Единый социальный налог процент. Что это такое есн в бухгалтерии - проводка, начисление на зарплату

Предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь, взимаемый в соответствии с главой 24 НК (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2001 г. № 198 ФЗ). Налогоплательщиками налога признаются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам (работодатели):

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты. Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он исчисляет и уплачивает налог по каждому основанию (ст. 235 НК). Объектом налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам. Объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско- правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско- правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества или имущественных прав (п. 1 ст. 236 НК). Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» (п. 2 ст. 236 НК). Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

а) у налогоплательщиков организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

б) у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде (п. 3 ст. 236 НК). Налоговая база организаций и индивидуальных предпринимателей определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, и сумм налоговых льгот по ЕСН), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей). Налоговая база физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, определяется как сумма выплат и вознаграждений за налоговый период в пользу физических лиц (п. 1 ст. 237 НК).

Налогоплательщики работодатели определяют налоговую базу отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом (п. 2 ст. 237 НК). Налоговая база индивидуальных предпринимателей, адвокатов определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской деятельности либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль организаций. Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, определяется как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1 (п. 2 ст. 237 НК). При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (п. 4 ст. 237 НК).

Сумма вознаграждения, учитываемая при определении налоговой базы в части, касающейся авторского договора, определяется в соответствии с нормами НК по определению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц (ст. 210 и п. 3 части первой ст. 221 НК). Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (ст. 240 НК). Для налогоплательщиков работодателей за исключением выступающих в качестве работодателей налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов В случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу налогоплательщиками работодателями накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно , деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 рублей, налог уплачивается по максимальной ставке, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое . Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога. При расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника у налогоплательщиков с численностью работников свыше 30 человек не учитываются выплаты в пользу 10% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а у налогоплательщиков с численностью работников до 30 человек (включительно) - выплаты в пользу 30% работников, имеющих наибольшие по размеру доходы. При расчете налоговой базы в среднем на одного работника учитывается средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом РФ по статистике. При определении указанных условий принимается средняя численность работников, учитываемых при расчете суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет (п. 2 ст. 241 НК). Дата осуществления выплат и иных вознаграждений или получения доходов определяется как:

День начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты) - для выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками работодателями;

День выплаты вознаграждения физическому лицу, в пользу которого осуществляются выплаты, - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями;

День фактического получения соответствующего дохода - для доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, а также связанных с этой деятельностью иных доходов (ст. 242 НК). В НК установлены:

а) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками работодателями (ст. 243 НК);

б) порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, не являющимися работодателями (ст. 244 НК);

в) особенности исчисления и уплаты налога отдельными категориями налогоплательщиков (ст. 245 НК);

г) перечень федеральных ведомств, учреждений и организаций РФ, освобождаемых от уплаты налога (п. 2-4 ст. 245 НК). Индивидуальные предприниматели, адвокаты не исчисляют и не уплачивают налог в части суммы налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ.

Энциклопедия российского и международного налогообложения. - М.: Юристъ . А. В. Толкушкин . 2003 .

Смотреть что такое "ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ" в других словарях:

    Единый социальный налог - Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. Словарь бизнес… … Словарь бизнес-терминов

    единый социальный налог - Налог, объединяющий отчисления в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования. Введен 1 января 2001 г. [ОАО РАО "ЕЭС России" СТО 17330282.27.010.001 2008] Тематики экономика EN social tax … Справочник технического переводчика

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды … Энциклопедия права

    Единый социальный налог - Страховые взносы на обязательное страхование 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2009 2010 ИП ООО … Бухгалтерская энциклопедия

    Единый социальный налог - Эта статья о налоге, отменённом с 1 января 2010 года. О системе социального страхования см. статью Обязательное социальное страхование в России. Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на… … Википедия

    ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ - (ВЗНОС) объединяет с 1 янв. 2001 отчисления в государственные внебюджетные фонды социального назначения (см. Налоги социальные). Установлен (гл. 24 НК РФ) единый подход к определению плательщиков, налоговой базы и сроков уплаты. С введением Е.с.н … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Единый социальный налог - (англ single social tax) в РФ налог (взнос), зачисляемый в гос ные внебюджетные фонды Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ и предназначенный для мобилизации средств для реализации… … Большой юридический словарь

