Давидов, возникает резонный вопрос: почему Давид называет своего сына своим Господом?

Из этого ясно вытекает, что Христа нельзя называть просто «Сын Давидов». Он не сын Давида; Он – Господь Давида. Мы не раз в Евангелии встречаем употребление этого титула по отношению к Господу Иисусу: И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! (Мф. 20, 30).

Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21, 8-9).

Но в этой беседе с фарисеями Спаситель как бы говорит: «Не достаточно называть Христа сыном Давида; не достаточно говорить о Нем как о потомке из рода Давида и как о земном победителе. Смотрите выше, потому что Христос – Господь Давида». О чем же конкретно говорил Господь этой цитатой из псалма пророка Давида?

Он мог под этим иметь в виду только одно: Его истинный титул – «Сын Божий». «Сын Давидов» – это неподходящее обозначение. И в таком случае о Христе надо говорить не как о победителе из рода Давида, а в терминах небесной и жертвенной любви. И здесь Господь дает величайшее и высочайшее откровение: Христос – не земной завоеватель, который повторит военные победы Давида, а Сын Божий, Который покажет всем любовь Божию на Кресте.

В тот день, конечно, лишь немногие поняли, что этим хотел сказать Спаситель. Но когда Господь произнес эти слова, даже самые черствые почувствовали дрожь в присутствии вечной тайны. В них возникло благоговейное чувство, что они услышали голос Божий и на момент увидели лицо Самого Бога в Иисусе Христе. Нам с вами, дорогие братья и сестры, дана прекрасная возможность ежедневно открывать для себя Божественную любовь и славу нашего Спасителя, лицом к лицу лицезрея Самого Богочеловека со страниц книг Священного Писания. Помогай нам в этом Господь.

Иеромонах Пимен (Шевченко)