версия для слабовидящих
обычная версия

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

об отделении

В отделении оказываются социальные услуги детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья (не признанным инвалидами в установленном порядке), имеющим следующие нарушения в развитии: расстройства аутистического спектра, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержка и комплексные нарушения развития, а также речи (заикание, ЗРР), расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения (гиперактивность, неврозы), нарушения навыков общения и самообслуживания, отсутствие способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении.
положение об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья (PDF 588,3 Кбайт)
распорядок дня группы дневного пребывания (PDF 39,4 Кбайт)
распорядок дня группы «поточной системы» реабилитации (PDF 37,2 Кбайт)

заведующая отделением

Ковалевская Наталья Анатольевна

время работы отделения

с понедельника по пятницу с 8:00 до 19:00
по субботам с 8:00 до 16:00

плановая мощность отделения

50 несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет

месяц группа ежедневная плановая мощность (человек) фактическая наполняемость (человек)
сентябрь 2018 дневного пребывания 15 24
сентябрь 2018 «поточной системы» реабилитации 35 99
октября 2018 дневного пребывания 15 35
октябрь 2018 «поточной системы» реабилитации 19 72
ноябрь 2018 дневного пребывания 15 20
ноябрь 2018 «поточной системы» реабилитации 35 79
декабрь 2018 дневного пребывания 15 20
декабрь 2018 «поточной системы» реабилитации 35 100
январь 2019 дневного пребывания 15 18
январь 2019 «поточной системы» реабилитации 35 78
февраль 2019 дневного пребывания 15 17
февраль 2019 «поточной системы» реабилитации 35 78
март 2019 дневного пребывания 15 35
март 2019 «поточной системы» реабилитации 17 79
апрель 2019 дневного пребывания 15 20
апрель 2019 «поточной системы» реабилитации 35 82
май 2019 дневного пребывания 15 20
май 2019 «поточной системы» реабилитации 35 76
июнь 2019 дневного пребывания 15 16
июнь 2019 «поточной системы» реабилитации 35 75
июль 2019 дневного пребывания 15 13
июль 2019 «поточной системы» реабилитации 35 78
август 2019 дневного пребывания 15 13
август 2019 «поточной системы» реабилитации 35 79

специалисты, оказывающие реабилитационные услуги в отделении

дефектолог
логопед
психолог
педагог дополнительного образования
инструктор по адаптивной физической культуре
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
специалист по работе с семьей

расписание занятий выходного дня

Дата и время Название занятий и формы работы Направление работы Специалисты
3, 10, 17, 24, 31 августа 09.00-12.00
Кинезотерапия
Индивидуальные и групповые занятия.
• обучение правильному дыханию;
• улучшение координации движений;
• подготовка к движению спазмированных мышц;
• формирование правильного стереотипа движений и др.
инструктор по физической культуре:
Орлов Андрей Владимирович
24 августа
09.00-15.00
Логопедическая группа «Речевичок»
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
• коррекция звукопроизношений;
• формирование грамотной, выразительной речи;
• развитие навыков общения;
• артикуляционная гимнастика и др.
логопеды:
Шушпанова Дарья Игоревна,
Шевырина Татьяна Евгеньевна

3, 10, 31 августа 09.00-15.00

Группа развития «Познавайка»
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
•  развитие речи и коммуникативной деятельности детей;
• формирование представлений об окружающем мире;
• развитие мелкой моторики;
• конструирование.
дефектологи:
Рассказова Елена Александровна,
Дедяева Ольга Александровна
17 августа 9.00-17.00
Студия «Страна волшебных красок»
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
• развитие речи, логики, внимания, памяти, эмоциональной сферы. психолог:
Мирон Татьяна Викторовна
17 августа 9:00-17:00
Коммуникативная группа «Я и люди
вокруг меня»
Индивидуальные, подгрупповые и
групповые занятия.
• формирование
представлений о структуре
своего тела;
• понимание эмоций и
причин эмоций;
• социальное окружение
(семья, друзья, знакомые,
незнакомые люди);
• развитие навыков
коммуникации и
взаимодействия.
психолог:
Синицына Анастасия Владимировна
 3, 10, 17, 24 августа 9:00-16:00
Творческая студия «Волшебная страна»
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
• занятия в студии песочной
анимации;
• ручной труд;
• логоритмика.
педагог дополнительного образования:
Беринова Оксана Ивановна
31 августа
9:00-17:00
Творческая мастерская «Фантазия»
Индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия.
• творческие занятия изобразительной деятельностью;
• декоративно-прикладное искусство;
• декупаж;
• аппликация;
• лепка.
специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Латченкова Елена Петровна

Расписание занятий по дополнительной общеразвивающей программе подготовки детей с ОВЗ к школьному обучению «Познавайки»

Модуль 1.
Группа детей 5-6 лет «Смешарики»
вторник 17:00-18:30
четверг 17:00-18:30
учитель-дефектолог: Дедяева О. В.
логопед: Шевырина Т. Е.

Модуль 2.
Группа детей 6-7 лет «Всезнайки»
вторник 17:00-18:30
четверг 17:00-18:30
учитель-дефектолог: Рассказова Е. А.
логопед: Шушпанова Д. И.