    Единый социальный налог - 1. Налог федеральный. Регулируется главой 24 НК РФ. Льготы предусмотрены ст. 238 НК РФ. Региональные и местные органы власти льготы не устанавливают. Налоговая база исчисляется исходя из суммы выплачиваемых работникам доходов. 2.… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Единый социальный налог - целевой федеральный налог, уплачиваемый организациями и физическими лицами, зачисляемый в федеральный бюджет и два государственных внебюджетных фонда (Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ) и… … Большой юридический словарь

Единым социальным налогом (сокращенно ЕСН ) до 2010 года называлась выплата от фонда заработной платы , при этом сумма отчислений дробилась на несколько частей для последующего зачисления в различные фонды. ЕСН в 2009-2010 годах был упразднен, хотя фактически он был просто разделен, и вместо него появились самостоятельные графы обязательных выплат: ФСС , ФОМС , ПФ.

Значение единого социального налога

По сути своей, единый социальный налог – это четверть вашей зарплаты, которую работодатель перечисляет в различные фонды для обеспечения государственных гарантий на бесплатную медицину, социальную защиту и формирование пенсионных накоплений.

Все налогоплательщики данного налога признаются, что теперь, с дроблением выплат, стало сложнее и тяжелее, увеличилась нагрузка на бухгалтерию и происходит снижение зарплаты.

Кто должен платить единый социальный налог?

Плательщиком единого налога всегда является работодатель, а в случаях, когда предприниматель работает сам на себя, то платежи он осуществляет и на себя тоже, но от имени организации (официального ее названия и реквизитов). Плательщиком ЕСН не может быть физическое лицо, а исключение распространяется только на работников правовой отрасли – нотариусов и адвокатов.

Что является объектом обложения?

Объектом обложения ЕСН являются деньги, которые работник получил за выполненную работу или ее часть, при этом был составлен трудовой договор или соглашение на авторство по интеллектуальной собственности.

В общем понятии — это либо ваша официальная заработная плата, либо вознаграждения. Под вознаграждениями подразумеваются:

  • премии;
  • отпускные.

Как рассчитать размер единого социального налога в 2018

Размер начислений по расчетом ЕСН составлял 26% фонда заработной платы, а теперь та же сумма разбрасывается по отдельным графам в зависимости от суммы доходов и категории работающих граждан.

Например, инвалиды не платят ЕСН.

По действующему законодательству дробление ЕСН выглядит следующим образом:

  • отчисления в пенсионный фонд – 14%;
  • выплаты по соцстраху – 2,9%;
  • медицинское страхование – 1,1%;
  • к прочим выплатам отнесем ТФОМС – 2% и ФБ – 6%.

Для предпринимателей

Предприниматель, как и любой другой работодатель, обязан оплачивать ЕСН (или его современные аналоги) в полном объеме за всех официально устроенных сотрудников, кроме случаев, когда используется труд инвалидов и детей в неполный рабочий день (в пределах законности), а также лиц, имеющих льготы по данному сбору.

Для индивидуальных предпринимателей

Для индивидуальных предпринимателей, если у них есть нанятые официально работники, схема выглядит точно также, как и для остальных работодателей. Если же человек работает сам на себя, то от лица своей организации он вносит платежи на собственное имя. платежи вносятся с той суммы заработной платы, которую сам себе установит.

Единый социальный налог начал применяться с 01.01.2001 года.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Главной целью его создателей было объединение в ЕСН всех основных социальных внебюджетных фондов, к которым относятся:

  1. Пенсионный фонд.
  2. Фонд обязательного медицинского страхования.
  3. Фонд социального страхования.

Не смотря на то, что правительством Российской Федерации было принято решение об отмене данного налога с 01.01.2010г., в настоящее время нашлись веские аргументы для его возврата.

Главными причинами возврата в 2019 году к данному налоговому режиму являются:

  • большое количество регулярных отчётов, которые необходимо подавать в разные инстанции;
  • большая нагрузка на бухгалтеров, которые вынуждены отдельно вести учёт по каждому из существующих социальных фондов и т. д.
  • Законные основания в РФ

    На территории Российской Федерации применение налогового режима ЕСН регламентируется гл. 24 Налогового кодекса. Единый социальный взнос является прямым и регулярным налогом.

