версия для слабовидящих
обычная версия

Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

«Нумикон как эффективный метод развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»

Рассказова Елена Александровна,

учитель-дефектолог

отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями здоровья

ГКУСО МО «Можайский социально-реабилитационный

центр для несовершеннолетних».

Дети способны научится многому,

главное — вовремя ввести новый опыт!

Не секрет, что обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода. В силу особенностей своего развития, дети с особыми образовательными потребностями сталкиваются с ощутимыми трудностями при изучении математики. Это связано с тем, что математические действия требуют довольно высокого уровня абстрактного мышления, хорошей кратковременной памяти и способности оперировать несколькими понятиями одновременно. Ребятам нужно хорошо понимать причинно-следственные связи, относительность понятий, уметь осуществлять сравнение, а также пользоваться «математическим языком». Все это вызывает затруднения у детей с ОВЗ.

Математическая подготовка детей с ОВЗ имеет исключительную практическую важность, поскольку человеку в обыденной жизни постоянно приходится оперировать арифметическими выражениями, осуществлять счет и различные операции с числовыми величинами. Овладение ребенком математическими представлениями, знаниями и умениями является немаловажным фактором его социализации. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с ограниченными возможностями здоровья не развивается полноценно без специального обучения. Наш опыт работы показывает, что эти дети могут овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.

Большинство воспитанников отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными умственными и физическими возможностями — дети дошкольного возраста с различными нозологиями. Большинство из них — с нарушенным интеллектом. Это сложный и своеобразный детский контингент, результатов их воспитания и обучения мы ждем достаточно долго. С такими ребятами не установить «обратной связи» как с их нормативно развивающимися сверстниками. И для того, чтобы «почувствовать результат», дефектологу приходиться комбинировать в своей работе различные методы и приемы, как традиционные, так и не традиционные. Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционно-развивающей работы специалистов нашего отделения является совершенствование процесса развития детей с ОВЗ в целях обеспечения оптимальных условий активизации основных линий развития и более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации.

В процессе коррекционно-развивающих занятий особая роль уделяется формированию элементарных математических представлений. Овладение математическими представлениями является эффективным средством коррекции недостатков умственного развития. Наш опыт работы показывает, что поэтапное формирование математических знаний оказывает корригирующее воздействие на слабые стороны психической деятельности детей, содействует развитию различных сторон восприятия и мышления, и, следовательно, всей познавательной деятельности в целом.

На протяжении нескольких лет дефектологи нашего отделения успешно используют пособие «Нумикон» — комплект специального дидактического материала для обучения математическим навыкам детей дошкольного и младшего школьного возраста, испытывающим трудности при изучении математики. Здесь используется мультисенсорный подход к обучению и набор наглядных пособий, разработанный в Великобритании.

Программа «Нумикон» разработана так, чтобы задействовать сильные стороны маленьких детей – их способность обучаться на практике, наблюдать и запоминать, а затем узнавать стандартизованные образцы или шаблоны. В нашем случае учить ребенка с помощью «Нумикон» очень удобно. В игровой форме дети с интересом осваивают счет. Как оказалось, очень важно для ребенка держать фигуры руками, крутить их в разные стороны, разглядывать со всех сторон, не боясь, что что-то сломается или порвется, как это часто бывает с картонными карточками. Что же такое «Нумикон»?

Система «Нумикон» разработана с целью помочь ребенку увидеть связь между числами. Как правило, дети очень быстро замечают визуальные закономерности и последовательности. Индивидуальный вид фигурок пособия помогаем детям увидеть связи между числами. Эти связи задают твердую основу для понимания детьми математики а, в особенности, их способность делать вычисления в уме.

Занятия по системе «Нумикон», стимулируют детей к визуальному восприятию чисел и пониманию взаимоотношений между ними. Благодаря зрительному восприятию и имеющийся возможности потрогать, покрутить, повертеть предметы ребенок будет изучать, как детали пособия сопоставляются одна с другой. Складывая фигуры из деталей, создавая из них различные формы, а также играя с тактильной сумочкой, ребенок научится формировать числа руками и глазами. Можно придумать разнообразные игры. Формы можно доставать из песка, из воды, или из «волшебного мешочка». Их легко обрисовывать, раскрашивать через отверстия, делать отпечатки на глине или тесте, а также взвешивать на весах. Их возможно составлять в ряд, из них можно выкладывать рисунки на плоскости и составлять любые узоры. Разнообразные предметы можно скреплять входящими в набор штырьками, выстраивать пространственную конструкцию, составлять пространственные модели больших чисел. Ориентируясь на форму, цвет и величину, ребёнок легко запомнит образ числа, соответствующий определенной форме.

Несмотря на то, что занятия на первый взгляд просты и легки, с их помощью дети знакомятся с важными математическими идеями, являющимися основой для дальнейшего понимания чисел. Важным является то, что дети учатся употреблять знакомые слова «перед» и «после» в математическом контексте, в котором значение может быть несколько иным. На занятиях важно не торопить ребенка в прохождении упражнений программы. Многие дети экспериментируют, придумывают свои собственные игры. Если ребенок с головой погрузился в свои эксперименты с элементами пособия «Нумикон» можно быть уверенным в том, что ребенок учится чему-то ценному.

За время реализации в нашем отделении программы «Нумикон» дефектологи отмечают определенные положительные результаты в формировании математических представлений у наших маленьких получателей социальных услуг. Благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам дети научились:

-производить арифметические действия;
— составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных);
-конструировать по схеме, образцу, по замыслу;
-выполнять задания по сортировке и классификации предметов, по величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий), по цвету( основные и оттеночные цвета);

-выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);

-самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;

-сравнивать объекты по качественным признакам;

-пересчитывать паттерны в пределах 10.

Применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать не только математические представления, но и конструктивную деятельность, графические навыки, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими различные нозологии: ранний детский аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич, задержка психоречевого развития и др.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что «Нумикон» стал хорошим дополнением в работе дефектологов ГКУСО МО «Можайский СРЦН». Данная методика была представлена на ежегодной Ярмарке-конкурсе социальных практик Московской области «Территория социальных инноваций» и заняла 2 место в номинации «Лучший инновационный проект среди реабилитационных учреждений».