Направления, методы и формы работы с детьми в отделении

Сказкотерапия

Используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть группа детей. Основные задачи сказкотерапии: коррекция эмоционально – личностной сферы, развитие коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия, развитие творческих способностей.

Игротерапия

Занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра — это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Сюжетно-ролевые игры способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Основной задачей игр-драматизаций также является коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Сандтерапия

Занятия проводятся с применением песка и воды. Работа направлена на коррекцию эмоционально – личностной сферы, а также на развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации.

Психогимнастика

Включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.

Арт-терапия

Данная форма работы основана на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности. Каракули представляют собой исходную стадию детского рисунка и показывают как возрастную динамику развития рисунка, так и индивидуально личностные особенности.

Фольклор

Современные исследователи фольклора подчеркивают его глубокий социально-педагогический потенциал. С помощью него можно регулировать:
• индивидуальное поведение, соотносить его с групповым и коллективным поведением;
• успешно адаптировать ребёнка с ОВЗ в социокультурном пространстве через принятие нравственно-ценностных норм;
• снимать социальную напряжённость и противоречия путём моделирования и изживания конфликта в игровых формах;
• активизировать эмоциональную сферу посредством возбуждения, подражания и заражения;
• достигать психологического равновесия с помощью ощущения раскрепощённости, способности смеяться над собой, подъёма и внутреннего преображения на общем празднике.

Посещение сенсорной комнаты

Сеансы направлены на:
• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
• активацию различных функций ЦНС за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
• стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, слух, осязание и т.д.);
• развитие двигательных функций;
• создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других коррекционно – развивающих занятий.

Логоритмика

Это мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и педагога дополнительного образования по коррекции различных нарушений речи у детей с ОВЗ. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Логоритмические занятия помогают:
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• развивать зрительное и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• учить различать темпы мелодий, различать чувство ритма, петь соответственно со звучанием музыки;
• развивать физиологическое дыхание, артикуляционный аппарат, мимику;
• развивать силу голоса и выразительность речи и пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• формировать правильную артикуляцию звуков;
• развивать творчество и инициативу.

Методы и формы работы специалистов с родителями

Консультирование

Дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для нас.

Дни открытых дверей

Родители посещают СРЦН вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары и практикумы, круглые столы

Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников

Родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать в мероприятии совместно с ребенком (мама рядом).

Программы, используемые в работе специалистами отделения

Методика «Социальные истории»
Программа, направленная на формирование социальных отношений у детей с ментальными нарушениями в развитии.

Программа занятий «Буквограмма»
Нейропсихологическая методика, направленная на развитие фонематического слуха и профилактику дизграфии.

Методическое пособие «Прикладной анализ поведения при работе с детьми
с аутизмом и другими расстройствами развития»

Программа «Мозартика как развивающая игровая технология в коррекции эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ»

Программа «Познавайка»
Иинновационная программа подготовки к школьному обучению детей с нарушениями в развитии.

Инклюзивный проект «Мир вокруг нас. Моя малая Родина»

Инклюзивный проект «Национальные праздники русского народа. Воспитание детей на традициях русской культуры»

Программа «Обучение детей с синдромом детского аутизма пониманию другого человека»
Авторы: П. Хоулин, С. Барон — Коэн, Дж. Хадвин
Цель — формирование понимания эмоций и причин эмоций, социально приемлемых форм поведения.

Программа «Научите меня говорить: Практическое руководство для индивидуальных занятий с детьми с аутизмом, синдромом Аспергера и отстающих в развитии детей»
Авторы: Сабрина Фримен, Лорелей Дейк.
Цель — развитие речи, коммуникативных навыков и навыков социального взаимодействия.

Методика Марии Монтессори
Цель — развитие когнитивной сферы, мелкой моторики, зрительно – моторной координации, сенсорных эталонов, формирование учебных навыков. Благодаря индивидуальному подходу педагога к каждому ребёнку, он постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Программа «Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей»
Авторы: Э. Шоплер, М. Ланзинд, Л. Ватерс.
Цель — развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, сенсорных эталонов, познавательной сферы, речи, навыков самообслуживания, коммуникативных навыков.

Программа «Модификация поведения аутичных и отстающих в развитии детей»
Автор: К. Морис.
Цель – формирование социально приемлемых паттернов поведения.

«Адаптированная логопедическая программа для детей с нарушениями речи»
Авторы: Комарова Т.С., Васильева М.А., Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.Б.
Цель – обеспечение гармоничного развития личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей развития и специфических образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи.

«Нумикон»
Цель – обучение математическим представлениям и счету. Данная программа и пособие позволяют задействовать сильные стороны маленьких детей — способности обучаться в практической деятельности, усваивать опыт в ходе простого наблюдения и запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартные образцы или шаблоны.

Наглядные и методические пособия, используемые в работе с детьми

• блоки Дьенеша;
• палочки Кюизенера;
• кубики Никитина;
• пособие Нумикон;
• развивающие игры В.Воскобовича;
• развивающие игры Никитиных;
• деревянные вкладыши;
• геометрические головоломки;
• дидактическое лото и игры на развитие внимания, мышления, речи;
• конструкторы, пальчиковые игры, пластилин, шнуровки, печатные прописи;
• наглядный материал для ознакомления с окружающим миром, предметами быта, пространственными и временными представлениями.