    Его должны начислять и платить все представители малого и среднего бизнеса, которые задействуют труд наёмных работников, либо выплачивают гражданам различные вознаграждения.

    ЕСН заменил многие страховые взносы, которые российские компании, а также индивидуальные предприниматели перечисляли в различные государственные фонды (внебюджетные).

    Сколько процентов в 2019 году

    Правительством Российской Федерации принято решение не только вернуть режим единый социальный налог.

    В соответствии с российским законодательством в 2019 году будут увеличен размер ЕСН в 2019 году в бюджетных учреждениях, а также коммерческих организациях.

    Видео: тарифы страховых взносов

    В настоящее время запланированы следующие изменения:

    1. Для всех российских налогоплательщиков поднять ставку с 30 % до 34 %.
    2. Для льготных категорий увеличить процентную ставку с 20 % до 26 %.

    Такое повышение не слишком обрадовало представителей малого и среднего бизнеса.

    Многие аналитики предполагают, что уже с 2019 года будет увеличено количество компаний и индивидуальных предпринимателей, применяющих теневые схемы при расчёте со своими наёмными работниками.

    Также ожидается резкое сокращение количества штатных единиц на многих предприятиях. Многие руководители будут использовать труд работников без их документального оформления.

    ПФР

    Единый социальный налог включает в себя ставку Пенсионного фонда Российской Федерации, составляющую 22 %.

    Для ИП

    Для исчисления ЕСН индивидуальным предпринимателям в первую очередь необходимо определить налоговую базу.

    Для этого следует суммировать все полученные доходы в отчётном периоде:

    • доходы, полученные при реализации продукции;
    • доходы, полученные при оказании услуг, выполнении работ и т. д.

    Из общей суммы доходов необходимо отнять документально подтверждённые расходы, понесённые в этом же периоде.

    Для индивидуальных предпринимателей также установлен фиксированный платёж по налогу ЕСН на 2019 год.

    Как рассчитать (формула)


    ОЗП – основанная заработная плата сотруднику;
    ДВ – дополнительные выплаты;

    Для того чтобы индивидуальным предпринимателям и самозанятым гражданам рассчитать единый социальный налог необходимо будет задействовать следующую формулу:

    где ЕСН – единый социальный налог, подлежащий уплате;
    ОЗП – основной доход, полученный в отчётном периоде;
    ДД – дополнительный доход;
    Р – расходы понесённые в отчётном периоде и подтверждённые документально;
    ПСН – процентная ставка налога.

    Для исчисления данного налога может пригодиться таблица, ставки ЕСН 2019 в которой указаны в соответствии с принятыми правительством РФ изменениями.

    Если доход будет выше 624 000,00 рублей, то при исчислении ЕСН нужно будет доплатить 10 % с суммы превышения.

    Пример 1

    В коммерческой компании трудятся 10 сотрудников, которым установлены различные должностные оклады.

    Для исчисления ЕСН (за месяц) необходимо определить налоговую базу по каждому сотруднику:
    Директор – 25 000,00
    Бухгалтер – 18 000,00
    Водитель – 12 000,00
    Кладовщик – 11 000,00
    Продавец – 10 000,00
    Продавец – 10 000,00
    Продавец – 10 000,00
    Продавец – 10 000,00
    Грузчик – 8 000,00
    Уборщица – 6 000,00

    Директор – 25 000,00 х 34% = 8 500,00
    Бухгалтер – 18 000,00 х 34% = 6 120,00
    Водитель – 12 000,00 х 34% = 4 080,00
    Кладовщик – 11 000,00 х 34% = 3 740,00

    Продавец – 10 000,00 х 34% = 3 400,00
    Продавец – 10 000,00 х 34% = 3 400,00
    Продавец – 10 000,00 х 34% = 3 400,00
    Грузчик – 8 000,00 х 34% = 2 720,00
    Уборщица – 6 000,00 х 34% = 2 040,00

    Всего коммерческая организация должна перечислить ЕСН в сумме 40 800,00 рублей.

    Пример 2

    В 2019 году индивидуальные предприниматели, применяющие фиксированную ставку, должны исчислить и уплатить ЕСН в 2 этапа:

    1. Все индивидуальные предприниматели, выбравшие любой налоговый режим, должны перечислить взносы по ЕСВ в фиксированной сумме — 20 727,53 рублей.
    2. В том случае, когда совокупный доход индивидуального предпринимателя составил более 300 000,00 рублей, ему придётся дополнительно перечислить 10 % с суммы превышения.

    Например, если доход ИП будет 827 000,00 рублей, то ему придётся помимо 20 727,53 руб. доплатить 52 700,00 руб. ((827 000,00 – 300 000,00) * 10%).

    Пример 3

    Индивидуальный предприниматель, пользующийся льготами, получил доход от реализации в сумме 1 500 000,00 рублей. В отчётном периоде он понёс расходов на сумму 1 214 000,00 рублей.

    Для исчисления ЕСН ему следует воспользоваться формулой ЕСН = (ОД + ДД) — Р) х ПСН:

    ЕСН = (1 500 000,00 – 1 214 000,00) х 26%
    ЕСН = 286 000,00 х 26%
    ЕСН = 74 360,00 рублей.

    Какие процентные ставки предусматривают на 2019 год?

    В 2019 году представителям среднего и малого бизнеса следует ожидать изменений в Федеральном российском законодательстве.

    Новшества коснуться и порядка исчисления единого социального налога. Все категории налогоплательщиков должны будут уплачивать ЕСН по единой процентной ставке, составляющей 34 %.

    В данный налог будут включаться начисления по следующим социальным фондам:

    • пенсионный фонд РФ – 26 %;
    • фонд Социального страхования – 2,9 %;
    • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 2,1 %;
    • территориальный фонд обязательного медицинского страхования – 2,0 %.

    Видео: пониженные тарифы страховых взносов при УСН

    В 2019 году представители среднего и малого бизнеса должны задействовать новый налоговый режим ЕСН. Данный социальный налог, несмотря на увеличенную процентную ставку, обладает массой преимуществ.

    Каждый месяц работодатель обязан перечислять за каждого своего работника страховые взносы. Они платятся помимо ежемесячной зарплаты и за счет работодателя. В этом они отличаются от НДФЛ 13%, которые работник ежемесячно уплачивает из своего кармана, а работодатель выступает лишь в качестве налогового агента и переводит эти деньги в бюджет.

    Ранее работодатель уплачивал взносы единым платежом на ЕСН, который мобилизировал средства граждан на их будущее пенсионное обеспечение, социальное страхование и медицинскую помощь. Налоговая ставка составляла 26%. После отмены ЕСН, страховые взносы стали оплачиваться отдельно в ПФР, ФСС и ФФОМС. Но от этого суть отчислений не поменялась. С 2011 г. совокупный размер отчислений увеличился до 34% за счет роста пенсионных взносов. Это привело к росту серых выплат и снижению собираемости налогов, тогда было принято решение о снижении страховых взносов. В 2013-2014 гг. их размер составил 30% от размера официальной зарплаты работника.

    Распределение страховых взносов

    Страховые взносы распределяются следующим образом. В Пенсионный фонд идет 22% от зарплаты работника, эти деньги учитываются на личном пенсионном счету граждан и в дальнейшем служат базой для формирования их будущей пенсии. Ранее эти средства распределялись на накопительную и страховую части пенсии, но теперь все выплаты зачисляются на страховую часть. Для сохранения накопительной части работник должен перевести свои накопления в Негосударственный пенсионный фонд.

    На медицинское страхование работников перечисляется 5.1% (в ФФОМС). Еще 2.9% уходит на социальное страхование в ФСС. Этот фонд, в частности, отвечает за страховые выплаты при временной нетрудоспособности и в отпуске. Такие тарифы действуют до достижения работником годового уровня дохода в 624 тыс.р. Когда эта сумма будет достигнута, работодатель платит 10% в ПФР, а остальные выплаты достигают 0%.

    Некоторые работодатели обладают льготами при уплате страховых взносов. Они выплачивают зарплатные налоги в ПФР со ставкой 20%, а в ФФОМС не платят. Это, например, аптеки на ЕНВД, компании и ИП на УСН, занимающиеся строительством, производством пищевых продуктов, швейным производством и пр.

    При этом неважно, работает ли сотрудник по трудовому договору, либо выполняет работы в рамках гражданско-правового или авторского договора. Все взносы в ПФР и ФФОМС перечисляются в полном размере. Единственное, что работодатель в этом случае не обязан осуществлять платежи в ФСС (но, тем не менее, может это делать).

    Не имеет значение и форма собственности работодателя. И ИП, и ООО, и ОАО платят зарплатные налоги в установленном порядке.

    Расчет страховых взносов

    Например, официальная зарплата работника составляет 25 000 р. Каждый месяц (до 15 числа следующего за выплатами) работодатель должен перечислить 22% в ПФР (25000*0,22) или 5500 р., 5.1% в ФФОМС (25000*0,051) или 1275 р. и 2.9% в ФСС (25000*0,029) или 725 р.

    Получается, стоимость ежемесячного содержания каждого сотрудника работодателю обходится дороже на 30%, чем его зарплата.

    • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
      • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
      • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
      • Функции налогов
      • Принципы налогообложения
        • Юридические и организационные принципы налогообложения
      • Классификация налогов
      • Обязательные и факультативные элементы налога
      • Сущность и классификация налоговых льгот
    • Налоговая система и налоговая политика государства
      • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
      • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
      • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
    • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
      • Понятие и сущность налогового администрирования
        • Функции налогового администрирования
      • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
        • Функции налоговых органов
      • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
      • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
      • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
    • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
      • Формы налогового контроля
      • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
      • Организация камеральных налоговых проверок
      • Организация выездных налоговых проверок
        • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
        • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
      • Взыскание недоимок по налогам и сборам
    • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
      • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
      • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
        • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
      • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
      • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
    • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
      • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
      • Ответственность за нарушения налогового законодательства
      • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
        • Административная ответственность в сфере налогообложения
      • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
    • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
      • Виды налогов и сборов современной России
      • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
    • Федеральные налоги и сборы
      • Налог на добавленную стоимость
        • Плательщики НДС
        • Объект налогообложения НДС
        • Операции, не подлежащие обложению НДС
        • Налоговая база по НДС
        • Налоговые агенты по НДС
        • Налоговые ставки по НДС
        • Порядок исчисления НДС
      • Акцизы
      • Налог на доходы физических лиц
        • Доходы, не подлежащие налогообложению
        • Налоговые вычеты
        • Налоговые ставки
        • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
      • Единый социальный налог
      • Налог на прибыль организаций
      • Налог на добычу полезных ископаемых
        • Налоговая база по НДПИ
      • Водный налог
      • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
      • Государственная пошлина
        • Порядок и сроки уплаты госпошлины
    • Региональные налоги
      • Транспортный налог
      • Налог на игорный бизнес
      • Налог на имущество организаций
    • Местные налоги
      • Земельный налог
        • Порядок исчисления земельного налога
      • Налог на имущество физических лиц
    • Специальные налоговые режимы
      • Упрощенная система налогообложения
        • Объекты налогообложения при УСН
        • Налоговый период при УСН
        • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
      • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
        • Налогоплательщики ЕНВД
      • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
        • Объектом налогообложения по ЕСХН
      • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
        • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
    • Обязательные страховые взносы
      • Концептуальные основы обязательного социального страхования
      • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
      • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
    • Налоговое право зарубежных стран
      • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
      • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
      • Система источников налогового права зарубежных стран
      • Принципы налогового права зарубежных стран
      • Практика местного налогообложения за рубежом
      • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

    Единый социальный налог

    Единый социальный налог (ЕСН) - это прямой федеральный налог, установленный главой 24 НК. Он введен с 1 января 2001 г. и действует до 1 января 2010 г. ЕСН заменил собой применяемые ранее отдельные отчисления в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и федеральный и региональные Фонды обязательного медицинского страхования. При этом данная новация не отменила целевого назначения налога, средства от его сбора по-прежнему поступают в указанные выше фонды. Основное предназначение ЕСН - обеспечение аккумуляции финансовых ресурсов для реализации прав граждан РФ на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь.

    С введением ЕСН функции администрирования нового налога были переданы налоговым органам.

    Для всех налогоплательщиков был установлен единый порядок исчисления налоговой базы по платежам в социальные фонды, что значительно облегчило техническое исчисление налога, упростило налоговый контроль за его исчислением и уплатой.

    Основные элементы ЕСН представлены на рисунке.

    Определение плательщиков ЕСН имеет важное значение, так как ставки данного налога зависят от того, к какой категории они относятся.

    1. организации;
    2. физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но производящие выплаты другим физическим лицам.
    1. индивидуальные предприниматели;
    2. адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

    На практике нередки случаи, когда один и тот же налогоплательщик одновременно может относиться к обеим категориям. В этом случае он является налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

    При исчислении ЕСН объект налогообложения зависит от того, к какой категории принадлежат налогоплательщики.

    Для налогоплательщиков-работодателей объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиком в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (кроме вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам), а также по авторским договорам.

    Для налогоплательщиков-предпринимателей объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

    Все перечисленные выше выплаты не признаются объектом налогообложения, если:

    • у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;
    • у налогоплательщиков-предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по НДФЛ в текущем отчетном (налоговом) периоде.

    Налоговая база определяется исходя из стоимостной оценки установленного НК объекта налогообложения.

    Для налогоплательщиков-работодателей она определяется как сумма выплат, являющихся объектом обложения, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты, начисленные работодателями в пользу работников независимо от их формы выплат, за исключением выплат, не признаваемых объектом налогообложения, и не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 238 НК.

    В отличие от ранее существовавшего порядка отчислений во внебюджетные фонды налогоплательщики-работодатели при исчислении ЕСН должны теперь определять налоговую базу отдельно по каждому работнику в течение всего налогового периода с его начала и по истечении каждого месяца нарастающим итогом. При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей.

    Налоговая база налогоплательщиков-предпринимателей определяется как сумма доходов, являющихся объектом обложения, которые получены за налоговый период как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской или другой профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль в главе 25 НК.

    Существует ряд выплат, которые не подлежат налогообложению ЕСН в соответствии со ст. 238 НК. В частности, к ним относятся государственные пособия, некоторые компенсационные выплаты, суммы единовременной материальной помощи и др. Полный перечень таких выплат с небольшими изменениями продублирован в Федеральном законе о страховых взносах на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые будут применяться вместо ЕСН с 1 января 2010 г. (см. главу 12 учебника).

    По ЕСН установлены налоговые льготы. Так, от уплаты налога освобождаются доходы, суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающие в течение налогового периода 100 тыс. руб. в пользу лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, а также выплаты любым физическим лицам в тех же пределах, производимые общественными организациями инвалидов и организациями, использующими труд инвалидов (ст. 239 НК).

    Налоговый период в соответствии со ст. 240 НК - календарный год. Отчетные периоды - первый квартал, полугодие и девять месяцев.

    Налоговые ставки по ЕСН в соответствии со ст. 241 НК дифференцированы по категориям налогоплательщиков (налогоплательщики-работодатели; сельскохозяйственные товаропроизводители; налогоплательщики, осуществляющие деятельность в области информационных технологий; ИП; адвокаты; нотариусы). Следует отметить, что для всех категорий налогоплательщиков ставки носят регрессивный характер, т.е. с увеличением налоговой базы размер ставки уменьшается. Наиболее распространенная шкала ставок ЕСН для налогоплательщиков-работодателей представлена в таблице.

    Порядок исчисления ЕСН регулируется в ст. 243-245 НК. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд. При этом она определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.

    Налогоплательщики-работодатели уменьшают:

    • сумму налога, подлежащую оплате в фонд социального страхования, на сумму самостоятельно произведенных расходов, на предусмотренные законодательством РФ цели государственного социального страхования;
    • сумму налога, (авансового платежа), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму исчисленных за этот же период страховых взносов (авансовых платежей) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных из законодательно установленных тарифов страховых взносов.

    Налогоплательщики, получающие собственные доходы, не исчисляют и не уплачивают налог в части сумм, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ, соответственно и не производят такое уменьшение сумм налога.

    Порядок и сроки уплаты ЕСН налогоплательщиками-работодателями определяется следующим образом (ст. 243 НК) .

    1 В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики исчисляют ежемесячные авансовые платежи по налогу и уплачивают их не позднее 15-го числа следующего месяца.

    2 По итогам отчетного периода (три, шесть и девять месяцев) не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, налогоплательщики исчисляют и уплачивают разницу между суммами исчисленного и уплаченного ЕСН (авансовых платежей), представляют расчет в налоговый орган.

    3 По итогам налогового периода (года) налогоплательщики представляют налоговую декларацию не позднее 30 марта года, следующего за истекшим.